С «цифрой» по дороге
Материалы выпуска
Страна вступила в технологический океан Инструменты С «цифрой» по дороге Решения «Внедрение цифровых продуктов помогает сдерживать рост цен» Экспертиза Путь электрической лампочки Решения
Решения Санкт-Петербург и область,
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

С «цифрой» по дороге

Новые технологии меняют бизнес и транспортных компаний, и грузоотправителей
Фото: pixabay.com

Как и предсказывали эксперты, внедрение цифровых технологий в повседневную практику компаний не только повышает эффективность операций, но и меняет бизнес-модели. В частности, на российском рынке грузоперевозок началась перестройка отношений клиентов с транспортными компаниями. На фоне технологичных услуг лидеров отрасли собственная логистика все чаще представляется отечественному бизнесу архаичным пережитком. Крупные грузоотправители, в том числе ретейлеры, решаются передавать логистические функции на аутсорсинг, а крупные перевозчики становятся еще крупнее — оцифровка отрасли способствует ее консолидации.

Новые реалии

Меняется не только качественный состав рынка перевозок, но и запрос со стороны клиентов, в частности, ретейла. Существенное влияние на это оказывает внедрение новых технологий. Теме цифровизации транспортной отрасли в этом году была посвящена XXIV международная выставка транспортно-логистических услуг и технологийTransRussia-2019. В рамках пленарной дискуссии участники отрасли и эксперты отметили курс на консолидацию и усиление позиций ведущих игроков. По прогнозам председателя Межотраслевого экспертного совета по развитию грузовой автомобильной и дорожной отрасли Бориса Рыбака, уже через пять лет исчезнет половина компаний-участников российского автотранспортного рынка.

«Одним из главных трендов является снижение минимального заказа и увеличение частоты поставок, — отметил в ходе конференции заместитель директора Координационного совета по логистике Василий Демин. — Ценность такого изменения для ретейлеров высока, так как обеспечивает снижение запасов и «замороженных» средств, сокращение складских площадей, гибкость в обеспечении потребности покупателей. Но при этом изменения являются достаточно чувствительными для поставщиков, так как увеличивают логистические затраты».

Ответом на такие изменения становится передача логистической функции на аутсорсинг. Такой подход позволяет заказчику сократить затраты на доставку товаров за счет снижения вложений в содержание автопарка и фонд оплаты труда для водителей. Другим важным преимуществом аутсорсинга, помимо использования автопарка транспортного партнера, является возможность гибко и без затрат регулировать объемы перевозок в зависимости от текущих потребностей компании.

Оцифрованный груз

Развитие логистического аутсорсинга происходит на фоне увеличения разрыва между лидерами и остальными игроками рынка грузоперевозок. «Уже сегодня наблюдается качественный отрыв лидеров отрасли, вкладывающихся в цифровизацию, — отмечает генеральный директор ГК «Деловые Линии» Фарид Мадани. — Развитие таких компаний идет быстрее, чем остальных игроков».

На сегодняшний день в арсенале логистических компаний уже целый ряд технологий, таких как система управления складом WMS (Warehouse Management System), управление автопарком TMS (Transport Management System), онлайн-сервисы для клиентов, но потенциал к технологическому развитию отрасли еще далеко не исчерпан. Препятствием для внедрения становится стоимость решений. «Малые и средние компании с той или иной эффективностью внедряют апробированные технологии, однако, часть решений все еще остается недоступной из-за дороговизны», — отмечает Фарид Мадани.

Старт цифровизации крупного грузоперевозчика начинается с привлечения IT-экспертизы, в частности, в рамках внедрения TMS. Использование такой системы позволяет сократить число опозданий, оптимизировать автопарк и снизить операционные затраты. Так, внедрение TMS в ГК «Деловые Линии» позволило снизить опоздания транспорта до 1%, складские и операционные затраты на 15%, транспортные расходы — на 10%. Автоматизация управления складом (WMS) дала увеличение пропускной способности складов на 25% и сократила на 35% время обработки грузов.

В итоге уже сегодня клиенты крупных транспортных компаний могут воспользоваться преимуществами внедрения цифровых решений. Например, со смартфона можно измерить габариты груза, отследить перемещение, для интернет-магазинов доступен автоматический расчет стоимости отправки для заказчика (API-сервисы). Крупному бизнесу с большими грузопотоками возможно предоставление аналитики на основе Big Data. Это дает полную картину спроса в ассортиментном и региональном разрезе.

Перспективы рынка

На сегодняшний день уровень аутсорсинга автоперевозок в России, по данным M.A.Research, составляет менее 30% по тоннажу, а по стоимости перевозки собственным транспортом компаний сопоставимы с коммерческим сегментом. При этом по данным экспертов, перевод на аутсорсинг части или полного комплекса логистических услуг позволяет снизить затраты на логистику до 30%.

«Компании все чаще используют частичный аутсорсинг, включая аренду или лизинг транспортных средств и водителя, выделение транспортного подразделения в отдельное юрлицо с возможностью представлять услуги на коммерческой основе, привлечение сторонних транспортно-логистических компаний», — отмечает управляющий партнер исследовательского агентства M.A. Research, члена Совета Гильдии логистических операторов Людмила Симонова. Это тенденция особенна сильна для ретейла в регионах и е-commerce.

«При этом цифровизация напрямую влияет на издержки и эффективность в цепи поставок, — подчеркивает Людмила Симонова. — В итоге использование IT-технологий становится серьезным конкурентным преимуществом логистических компаний».

По словам генерального директора Infoline-Аналитика Михаила Бурмистрова, в дальнейшем цифровизация рынка грузоперевозок будет развиваться в нескольких направлениях: взаимодействие с клиентами, уберизация грузоперевозок и работа с данными.

«Пока говорить о переходе к беспилотным грузоперевозкам в России не приходится, эта история ближе для таксомоторного рынка. Для грузоперевозок прежде всего речь идет о внедрении систем, которые повышают эффективность и надежность существующих процессов», — отмечает Михаил Бурмистров.

В итоге внедрение электронного таможенного документооборота, развитие маркировок и внедрение блокчейн-технологий позволит создать единую систему контроля перемещения товаров. Все это дает огромные возможности для компаний, которые осуществляют грузоперевозки, и одновременно предъявляет к ним серьезные требования со стороны заказчиков.