Proptech: зачем рынку недвижимости понадобились стартапы
Материалы выпуска
Молодо – зелено Рынок Логистика на платформе Решения Борцы с бесплодием Инструменты Proptech: зачем рынку недвижимости понадобились стартапы Экспертиза
Экспертиза Санкт-Петербург и область
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

Proptech: зачем рынку недвижимости понадобились стартапы

Руководитель направления «Технологии в недвижимости» Colliers International Игорь Темнышев – о хайпе, акселераторах и экономии на аренде.

В 2018 году наша компания совместно с TechStars запустила свой первый бизнес-акселератор в сфере проптех (от английского «property» и «technology»). Работа со стартапами — непривычная сфера для рынка недвижимости; до сих пор технологии «выстреливали» совсем в других областях. Тем не менее, спустя меньше года с начала работы проптех-акселератор выпустил на рынок такие перспективные компании, что я уже уверен — эти технологии будут «взлетать».

Вокруг любой технологии всегда много хайпа — будь это Big Data, блокчейн или proptech. На волне растущей проптех-индустрии отличить инновационное решение от рекламы непросто: на рынке много спекулянтов и оторванных от реальных проблем бизнеса мечтателей. Однако мера есть — если внедрение технологии не несет за собой сокращение сроков проекта, снижение его стоимости, повышение эффективности или увеличение выручки, то, видимо, эта технология пока работать не будет. И наоборот.

Нет проблемы? Есть решение

Для совершения прорыва порой не столько важна новизна и уникальность самой технологии, сколько благоприятное стечение обстоятельств и изобретательность предпринимателя, которому удастся найти эффективное применение технологии в каком-то процессе. Причем это применение может оказаться очевидным, но, как известно, все гениальное — просто. Если колесо было придумано еще несколько тысячелетий до нашей эры, то такое гениальное изобретение, как чемодан на колесах, принадлежит американцу Давиду Садоу и датировано 1972 годом. Казалось бы, ну почему это не придумали раньше?!

Однако на рынке можно встретить и компании, предлагающие решения несуществующих проблем. Например, с помощью виртуальной реальности. Когда-то ни одна выставка по недвижимости не обходилась без различных стартапов в сфере виртуальной реальности, которые показывали, как вы можете выбрать дом. Но если сопоставить стоимость технологии и оборудования и то, какую ценность вашему продукту приносит эта технология, становится очевидно, что к увеличению прибыли и скорости продаж она вряд ли приводит, скорее, увеличивает затраты. Так, например, на текущий момент мы видим, что виртуальный тур по объекту куда удобнее совершить через просмотр на большом экране его 3D-модели (bird’s-eye view и панорама 360), нежели с помощью решений в области виртуальной реальности.

Навстречу бизнесу

В связи с появлением множества проптех-стартапов, порой предлагающих ненужные решения, меняется и задача консультантов — теперь они выполняют роль проводника в мир проптеха не только для крупного бизнеса, заинтересованного в оптимизации процессов, но и для небольших стартапов, предлагающих технологичные решения.

В 2018 году Colliers International запустил бизнес-акселератор в сфере проптех, к данному моменту выпустивший на рынок несколько эффективных технологий. Например, стартап Basking, который изначально предлагал использовать технологию анализа данных с MAC-адресов (уникальный идентификатор, который присваивается каждой единице сетевого оборудования), чтобы решать проблему энергоэффективности и контроля потребления энергии, анализируя присутствие на рабочем месте сотрудников. Пройдя акселерацию на Colliers & TechStars, компания преобразовала первоначальную идею, и теперь при помощи этой технологии Basking может объективно анализировать, насколько эффективно используется занимаемое офисное пространство, и в результате помогать бизнесу экономить миллионы на аренде.

Мы тестировали технологию на себе. Принимая решение о необходимости расширения своего офиса в Лондоне, наша компания анализировала эффективность использования текущих помещений. Выявив ряд помещений со среднемесячной загрузкой всего 12%, нам удалось значительно сэкономить на аренде избыточного количества дополнительных площадей.

Интерес к высокотехнологичным стартапам проявляют практически все ключевые игроки рынка коммерческой недвижимости. Например, в 2018 году еще одна консалтинговая компания запустила венчурный фонд для поддержки стартапов в недвижимости. Летом 2019 года был презентован первый продукт, созданный на базе акселератора — интеллектуальный голосовой помощник. Используя искусственный интеллект GoogleCloud, приложение позволяет забронировать свободную переговорную или рабочее место, найти информацию о блюдах бизнес-ланча или о расписании транспорта.

Поймать момент

Раздумывая над тем, стоит ли инвестировать в проптех-стартапы, нужно помнить, что есть два типа компаний: те, которые хотят быть на передовой, и те, которые используют уже адаптированные решения, оправдавшие свою эффективность. Первопроходцы, безусловно, рискуют больше — инвестиции в новые разработки могут выстрелить быстро или не очень быстро могут вообще не сработать. Однако в случае успеха первым достанется большая доля рынка, а последователям — остатки.

Я убежден, что преуспеют на рынке недвижимости те компании, которые с осторожным вниманием будут следить за развитием технологий и проптех-стартапов, чтобы не пропустить момент, когда к «чемодану надо приделать колеса».