Логистика входит в ТОП-5 наиболее «цифровизированных» отраслей в России и в мире. Интерес перевозчиков к цифровым технологиям понятен — это значительная оптимизация издержек и повышение уровня сервиса для клиента. Однако переход от отдельных цифровых решений к платформенным может привести к настоящему переделу рынка.
Каждый третий
По данным доклада PwC «Будущее транспортно-логистического сектора», именно в области логистики значимости систем обработки и анализа данных придается наибольшее значение: 90% при среднем значении 83%. Но, несмотря на то, что цифровизация — залог сохранения бизнеса в меняющемся мире, доля транспортных и логистических компаний, оценивающих свой текущий уровень цифровизации как «продвинутый», составила, по данным доклада, только 28%. Не все готовы кардинально перестраивать отлаженные бизнес-процессы.
Дисбаланс между пониманием необходимости цифровой трансформации и реальным состоянием дел довольно велик не только в России, но и в мире. «В Европе, в Америке многие логистические компании еще совершенно не цифровые. Водитель, вместо того, чтобы получить карту маршрута где-нибудь в айпаде, получает ее в виде списка адресов на бумажке. Вместо того, чтобы подписать инвойс цифровой подписью, опять-таки что-то надо распечатывать, куда-то нести, искать шариковую ручку... Да, все витрины у логистических компаний уже давно цифровые, но все внутренние процессы до сих делаются по старинке», — говорит ведущий консультант международной компании DataArt, эксперт в области IT-решений для логистики Денис Баранов.
Согласно данным доклада PwC, с 2014 года венчурные компании инвестировали в цифровые стартапы в области логистики во всем мире более $1 млрд. При этом объем инвестиций традиционных поставщиков логистических услуг в цифровые стартапы по-прежнему не превышает 6%. Из заметных цифровых инициатив последнего времени можно отметить службу грузоперевозок в минивэнах UberCARGO, службу экспресс-доставки для онлайн-ретейлеров UberRUSH, стартап Dolly, соединяющий горожан с сетью зарегистрированных водителей.
В России автоматизацию логистики применяют как транспортно-логистические компании, так и федеральные ретейлеры (Х5, Магнит, Дикси и др.), а также добывающие и перерабатывающие производства, деятельность которых связана с большими объемами перевозок. Так, Газпромнефть применяет мультиагентные технологии на основе искусственного интеллекта. Внедрением таких технологий сегодня занимаются и мировые гиганты со сложнейшей логистикой. Например, Coca-Cola, которой искусственный интеллект позволил повысить выполняемость заказов на 7% и получить экономию на транспортные расходы до 20%.
Цифровые двигатели
В сфере логистики в России можно говорить о двух важных драйверах цифровизации, отмечает директор по информационным технологиям, процессам и инновациям FM Logistic в России Дмитрий Федоров: естественная цифровая эволюция и государственная программа цифровой экономики.
«Например, желание клиента знать точный срок доставки его заказа уже является нормой, к которой стремятся все операторы и транспортные компании. Те, кто не готов к этому, быстро окажутся «за бортом». А вот готовность работать в рамках системы обязательной маркировки товаров «Честный знак» — это императив, возложенный государством на всех игроков рынка, со сроками готовности, обязательствами и административной ответственностью. Оба этих варианта заставляют логистику меняться и трансформироваться», — отмечает Дмитрий Федоров.
В сфере логистики целый ряд вопросов инициирован государством и не может быть решен без его вмешательства, отмечает исполнительный директор Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики (СЭЛ) Ольга Федоткина. «Это, в частности, государственный цифровой суперсервис «Безбумажные перевозки пассажиров и грузов». Его концепцию представили в июле этого года, а сам проект должен быть запущен до 2024 года. Здесь мы говорим про онлайн-оформление документов для грузовых перевозок на автомобильном транспорте, в том числе, про оформление и контроль электронных документов при осуществлении международных перевозок, включая спецразрешения и ЭТРН [электронную транспортную накладную]», — приводит пример Ольга Федоткина. Концепция электронного документооборота идет в русле создания транзитного «Зеленого коридора» через территорию России.
Общий путь
Действуя в логике необходимых изменений, российские перевозчики и крупнейшие ретейлеры применяют системы управления транспортом TMS (Transportation Management System) и складами WMS (Warehouse Management System). По оценкам участников отрасли, это дает экономию времени и денег от 10 до 35% по отдельным направлениям.
Активно присутствуют на рынке цифровых решений для перевозок и сотовые операторы. «Внедрение в сфере логистики решений на базе интернета вещей позволяют снизить издержки на топливо, на ремонт и простои из-за него, сократить аварийность и оптимизировать стоимость страховки. По отдельным клиентам уже в первый месяц внедрения наших решений экономия достигает 15%», — говорит директор по работе с бизнес-рынком МТС в Санкт-Петербурге Евгения Корж.
«Мы давно применяем системы TMS и WMS, а также соединяем их в рамках продукта «Деловые Линии: Грузоперевозки», который выдерживает 10 тыс. одновременно работающих пользователей и учитывает все происходящие изменения в системе. Ведем аналитику на массивах BigData, применяем искусственный интеллект. У нас есть специализированное приложение для водителей большегрузов, сервис для клиентов, позволяющий через приложение с помощью смартфона измерять габариты груза, API [расчет стоимости доставки-ред.] для интернет-магазинов», — отмечает генеральный директор ГК «Деловые Линии» Фарид Мадани.
Переезд на платформу
В компаниях может быть своя система, объединяющая различные цифровые решения, но глобальное требование времени — общеотраслевые решения и дополнительные возможности для взаимодействия разных участников рынка на современных цифровых рельсах. Именно здесь и появляются платформы.
«Один из основных трендов времени — переход к логистике как сервису, когда кто-то создает логистическую платформу, и ей начинают пользоваться другие игроки рынка. Любопытно, что такими сервисами обычно начинают пользоваться маленькие и средние компании. Использование таких платформ дает им конкурентные преимущества сразу «из коробки» — в таких платформах за разумную цену обычно есть все необходимые digital-процессы типа документооборота, системы аналитики и так далее. Это мировой тренд», — отмечает Денис Баранов.
Один из российских примеров — цифровая платформа грузоперевозок TRAFFIC, представленная на выставке ComTrans. Разработчик — компания BIA-Technologies. Она учла опыт сотрудничества с крупнейшими перевозчиками, такими как ГК «Деловые Линии». «Платформа осуществляет проверку и допускает к рейсам конкретного грузоотправителя только тех перевозчиков, которые соответствуют его критериям допуска. Тем самым мы предоставляем грузоотправителю настраиваемый инструмент управления рисками», — поясняет директор продуктового офиса BIA-Technologies Антон Рудашевский.
За четыре месяца тестирования к платформе подключились 1,2 тыс. грузоперевозчиков с совокупным автопарком 52 тыс. единиц. Платформа позволяет сократить время простоев между разгрузкой и погрузкой на 50%, на 30% снизить нагрузку на персонал (логистов, диспетчеров, менеджеров), вдвое сократить время на подбор машины. Для грузоотправителей работа на платформе позволяет получить услугу по оптимальной цене и наблюдать за индексом цен в динамике. Система торгов, реализованная на платформе, позволяет комбинировать различные модели закупок для достижения целевых бюджетов и сроков.
Собственные цифровые компетенции «Деловых Линий», отмечает Фарид Мадани, дают не меньшую экономию, однако сотрудничество со сторонними и партнерскими платформенными сервисами — еще одна возможность оставаться в лидерах отрасли в области высокотехнологичных решений.
По оценкам представителей платформы TRAFFIC, по итогам тестового периода оборот составил порядка 15 млрд рублей. Напомним, объем рынка коммерческих автомобильных грузоперевозок в России, по данным BusinesStat, в 2018 году составил 814,9 млрд руб. (+7,7% к 2017 году).
Новый рынок
По прогнозам членов СЭЛ, платформы в грузоперевозках изменят расклад сил на рынке. Исчезнет целая категория посредников-экспедиторов, выполняющих функцию агрегатора информации о грузах и транспорте. Сегодня, по экспертным оценкам, в России до 40% стоимости перевозки составляют услуги экспедиторов.
«Изменятся условия конкуренции для сервисных провайдеров (страхование, стоянки, техобслуживание и прочее), которые будут предлагать свои услуги на платформе, а ценовая конкуренция при этом обострится», — отмечает Ольга Федоткина. Возрастет эффективность использования транспорта за счет сокращения порожних пробегов и простоев в ожидании груза. Будет решена ключевая проблема рынка грузоперевозок — обеление отрасли. По оценке СЭЛ, не меньше половины от всего объема игроков отрасли полностью или частично используют в своей работе серые схемы.
Впрочем, основной вопрос — это количество пользователей цифровых платформ, подчеркивает старший вице-президент DataArt Денис Афанасьев: «Эффективность сети пропорциональна квадрату числа пользователей».