В рамках Петербургского международного экономического форума 2019 активно обсуждался вопрос развития туристической отрасли. Один из приоритетов — развитие внутреннего туризма. Сегодня в среднем на каждого россиянина приходится меньше одной поездки в год. Какие меры поддержки нужны отрасли, как развитие цифровых продуктов повлияет на турпоток и окажет ли должное влияние на въездной туризм отмена виз — в материале РБК Петербург.
Поднять планку
По итогу 2018 года Минэкономразвития оценил внутренний туристический рынок России в $70 млрд, из них около $12 млрд приходится на иностранцев. По словам заместителя председателя правительства России Ольги Голодец, важным показателем в объеме туристического потока является число поездок, приходящихся на одного жителя. «Сейчас по международной статистике на каждого жителя страны приходится 0,49 поездки. Мы понимаем, что туризм — прямое отражение качества жизни населения. Наша цель — сделать туризм доступным для каждого жителя страны, так чтобы на одного человека приходилось не менее одной поездки. И, конечно, мы бы хотели увеличить объем въездного туризма как минимум на $20 млрд», — отметила Ольга Голодец в ходе дискуссии «Основные принципы формирования туристско-рекреационных зон».
Решить эту задачу призвана разработанная правительством РФ стратегия по развитию туризма до 2035 года. По словам Ольги Голодец, она нацелена на развитие инфраструктуры, создание условий по привлечению инвестиций для развития туристического бизнеса — куда прежде всего входит совершенствование законодательной базы, создание налоговых преференций для тех, кто занимается туристическим бизнесом, и развитие информационной поддержки отрасли.
Создавая смыслы
По словам участников и экспертов туристического рынка России, основная преграда развития отрасли — визовые ограничения. Решение этой проблемы находится в активной фазе — прорабатывается возможность внедрения электронных виз. «Я считаю, что в ближайшее время будет принято положительное решение по этому вопросу и через год-полтора, электронный режим визы заработает на территории всей страны», — отметила в ходе дискуссии на ПМЭФ глава Росстуризма Зарина Догузова.
С 2017 года электронная виза действует на территории Дальневосточного округа, с 1 июня 2019 года на территории Забайкальского края, с 1 июля 2019 года виза такого формата начнет действовать в Калининградской области. Однако, по словам Зарины Догузовой, точечное введение электронной визы заметно не отразится на экономических показателях отрасли. «Пока такой режим не заработал на территории всей страны, о нем мало кто знает, как из россиян, так и из иностранцев. Россия до сих пор ассоциируется с закрытой страной в визовом плане и мы будем серьезно работать, чтобы этот образ разрушить», — заявила глава Росстуризма.
«Виза является одним из основных ограничений для туризма, но не единственным», — добавила Зарина Догузова. По словам министра курортов и туризма Крыма Вадима Волченко, туристическая привлекательность прежде всего связана с инвестиционной привлекательностью. «Чем больше в Крыму будет строиться новых отелей, семейных, развлекательных комплексов с современной инфраструктурой, развлекательными и СПА-комплексами, большим номерным фондом, тем экономическая ситуация и конкурентная среда в туристической отрасли будет улучшаться. Мы уже видим эти изменения», — отметил он.
Участники рынка уверены, что развивать туристический потенциал можно и в существующих условиях. Один из драйверов — событийный туризм. «Мы видим в нем большое преимущество для Крыма, — отмечает Вадим Волченко. — Только в высокий сезон здесь проходит более 200 событийных мероприятий различной направленности и Крым в связи с этим признается самым событийным регионом России. Чтобы выбрать для себя поездку в Крым, нужно видеть смысл. И мы эти смыслы в какой-то степени создаем сами, не считая, конечно, природных, лечебных, культурных преимуществ Крыма, в чем ему нет равных». Улучшение транспортной доступности, постоянное развитие инфраструктуры, программы лояльности вкупе с грамотным ценообразованием и улучшением сервисного обслуживания в отрасли, позволяют рассчитывать на рост турпотока на полуострове на 5-10% в год. «Ожидаем, что в Крыму в этом году отдохнет порядка 7,1 млн. человек», — добавил Вадим Волченко.
Экологичные туристы
Говоря о перспективах развития туристического кластера в Петербурге, идеолог проекта BEST.Petersburg и председатель совета директоров ООО «Культурная Столица» Денис Котов, отметил, что Северной столице нужно обратить внимание на туристов с Запада, на его взгляд, они более «экологичны» и эффективны с точки зрения экономики.
«Под «экологичностью» я имею ввиду, что европейцы, во-первых, оставляют больше денег; во-вторых, они в свободном режиме гуляют по городу, посещая предприятия малого и среднего бизнеса — кофейни, маленькие отели, хостелы, поскольку это привычная культура для западного мира. В отличие от гостей из юго-восточной Азии, которые ездят в основном группами. Более того, полный экономический цикл пребывания китайских туристов в российских городах, и в Петербурге, в частности, сопровождают китайские компании. То есть гости из Китая оставляют денег и налогов в российской экономике существенно меньше, при этом они заполняют туристические маршруты Петербурга также интенсивно, как европейцы», — говорит Денис Котов.
Как отмечает бизнесмен, для того, чтобы привлечь туристов в Петербург, городу необходимо развивать свой туристический бренд, а также увеличивать технологическую составляющую присутствия в мировом и западном пространстве интернета. «Мы с проектом BEST.Peterburg работаем в этом направлении, разрабатываем платформу, к которой люди бы обращались и приезжали в Петербург как в первый раз, так и в последующие. Качественная интернет платформа поможет туристам осуществить и второе, и третье посещение Петербурга», — отметил Денис Котов.
Обогнать паровоз
Как говорят эксперты, новые технологические решения помогают туристам не только определиться с маршрутом своего путешествия, но и открывают возможности для бизнеса по созданию уникального предложения для гостей. Однако, по словам генерального директора «Президент Отель» Киры Захаровой, цифровизация, несмотря на массу плюсов, создала разрыв между крупным бизнесом и небольшими компаниями.
«Цифровизация гостиничной отрасли — это возможность создать уникальное предложение для нашего гостя: не просто удовлетворить его ожидания, а предвосхитить их. Это требует огромной консолидации информации, работы с big data, системного сбора информации, ее интеграции, обработки. Сегодня уже мало собрать информацию и ее проанализировать. Допустим, вы знаете, что у вас люди больше любят соленое, мягкие подушки и горячий душ. Но дальше возникают колоссальные проблемы между их запросами и возможностями, которые есть здесь и сейчас. У меня, как у отельера, есть представления, как я могу использовать информацию о каждом госте, но как систематизировать всю информацию, пока не понятно. И потом, большие данные это дорого. В итоге самостоятельные объекты размещения не могут угнаться за такими гигантами как Booking.com, который умеет обрабатывать эту информацию эффективно. Сейчас такая ситуация: мы бежим за паровозом, которой ушел далеко», — отмечает Кира Захарова. По ее словам, среднему и мелкому бизнесу необходимо придумывать новые стратегии и строить опережающие системы, чтобы догнать и обогнать крупные компании.
Медицина будущего
Еще одно направление развития — оздоровительные курорты. Примером такого проекта является курорт «Первая линия», открывшийся год назад в Зеленогорске. Инициаторы проекта взяли за основу prevent age подход, суть которого — в увеличении продолжительности и качества жизни за счет комплексного применения инновационных достижений осовремененной медицины. Выбор нетипичной для России концепции оказался удачным — сегодня курорт бьет рекорды по заполняемости.
«Наша концепция — это курорт, но медицина — одна из важнейших его составляющих, ядро и сердце. Само место и предполагает, и располагает к тому, чтобы выключиться из рабочей суеты хотя бы на несколько дней и заняться здоровьем. Во всем мире люди все чаще хотят не просто отправиться куда-то, чтобы провести время, но отдохнуть с пользой, — отмечает сооснователь курорта «Первая линия» Мария Грудина. — К концу мая 2019 года программами курорта воспользовались 4000 человек, и мы видим, что начало работать «сарафанное радио». Людям нравится результат, и они охотно им делятся. Мы старались влиять на формирование культуры prevent age не только в Петербурге, но и по всей России. В результате сегодня около 50% наших клиентов — из Москвы и других регионов страны. В России просто нет аналогов, и потому люди, которые хотят инвестировать в свое здоровье, думают на перспективу, приезжают к нам».