Страна вступила в технологический океан
Материалы выпуска
Страна вступила в технологический океан Инструменты С «цифрой» по дороге Решения «Внедрение цифровых продуктов помогает сдерживать рост цен» Экспертиза Путь электрической лампочки Решения
Инструменты Санкт-Петербург и область,
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

Страна вступила в технологический океан

Биометрия будет развиваться в России значительно быстрее, чем в мире
Фото: pixabay.com

В России начал активно развиваться рынок биометрических технологий (распознавание образов людей по голосу, отпечаткам пальцев, по лицу, анализ изображений на различных носителях, в том числе виртуальных). Тренд российского рынка биометрических технологий — переход от внутрикорпоративного использования к созданию биометрических клиентских сервисов и развитию безбумажных технологий. Хотя биометрия для обеспечения общественной безопасности (в аэропортах, на стадионах, на улицах городов и т.д.) занимает ведущее место по объему, однако по темпам роста лидирует коммерческий сегмент. Бизнес прикладывает активные усилия для коммерциализации технологий биометрии и вступает в «голубой океан», полный возможностей: эти технологии уже находят применение в платежных системах, в телемедицине, в страховом деле, на рынках лизинга, такси, каршеринга.

Главными препятствиями к экспоненциальному росту коммерческих внедрений являются два фактора. Первый — традиционная для России неадекватность госрегулирования. Второй — традиционный для всего мира консерватизм потребителей. Многие из них, особенно в сфере b2c, боятся биометрии, не доверяют ей, опасаясь за сохранность своих биологических персональных данных. С другой стороны, молодежь, новаторский авангард потребителей тянет общество к тестированию биометрических сервисов — чем больше успешных, повышающих уровень комфорта людей, внедрений, тем ниже становится градус страха, доверие растет.

Бум биометрии в России

Согласно недавно завершенному компанией J’son & Partners Consulting исследованию российского рынка биометрических технологий в 2018-2022 гг., за последние 4 года этот рынок демонстрировал активный рост на уровне 35,74% ежегодно. Согласно прогнозам исследователей, к концу 2022 года рынок вырастет в 2,5 раза по сравнению с 2018 годом. Прогнозируемые ежегодные темпы роста биометрических технологий в России в ближайшие 4 года в 1,6 раза превысят общемировой показатель и составят 25,62%.

Как установили исследователи, структура российского рынка биометрических технологий заметно отличается от мирового. В отличие от последнего, где преобладают технологии Fingerprint (распознавание по отпечаткам пальцев), в России лидером становятся технологии распознавания изображений, в частности, человеческого лица (Facial Recognition). За последние 3 года технологии распознавания лица увеличили свою долю в общем объеме российского биометрического рынка почти до 50%, демонстрируя невероятный рост в 106,7% ежегодно. Как утверждает J’son & Partners Consulting, это стало возможным благодаря успехам российских разработчиков, сумевших создать лучшие в мире алгоритмы идентификации по лицу.

Всеобщая биометризация

Одним из несомненных лидеров российской и мировой биометрии эксперты и пользователи называют петербургскую группу компаний «ЦРТ». Директор по бизнес-развитию направления биометрических систем группы компаний «ЦРТ» Андрей Хрулев подтверждает и рост спроса в России, и выявленный исследователями J’son & Partners Consulting ключевой тренд российского рынка биометрических технологий — переход от внутрикорпоративного использования биометрии к активному освоению use-cases, связанных с клиентскими сервисами, и развитию безбумажных технологий.

Эта тенденция просматривается практически во всех потребительских сегментах: на транспорте — от систем видеонаблюдения и биометрических СКУД к системам self-boarding; на спортивных объектах — от систем видеоаналитики к биометрическим сервисам, интегрированным с билетными кассами; в банковском секторе — от физических СКУД и доступа к корпоративным информационным системам к удаленной идентификации клиентов; в retail и horeca — от систем учета рабочего времени сотрудников к биометрическим платежным системам, персонализированным сервисам, биометрическим системам check-in и использованию биометрических идентификаторов как эффективного инструмента в рекламе и маркетинге.

Госрегулирование отстает

Среди тормозящих рынок факторов опрошенные РБК Петербург эксперты называют госрегулирование, в частности, законодательство по работе с персональными данными.

Как поясняет Андрей Хрулев, для внедрения Facial Recognition в пассажирский сервис надо сначала оцифровать все предварительные сервисы. В Европе это уже сделано, а у нас легализованы пока только электронные билеты. Лишь недавно Минтранс РФ узаконил электронные посадочные талоны (в практике их пока нет), а нормативные акты для внедрения системы пропуска пассажиров методом биометрии лица еще только разрабатываются. В мире уже существует видеоидентификация в системах оплаты, правда, в виде локальных проектов — в лондонском метрополитене, на железной дороге в Китае, в аэропортах Австралии.

Активно внедряется биометрия и в системы пограничного контроля — в Европе уже работает около 2,5 тысячи таких пропускных пунктов, через которые граждане стран, подписавших соответствующее соглашение, проходят, не общаясь с пограничниками, а просто прикладывая свой паспорт к валидатору. Видеоидентификация пока применяется в аэропортах только в Австралии — граждане этой страны и Новой Зеландии пересекают границу вообще без предъявления документов.

В России на транспортных вокзалах (в том числе аэропортах) видеоидентификация тоже применяется, но в целях безопасности, а не комфортного прохода пассажиров. Сегмент технологий безопасности вообще больше всего развит на рынке биометрии в России, утверждает Андрей Хрулев. Видеоидентификация в системах безопасности используется на самых разных объектах, включая стадионы, метро и т.д. «Этот сегмент рынка растет быстрее всех еще и потому, что нормативные акты во многих случаях обязывают применять видеоидентификацию в целях обеспечения безопасности», — уточняет эксперт. Главным сдерживающим фактором здесь, по его словам, являются финансовые возможности потребителей. Эту проблему, как рассчитывают многие, призвана решить готовящаяся федеральная целевая программа (ФЦП) по транспортной безопасности.

Вопреки запретам

В банковском секторе «коммерческая» биометрия (не для безопасности, а для обслуживания клиентов), как и на транспорте, развивается медленнее, чем могла бы, по причине жесткого госрегулирования. Пока Центробанк не давал разрешения на применение биометрии, банки приобщались к новой технологии через своих партнеров. Так, два года назад заработала система входа клиентов в свои личные банковские кабинеты со смартфонов через идентификацию отпечатков пальцев или лица с помощью сервисов Apple Pay и Google Pay.

Как свидетельствует пресс-секретарь банка «Открытие» по СЗФО Иван Макаров, эта система постепенно стала набирать популярность: «Сейчас две трети всех сессий в мобильном приложении банка «Открытие» клиенты проводят после авторизации с помощью современных биометрических систем Touch ID или Face ID. По итогам 2018 года доля клиентов мобильного приложения банка «Открытие», использовавших биометрию, впервые превысила 51%. Такие клиенты в 1,5 раза активнее используют удаленные сервисы банка по сравнению с теми, кто вводит пароль».

Банкам дали ускорение

Началу прямого внедрения биометрии в банковский сервис положил запуск уникальной для мирового банковского рынка Единой биометрической системы (ЕБС), разработанной Центробанком на платформе Ростелекома. Вендором ЕБС стала группа компаний «ЦРТ» — она обеспечила платформу своими технологиями. Хотя участие альянса Центробанк-Ростелеком отчасти монополизировало рынок, но Андрей Хрулев видит и плюсы: «Ростелеком монополист, но он сыграл роль эффективного драйвера. Не будь ЕБС, банки не стали бы так активно интересоваться биометрией и понадобилось бы, возможно, еще два-три года для внедрения биометрии в банковский сектор».

Теперь банки не просто могут, но с 1 января 2019 года даже обязаны внедрять у себя биометрию. «Понятно, что процесс идет со скрипом, поскольку требует от банков перестройки своих технологий и немалых инвестиций в оборудование, — комментирует Иван Макаров. — К тому же необходимо время на отладку технологии и оборудования. В столицах перестройка идет быстрее, чем в регионах, но даже в столицах банки с большим количеством офисов вряд ли к концу года переведут их все на биометрию».

«Хотя биометрия для безопасности занимает на рынке ведущее место по объему, по темпам роста лидирует коммерческая биометрия, — утверждает Андрей Хрулев. — Мы отмечаем бурный рост запросов от клиентов». По его словам, активнее всех ведут себя ритейлеры. Правда, сейчас они в основном реализуют пилотные проекты.

Ложные пути

Сейчас биометрия — «на хайпе», но период увлечения ею как модной игрушкой близится к концу, считает Андрей Хрулев. Банки и ритейлеры ищут вполне прагматичные модели встраивания этой технологии в свои бизнес-процессы. В таких поисках некоторые компании идут по заведомо ложному пути, отмечают разработчики. «Нередко биометрию пытаются вставить куда ни попадя и разочаровываются, когда это не дает желаемого эффекта, — говорит Андрей Хрулев. — Но биометрия, как и любая технология, не универсальна и пригодна для ограниченного круга задач. Чтобы избегать завышенных ожиданий заказчиков, нам приходится вместе с ними оценивать экономическую эффективность применения биометрии в конкретном случае».

С другой стороны, некоторые заказчики упрекают разработчиков как биометрии, так и Big Data, в недостаточном понимании их потребностей. «Всю концепцию решений приходится придумывать самим. Есть отдельные локальные решения, которые не сшиваются в полноценную картину. Приходится выступать методическим, а зачастую и техническим интегратором процесса (идеи)», — говорит вице-президент Союза страховщиков Санкт-Петербурга и Северо-Запада Денис Горулев.

Сохраняя бумагу

При расширении использования биометрии усиливается значение проблемы корректного использования персональных данных. «Я считаю необходимым ввести в оборот этический кодекс, аналогичный европейскому Генеральному регламенту о защите персональных данных GDPR (General Data Protection Regulation), который вступил в силу 25 мая 2018 года», — говорит Андрей Хрулев.

В то же время многие эксперты считают, что и GDPR недостаточно — каждый сегмент рынка нуждается в своем кодексе. По этой причине сейчас в Европейском союзе разрабатывается Этический кодекс биометрии — Международный биометрический институт только что представил проект такого кодекса. Основным этическим принципом в этом проекте является обязательное добровольное согласие гражданина на использование его персональных данных. Это, в частности, означает, что для каждого сервиса биометрический способ предоставления услуги должен обязательно дублироваться традиционным, бумажным. Особых дополнительных затрат это не потребует, утверждает Андрей Хрулев, поскольку практически все сервисные устройства (валидаторы для билетов, банкоматы и т.п.), использующие биометрию, уже снабжаются двойным набором считывающих датчиков.

Ответственность вместо запретов

Помимо этических проблем, распространение биометрии обостряет и проблему финансовых рисков. Противостоять попыткам преступников — получить доступ к счетам и финансовым сервисам граждан — должны как потребители биометрических технологий (компании, предоставляющие такие сервисы, и клиенты, пользующиеся ими), так и разработчики. «Считаем, что как компания-разработчик мы должны встраивать в наши технологии инструменты противостояния подобным атакам, — уверен Андрей Хрулев. — В частности, техническими средствами пресекать попытки подделывать голос, изображение (лицо) клиента для проникновения в его аккаунт. Это реальная угроза, мы уже с ней сталкиваемся. Если меры защиты окажутся недостаточными, это скомпрометирует саму технологию биометрии и приведет к массовому отказу от ее применения в сфере финансов».

Усиление государственных запретов эксперты не считают оптимальным методом регулирования технологий. «Ужесточение государственного регулирования вряд ли приведет к результативности. Оно, скорее, закрепит те стандарты, которые очень быстро устареют», — уверен Денис Горулев. Эксперты полагают более эффективным издание государством регламентов, которым участники рынка подчиняются как добровольно (в случае этических кодексов), так и принудительно. В этих регламентах государство должно принудить разработчиков встраивать в свои технологии адекватные инструменты защиты от злоупотреблений. Проверку исполнения требований разумно осуществлять через сертификацию компаний и продуктов. Сертификация нужна, по мнению разработчиков, и для отбраковки просто некачественных технологий.

Примирение с фактом

Говоря о перспективах развития рынка биометрии, Андрей Хрулев обращает внимание на один из выводов исследования J’son & Partners Consulting, согласно которому в России, в отличие от всего мира, лидером рынка становятся технологии распознавания изображений Facial Recognition. «Как это часто бывает в России, мы опаздываем с внедрением новых технологий, долго созреваем, а когда наконец готовы — сразу внедряем новейшие достижения, перепрыгивая через этап. Такое было, например, с сотовой телефонной связью, когда в момент ее массового распространения была сразу внедрена технология 3G. В сфере безопасности авиаперевозок мы сильно отстаем от развитых стран, зато сможем сразу внедрить видеоидентификацию, избежав финансовых потерь при закрытии сервисов, использующих технологии Fingerprint (распознавание по отпечаткам пальцев)», — объясняет Андрей Хрулев. Он ожидает начало массового внедрения видеоидентификации на транспорте через 2-3 года, когда государство примет необходимые нормативные акты.

Аналогичный прогноз для банковского сектора дает директор департамента Digital банка «Открытие» Александр Пятигорский: «Темпы вхождения в обиход биометрических систем таковы, что уже в ближайшие два года следует ожидать перехода подавляющего числа клиентов на этот способ идентификации при удаленном взаимодействии с банком. Ввод различных кодов как способ идентификации будет окончательно вытеснен на периферию общепринятой банковской практики». Помимо прочего, клиенты банков привыкают, по его словам, к биометрии, оценивают ее достоинства, что значительно облегчает банкам непосредственное внедрение этой технологии в свои сервисы.

Уверен в перспективах биометрии и директор по инновациям ГК «Медицинский центр «XXI век» Артур Канаян: «Безусловно, применение будет расширяться и, думаю, скачкообразно. В медицине, на мой взгляд, будут развиваться устройства персонального мониторинга показателей, критичных для различных хронических заболеваний». Член совета директоров торговой сети «Максидом» Мария Евневич указывает на низкую пока надежность, плохую воспроизводимость результатов, значительные затраты на содержание биометрических сервисов. Но она согласна, тем не менее, с тем, что в ближайшие несколько лет эти технологии будут отработаны и массово внедрены. «Сейчас идет примирение всех участников рынка с этим фактом», — констатирует она.