Шанс для идейных: российский бизнес делится антикризисными решениями
Материалы выпуска
«Большая локализация для нашей компании — стратегическая цель» Экспертиза Надо быстрее договориться Решения Шанс для идейных: российский бизнес делится антикризисными решениями Инструменты Терпеть или банкротиться: к чему готовится петербургский бизнес Решения Петербургский бизнес переходит к осознанной антикризисной политике Инструменты «Эффект от сегодняшнего кризиса проявится уже осенью» Экспертиза
Инструменты Санкт-Петербург и область
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

Шанс для идейных: российский бизнес делится антикризисными решениями

Новый кризис и самоизоляция подтолкнул российских предпринимателей к развитию новых направлений и повышению эффективности бизнеса
Фото: pixabay.com

Бизнес уже 1,5 месяца живет в условиях изоляции. Некоторые предприниматели за это время сделали инвестиции в новые проекты и планируют выйти из кризиса с двумя бизнесами, некоторые полностью перестроили текущие бизнес-процессы на работу в онлайне. В рамках межрегиональной онлайн-конференции «Бизнес жив!», организованной РБК Петербург, топ-менеджеры компаний из разных регионов страны назвали свои главные антикризисные решения и их первые результаты.

Твердая валюта

Одна из отраслей, в которой работа даже в период изоляции шла своим чередом — строительная. Покупка недвижимости в этот кризис стала для россиян способом сохранить свои сбережения. Застройщикам это позволило не отойти от своих докризисных планов продаж, отмечает вице-президент по финансам ГК АВА Групп Артем Шишкин. «Стройки не закрылись, однако прекратилась очная работа отделов продаж. Наша компания присутствует в Краснодарском краем, Ростовской области и в Москве, во всех офисах мы быстро перестроились на продажу недвижимости онлайн. В итоге за апрель этого года наши продажи не упали по сравнению с апрелем 2019 года», — отметил он. По словам Шишкина, за время карантина компания «даже умудрилась» подписать кредитную линию со Сбербанком. «Мы начали продажу в конце апреля в одном из наших ЖК и за три дня продали 40% от общего объема первой очереди (порядка 10 тыс. кв. м). Мне кажется, при каждом кризисе у людей срабатывает генетический код: надо что-то твердое приобрести, в валюту уже никто не верит, вклады обесценены, поэтому покупают недвижимость», — говорит Шишкин.

Артём Шишкин (ГК АВА Групп)

Дают возможность застройщикам заключать сделки в удаленном формате различные электронные сервисы. Один из таких — «Электроннаясделка.рф», который специализируется на электронном взаимодействии органов власти, застройщиков и риелторов, а также отправке документов на регистрацию в Россреестр. «Мы практикуем заключение электронных сделок на протяжении пяти лет и всегда были приучены работать удаленно. В апреле у нас значительно увеличилась нагрузка, пришлось ускорять темпы работы», — рассказывает основательница сервиса Камила Фазлыева. Однако, по ее словам, для заключения электронной сделки клиенту необходима электронная подпись, а это то, что невозможно получить без личного контакта. «Возможность оформить сделку сидя дома и никого не видя — это миф. Закон об электронной подписи обязует нас лично увидеть клиента и взять у него бумажное заявление, написанное от руки, — поясняет Фазлыева. — Но сделать это в режиме изоляции все же возможно: в таком случае домой к покупателю для оформления подписи приезжает представитель банка, нашего сервиса или нотариус».

Камила Фазлыева («Электроннаясделка.рф»)

Универсальные препараты

Еще одна сфера, которая не попала под ограничительные меры федерального правительства — фармацевтика. «Нам повезло по сравнению с ресторанным бизнесом и с образовательными услугами, потому что мы не закрылись ни на один день. В середине марта даже ощутили подъем продаж. Россияне привыкли покупать в кризис универсальные препараты «на все случаи жизни» — противопростудные средства, обезболивающие, потому что понимают, далее пойдет всплеск повышения цен», — говорит генеральный директор аптечной сети «Фармленд» Аделя Кальметьева.

Аделя Кальметьева («Фармленд»)

Однако рост продаж в марте не улучшил общие результаты компании. По словам Кальметьевой, за время изоляции продажи лекарств упали на 50% в точках, расположенных в торговых центрах, а в целом по сети — на 30%. «Торговые центры в регионах сейчас открыты с учетом противоэпидемических мер, но трафик там значительно упал. Сейчас наши усилия направлены на переговоры с арендодателями на снижение арендных ставок, на отсрочку арендных платежей. Большинство из них не идет на уступки, в некоторых точках арендный платеж в месяц достигает 500 тыс. рублей, — такой договор нельзя расторгнуть, даже если у тебя упала выручка в 10 раз», — отмечает Кальметьева.

Сайт, окно и QR-код

Все же значительной части отраслей в этот кризис пришлось кардинально менять свою работу и перестраивать бизнес-процессы. Среди таких отраслей оказался рынок автозапчастей. «Личный транспорт стал одним из способов изоляции, люди не перестали потреблять тот продукт, который является производным для нашего. Но я бы не сказал, что нашей отрасли повезло, ведь розница по продаже запасных авточастей закрыта, можно продавать товары только удаленно», — говорит директор по продажам ГК «ЕвроАвто» Виталий Новиков. По его словам, компании пришлось перестроить бизнес-процессы и запустить продажи через сайт, мобильное приложение и мессенджеры. «Если раньше мы делали большие инвестиции в торговые залы, то сейчас вместо них дверь, окно, объявление и QR-коды», — говорит Виталий Новиков. При этом компания «ЕвроАвто» еще год назад запустила экспресс-сервис по бесконтактной сдаче автомобиля на сервис. И если раньше эта услуга не пользовалась большим спросом, то этой весной стала популярна — пришло ее время.

Виталий Новиков (ГК «ЕвроАвто»)

Перераспределить силы в сторону онлайн-торговли решила и Coca-Cola HBC Россия. «Наш интернет-B2b-магазин был запущен в России около двух лет назад. Сейчас лояльность к онлайн-сервисам растет во всех каналах, и этот эффект, несомненно, продлится после окончания пандемии. Всего за два года работы магазин увеличил клиентскую базу почти в четыре раза. Мы планируем не останавливаться на достигнутом», — говорит менеджер по внутренним коммуникациям Coca-Cola HBC Россия Ксения Веслинская.

Ксения Веслинская (Coca-Cola)

Подводные камни онлайна

Офлайн-торговля теряет свои позиции, а вот различные интернет-магазины и сервисы доставки еды получили дополнительный импульс к развитию. При этом, по словам управляющего партнера юридического бюро Legal To Business Светланы Гузь, в условиях стремительно меняющейся реальности предприниматели при переходе в онлайн режим зачастую упускают из вида специфику данного вида торговли и не учитывают существующие правовые риски. «Прежде всего, предпринимателям нужно помнить о запрете на рекламу и дистанционную торговлю алкоголем. Не стоит пренебрегать данным законодательным ограничением, поскольку нарушение правил продажи алкогольной продукции может привести к аннулированию лицензии и закрытию бизнеса», — предостерегает Светлана Гузь. «Далее, необходимо помнить о налоговом законодательстве. При переходе в онлайн режим многие индивидуальные предприниматели попадают в поле зрения налоговых органов, и в случае отсутствия надлежащего оформления своей деятельности в качестве ИП или самозанятого рискуют быть привлеченными к административной и уголовной ответственности за неуплату налогов», — отмечает адвокат.

Светлана Гузь (Legal To Business)

Начиная работу в сети, предпринимателям также нужно ознакомиться с правилами использования персональных данных посетителей сайтов, напоминает Светлана Гузь. По российскому законодательству, сбор, хранение, использование персональных данных без письменного согласия пользователя не допускаются. Ответственность за утечку персональных данных клиентов может ограничиваться не только штрафами и административными действиями в адрес должностных лиц, но и привести к закрытию интернет-магазина, говорит управляющий партнер юридического бюро Legal To Business.

Займы для бизнеса

Несмотря на различные стратегии бизнеса в условиях кризиса, многим компаниям выручки в новых реалиях едва хватает на зарплаты сотрудников, отмечают участники дискуссии. В такой ситуации предприниматели могут рассчитывать на помощь от государства, говорит заместитель директора Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства Валерий Пиличев. «В начале апреля мы запустили программу займов «Антикризис» для тех предпринимателей, кому необходимо выплатить зарплату сотрудникам или оплатить аренду. Максимальный размер займов — 300 тысяч рублей, ставка — 5,5% годовых. При этом еще есть программа, где мы списываем все проценты по пошлым займам и новому антикризисному за май—июль 2020 года, чтобы облегчить финансовую нагрузку на предпринимателей. На начало апреля капитализация нашего фонда микрокредитования составляла около 1,5 млрд рублей, правительство области в ближайшее время планирует докапиталтизацию еще на 330 млн рублей как раз на реализацию новых антикризисных видов поддержки», — поясняет Пиличев.

Валерий Пиличев (Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства)

Второй вид помощи от государства, который можно получить в Свердловской области, — инициированная губернатором выплата всем самозанятым по 5 тыс. рублей. «Для этого достаточно зарегистрироваться и подать заявление в личном кабинете на сайте фонда с указанием расчетного счета, после этого мы сверяем все данные и переводим деньги», — делится опытом региона Валерий Пиличев.

Ставка на человека

Главным же в этот период турбулентности является сохранение команды — ведь рано или поздно ограничительные меры будут сняты, и работа в привычном режиме продолжится. «В центре деятельности нашей компании всегда стоит человек — будь то сотрудник, клиент или потребитель», — делится Ксения Веслинская.

По ее словам, в Coca-Cola HBC Россия сейчас работает более 7 тыс. сотрудников. Еще в начале пандемии компания развернула внутрикорпоративную информационную программу «Пройдем это вместе». «Мы запустили ряд направлений, которые помогут сотрудникам прокачать свои навыки для жизни в новых реалиях. Ежедневно у нас проходят вебинары на разную тематику: начиная от психологических методик преодоления кризиса и заканчивая тем, как быть финансово грамотным в условиях кризиса. Также мы даем возможность сотрудникам консультироваться с коучами-психологами, обсуждать с ними насущные проблемы», — говорит Веслинская.

В то же время, отмечают участники дискуссии, за 1,5 месяца работы в изоляции компании достигли значимого прогресса в своей деятельности. «Этот кризис бизнес вывозит на идейности. Если бы не было идейных предпринимателей, не появлялись бы новые электронные ресурсы и сидели бы наши застройщики без сделок», — отмечает Камила Фазлыева. — Если бы не бизнес, мы бы эту самоизоляцию не пережили, вся страна на бизнесе держится».