Коронавирус заставил стартапы переформатироваться под новую реальность
Материалы выпуска
Питомник для единорогов Инновации Акселератор для стартапа Решения Коронавирус заставил стартапы переформатироваться под новую реальность Экспертиза Высокотехнологичный симбиоз Инновации Андрей Соколов: Чем технопарк похож на собес, и почему это хорошо Экспертиза
Экспертиза Санкт-Петербург и область
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

Коронавирус заставил стартапы переформатироваться под новую реальность

Руководитель корпоративного акселератора Startup Drive от «Газпром нефти» Константин Мусатов – о влиянии коронавируса на стартапы и умении адаптироваться.

«Пандемия коронавируса заметно повлияла на нашу работу. В феврале этого года мы начали вторую акселерационную программу [сейчас начинается третья – ред.] — конечно, без учета пандемии. Как обычно, мы отбирали все, что вокруг транспорта, все наши участники так или иначе связаны с нашим видом бизнеса. Ровно на экваторе программы, 16 марта, мы собрали вещи и разошлись по домам, перестроив работу с участниками и представителями бизнеса, которые в качестве менторов помогают стартапам в развитии, на дистанционную. И в этот момент мы, начав тестировать наши гипотезы, увидели, что большинство решений, которые мы хотели делать с ребятами, стали резко неактуальны для рынка.

Приведу пример: у нас был стартап, разработавший оригинальную технологию мобильной заправки в Москве. Но когда в апреле мы, по нашей технологии масштабирования, собирались отправить клиентам компании эту услугу, уже интегрированную в наши сервисы, выяснилось, что ее некому предлагать. Потому что все сидят дома на карантине, рынок упал и непонятно, когда поднимется.

В то же время, некоторые стартапы мы смогли оперативно переформатировать на новые потребности рынков. Например, команда Road Travel, которая разрабатывает платформу для автопутешествий, наоборот, стала более актуальной. Локальные путешествия полностью заменили международные, которые прекратились из-за пандемии. Мы поняли, что именно сейчас нужно дать людям большое количество вариантов локальных автопутешествий — взамен тех, к которым они привыкли, но которые стали им недоступны, поскольку связаны с поездкой за границу. И это предложение идеально встроилось в изменившуюся реальность.

Стартап перестроил свой проект на внутренние рынки каждой страны, в том числе и на российский. Мы быстро создали более 200 готовых автомаршрутов на разные длительности вокруг Москвы и Петербурга, чтобы люди могли куда-то съездить на выходных. Так как они путешествуют на личных автомобилях, это комфортно и максимально безопасно. Маршруты сформированы и в других странах, где стартап работает с локальными игроками, поскольку все страны сфокусировались на внутреннем туризме.

В некоторых странах, например, в Италии и во Франции, да и у нас на какое-то время закрывались переезды даже между регионами. Стартап это учитывает и предлагает максимально локальные маршруты — внутри региона. Например, живя в Москве можно путешествовать по Московской области — не обязательно ехать на Алтай, Кавказ или Байкал, можно путешествовать вокруг своего места обитания. И там есть куда съездить, что посмотреть. Наши совместные планы с Road Travel связаны именно с развитием внутреннего локального туризма.

Другой пример. Мы в рамках программы работаем с компанией Uсar, которая изначально занималась оптимизацией процесса мойки для каршеринга. У них нет собственных автомоек, а есть армия перегонщиков машин и мойщиков. Они ночью устраивают конвейер, последовательно загоняя каршеринги на автомойки. Это обеспечивает кратную оборачиваемость конкретной мойки, что дает большую доходность и гарантированную доходность за сутки. И за это мойка может давать более привлекательные цены для такого сервиса. Стартап живет за счет комиссии.

Это выглядит очень изящно. Есть мойка, куда отправляется человек, который организует процесс мойки. Он видит какое-то количество автомобилей каршеринга, которые нужно помыть. Он пешком перемещается к первой машине и отвозит ее на мойку. Там эту машину начинают мыть. Потом он пешком перемещается ко второй машине и тоже ее привозит. Дальше он на помытой первой машине едет к третьей, ставит первую на место третьей, которую отвозит на мойку. И так далее. Решение очень простое, но работает эффективно. Мы хотели выпустить этот проект на рынок В2С, чтобы компания брала заказы от обычных водителей.

В условиях карантина ситуация на рынке изменилась. Каршеринг встал, заказы сильно упали. Но команда проекта не растерялась. Ребята быстро сориентировались и начали оказывать услуги по дезинфекции такси и личных автомобилей. Спрос на дезинфекцию оказался достаточно высоким, так что проект сильно вырос и на таксистах, и на тех людях, которым хочется свой автомобиль дезинфицировать, чтобы избежать всех опасностей заболевания.

Справились они и с другой проблемой. Из-за падения заказов от каршеринга у них осталось без работы порядка 60 водителей и мойщиков. Они выяснили, что у сервисов доставки еды не хватает курьеров — когда в период тотального карантина спрос на доставку резко увеличился. И они взяли в аренду автомобили, посадили на них своих водителей и подключили их к сервисам доставки еды. Они нашли спрос на тот ресурс, который у них был. Временно пересмотрели свою бизнес-модель, адаптируясь под изменения рынка и благодаря этому проект продолжает успешно расти.

Сейчас, когда карантин закончился, и спрос на доставку упал, они перестали этим заниматься и переключились обратно на мойку. Дезинфекция пока сохраняется, поскольку спрос на нее еще достаточно высок. Выход на рынок физических лиц помогает им хорошо расти. Они планируют подключать другие, менее частотные услуги для водителей, другие элементы обслуживания, например, техническое — и вообще идти глубже в полный цикл работы с водителем и его автомобилем.

Некоторые стартапы, к сожалению, не смогли перестроиться и умерли. Например, стартап по мобильной заправке. Также очень пострадал другой стартап, который занимался оптимизацией логистики грузоперевозок. Сами грузоперевозки, как известно, не останавливались, но участники этого рынка перестали заботиться об оптимизации логистики. Их бизнес начал резко расти, количество заказав выросло кратно. Они ловят конъюнктуру, у них нет времени на оптимизацию и они сейчас работают, как получается. Так что задача оптимизации логистики перестала быть актуальной для грузоперевозчиков. Это установленный факт».