Рынок спутникового телевидения достиг насыщения, поэтому операторам необходимо найти новые точки роста. Зарабатывать только за счет прироста абонентской базы уже не получится, уверены участники дискуссии «Телевидение в эпоху четвертой промышленной революции» XXIV международной конференции операторов и пользователей сети спутниковой связи РФ SАTCOMRUS 2019. Спасение эксперты видят в конвергенции.
Как отметили участники круглого стола, четвертая промышленная революция и массовая цифровизация оказали влияние и на телевизионную индустрию: меняется модель потребления видео, меняются устройства, на которых смотрится контент, появляются новые технологии, которые влияют на привычки пользователей и на сам контент.
Среди дисрапторов рынка — такие игроки, как Netflix, производящие, выпускающие и доставляющие контент своими силами, а также UGC (User-generated content — ред.), контент, который пользователи создают сами и сами же распространяют через интернет-платформы.
Таким образом, изменения затронули всех участников процесса производства и доставки ТВ-контента: изменилась вся цепочка поставок. И как выжить в новых реалиях — один из важнейших вопросов, которые вынуждены сейчас решать участники индустрии.
Директор проекта «Медиалогистика» компании МСК-IX Григорий Кузин убежден, что сейчас стоит переключить внимание со способа доставки на сервис, поэтому крайне важно изучать, что происходит в смежных отраслях. «Мы развиваем сервис наземной доставки телеканалов, и ключевое здесь — именно сервис: какой «транспорт» используется уже неважно. Нужно понимать: мы живем в век уберизации всех отраслей. Эта модель изменила сервис такси, трансформировав всю индустрию, а затем пришла в другие отрасли. Наземная доставка ТВ-контента существовала давно, мы сделали в первую очередь сервис, который позволяет клиенту зайти в личный кабинет, нажать кнопочку «хочу телеканал», и он моментально будет доставлен потребителю. Услуга стала важнее, чем канал, который будет задействован для ее доставки. Такую же модель можно применить и для рынка спутникового ТВ. Можно не делить контент по виду доставки, а сделать единый интерфейс для телеканалов и операторов», — объясняет Григорий Кузин.
Эксперт напомнил, что именно сервисная составляющая до сих пор является одной из проблем рынка спутникового ТВ: спутниковый оператор не предоставляет SLA (Service Level Agreement, соглашение об уровне предоставления услуги — ред.) в сторону потребителя сигнала, телевизионного провайдера — только вещателю. Поэтому, если по каким-то причинам случаются перебои в доставке сигнала, потребитель не может обратиться в техподдержку спутникового оператора. Если же внедрить сервис, схожий с тем, что предлагает «Медиалогистика», это не только упростит взаимодействие участников цепочки доставки контента, но и решит проблему с техподдержкой, что повысит лояльность клиентов и создаст новые точки роста бизнеса.
Пока же игроки индустрии спутникового ТВ идут своим путем, решая проблемы с насыщением рынка своими собственными силами. Так, генеральный директор ОАО «СТВ» Юлия Шахманова рассказала, что изменение модели потребления видеоконтента и рост числа конечного пользовательского оборудования вынудили компанию разработать новый сервис, который получил название «Спутниковый CDN». Он, как надеются его создатели, позволит реализовать систему мультискрин-вещания, чтобы дать возможность клиенту получать любой контент в любом формате на любом устройстве в любой точке страны. Сервис уже прошел тестирование в сетях двух кабельных операторов, что позволило выявить нюансы его работы и получить более точные данные по пользовательским предпочтениям. В начале 2020 года сервис запустят в коммерческую эксплуатацию.
«Триколор», как пояснил заместитель генерального директора НАО «Национальная спутниковая компания» Николай Орлов, работает над созданием экосистемы цифровых сервисов. На данный момент эта экосистема включает не только ТВ, но и классический онлайн-кинотеатр и игровой проект. Рассматриваются и такие направления, как медицина и образование, однако решения по ним еще не приняты.
Что касается распространения UGC, то эксперты не слишком верят в его разрушительную для рынка классического ТВ-контента силу. Прежде всего, это связано с тем, что сами игроки UGC-рынка (например, YouTube) активно стараются привлечь на свою площадку классических ТВ-вещателей и производителей контента — эта тенденция заметна на крупных отраслевых выставках.
Впрочем, не верят эксперты и в то, что цепочку поставок ТВ может изменить блокчейн. Логика операторов проста: если все можно делать без блокчейна, зачем в цепочке поставок нужно еще одно звено?