Рынок услуг репродуктивной медицины Санкт-Петербурга в ближайшие годы будет расти. Основными драйверами его развития станут растущий спрос со стороны населения на вспомогательные репродуктивные технологии, расширение деятельности частных клиник в рамках системы ОМС и развитие государственных программ поддержки медицинского туризма.
Снижение рождаемости
По данным Росстата, показатель рождаемости в России в первом полугодии 2019 года снизился на 8,3% и составил 9,9 младенца на 1000 человек — против 10,8 детей на 1000 человек годом ранее. Основная причина такой ситуации — бесплодие. По данным Минздрава, в разных регионах страны частота бесплодных браков составляет от 17,2% до 24%.
В Петербурге и Ленинградской области ситуация аналогичная: по данным Петростата, в январе — мае 2019 года в городе родились 23,6 тыс. детей, в области — 5,6 тыс. детей, что меньше аналогичного показателя 2018 года на 2283 и 176 человек соответственно. Коэффициент рождаемости в первые пять месяцев 2019 года в Петербурге составил 10,6 детей на 1000 человек, в Ленобласти — 7,3 ребенка на 1000 человек. Несмотря на то что показатель рождаемости в Петербурге выше, чем среднероссийский, его динамика отрицательная: снижение составило 9,4%.
Прогнозы на будущее неутешительны. По оценкам Петростата, показатели рождаемости в Петербурге и Ленобласти в 2019 году продолжат снижаться и составят 10,4 и 7,8 детей на 1000 человек, а к 2035 году сократятся до 9,1 и 6,4 детей на 1000 человек соответственно.
Стресс и экология
Причина, по мнению экспертов, кроется в ухудшающемся репродуктивном здоровье населения. На людей негативно влияют стрессы на работе, сидячий образ жизни, нерегулярность половых отношений и планирование беременности на более поздний репродуктивный возраст, недостаточность функции щитовидной железы, недостаток витамина D в организме, перечисляет главный врач Центра планирования семьи МЕДИКА Елена Танчук. Все эти факторы, отмечает эксперт, приводят к снижению качества половых клеток, формированию аномальных эмбрионов, что влечет ненаступление или потерю беременности и, как следствие, снижение общего репродуктивного потенциала.
Главный врач центра «ЭмбриЛайф» клиники «ГрандМед» Светлана Байбородова акцентирует внимание на росте мужского бесплодия. «Если ранее специалисты объясняли бесплодие в равной степени мужскими и женскими проблемами, то в последние годы процент мужского бесплодия несколько вырос», — отмечает врач. При этом Минздрав констатирует, до 40% случаев мужского бесплодия относятся к так называемому идеопатическому бесплодию, обусловленному не медицинскими причинами, а являющемуся следствием плохой экологии, нездорового образа жизни и патологическими генетическими изменениями в организме.
Еще одной причиной проблем с деторождением эксперты называют раннее начало половой жизни. Это приводит к тому, что, когда пара «созревает» для планирования беременности и понимает, что без помощи врача у них это не получается, специалисты зачастую констатируют у будущих родителей последствия урогенитальных инфекционных заболеваний, подчеркивает Светлана Байбородова. Среди заболеваний, отрицательно влияющих на репродуктивные возможности, она выделяет нейроэндокринные синдромы — последствия ожирения и сахарного диабета и «болезнь XXI века», эндометриоз, который, по оценкам Минздрава, является причиной женского бесплодия в 50% случаев.
ЭКО в помощь
Все эти объективные причины приводят к тому, что люди, имеющие непреодолимые проблемы с естественным зачатием и беременностью, но стремящиеся стать родителями, активно пользуются вспомогательными репродуктивными технологиями (ВРТ), в числе которых процедуры экстракорпорального оплодотворения (ЭКО). По данным Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга, из 64 363 родов, зарегистрированных в 2018 году, 2544 родов, или 3,95%, состоялись в результате применения ВРТ. В прошлом году после процедуры ВРТ родилось 3007 детей, что составило 4,6% от общего числа новорожденных.
По оценкам генерального директора Ассоциации частных клиник Санкт-Петербурга Александра Солонина, общий объем городского рынка репродуктивной медицины превышает 1 млрд рублей в год, из которых более 500 млн рублей приходится на услуги ЭКО по квотам Территориального фонда ОМС. Как пояснили в комитете здравоохранения, плановые задания на предоставление услуги ЭКО за счет средств ОМС утверждаются решением Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования. Так, в 2018 году квота на услуги ЭКО составила 4,2 тыс. циклов при нормативном показателе в 5,3 тыс. циклов. Последний формируется исходя из принятого в мировой практике и рекомендуемого Минздравом критерия расчета: 1000 ЭКО на 1 млн населения.
Государство готово оплатить гражданину расходы на цикл ЭКО в размере 130 тыс. рублей, но, как подчеркивает директор Петербургского медицинского форума Сергей Ануфриев, фактические затраты на процедуру могут доходить до 250-300 тыс. рублей. «Выделенная государством квота не перекрывает весь спектр услуг, в которых может нуждаться конкретная семейная пара. Всего предусмотреть невозможно. За счет собственных средств граждане проходят лечение в донорских программах, суррогатном материнстве, генетические исследования», — объясняет Светлана Байбородова.
Основной категорией пациентов, которые формируют спрос на услуги ВРТ, являются мужчины и женщины в возрасте 25-45 лет с бесплодием в браке, одинокие женщины, которые используют донорский материал для проведения протоколов ВРТ — инсеминации и ЭКО, женщины, сосредоточенные на карьере и откладывающие беременность до лучших времен, делится наблюдениями Елена Танчук.
Перспективный рынок
В настоящее время, по данным Комитета по здравоохранению, в Петербурге услугу ЭКО за счет средств ТФ ОМС можно получить в 23 медицинских организациях: 8 бюджетных центрах и 15 частных. Эксперты единодушны в том, что частным клиникам выгодно сотрудничать с государством в этом вопросе, хотя с коммерческой точки зрения не обеспеченная ОМС услуга ЭКО более выгодна, отмечает Елена Танчук.
По прогнозам Сергея Ануфриева, рынок будет расти в основном за счет бюджетного сектора. Квоты на ЭКО ежегодно увеличиваются, в то время как спрос на целиком коммерческие услуги падает. Эксперт связывает это с общим падением уровня доходов населения и снижением платежеспособного спроса, а также с тем, что в нынешней непростой экономической ситуации люди откладывают такое затратное дело, как родительство, на потом.
Конкурентная борьба за средства ТФ ОМС, выделяемые на ЭКО, между клиниками в ближайшем будущем станет одним из драйверов роста рынка репродуктивной медицины в Петербурге, считает Александр Солонин. По его мнению, обострение конкуренции вынудит действующих игроков, в том числе крупные частные клиники, увеличивать свои возможности в сфере ЭКО и наращивать компетенции в этой области. Он также не исключает появление новых игроков из числа действующих клиник.
Родительский туризм
Еще одним драйвером роста рынка услуг репродуктивной медицины, по мнению экспертов, станут поддерживаемые государством программы медицинского туризма. По словам Светланы Байбородовой, в последние годы отмечается рост потока желающих сделать ЭКО из регионов, причем если несколько лет назад это были преимущественно жители Петербурга и Ленобласти, Северо-Западного региона, то теперь география расширилась за счет пациентов с Дальнего Востока и юга России. Александр Солонин объясняет этот тренд сформировавшейся репутацией медицинского бренда Петербурга, наличием большого числа хорошо оборудованных профильных медицинских организаций, высококлассных врачей и хорошей статистикой успешных ЭКО. По данным Комитета по здравоохранению Петербурга, в 2018 году из 4210 женщин, прошедших процедуру ЭКО, беременность наступила у 1681 пациентки, или в 40% случаев.
По наблюдениям Сергея Ануфриева, активно развивается зарубежный медицинский туризм: в Россию и в Петербург в частности едут пациенты из Китая и стран Европы, многих из них интересуют услуги суррогатного материнства или донорства яйцеклетки (ооцитов). Дело в том, объясняет эксперт, что в большинстве стран мира из этических соображений законодательно запрещена продажа репродуктивных тканей, в то время как российский закон «О трансплантации органов и (или) тканей человека» на них не распространяется.
Росту спроса на ВРТ, по мнению участников рынка, препятствует низкая осведомленность населения о возможностях репродуктивной медицины, а также малая доступность необходимых обследований, недостаточная квалификация или их отсутствие в регионах. «Эта проблема касается и Ленобласти. Женщины вынуждены ездить на проведение процедуры ЭКО и обследования в крупные областные центры, что крайне неудобно и затратно», — говорит Елена Танчук.
Светлана Байбородова отмечает, что современная молодежь имеет больше возможностей как для подготовки к запланированной беременности, так и для подстраховки в отдаленный период, будучи хорошо информированной: «либо воспользоваться криоконсервацией здоровых половых клеток на будущее, либо своевременно планировать деторождение, так как многие женщины не отдают себе отчет в том, насколько снижается их овариальный резерв с каждым годом», — заключает Светлана Байбородова.
Светлана Байбородова, главный врач центра «ЭмбриЛайф» клиники «ГрандМед»:
«Если ранее специалисты объясняли бесплодие в равной степени мужскими и женскими проблемам, то в последние годы процент мужского бесплодия несколько вырос».
Елена Танчук, главный врач Центра планирования семьи МЕДИКА:
«Спрос на вспомогательные репродуктивные технологии формируют мужчины и женщины в возрасте 25-45 лет с бесплодием в браке, одинокие женщины, женщины, сосредоточенные на карьере и откладывающие беременность до лучших времен».