Путь электрической лампочки
Материалы выпуска
Страна вступила в технологический океан Инструменты С «цифрой» по дороге Решения «Внедрение цифровых продуктов помогает сдерживать рост цен» Экспертиза Путь электрической лампочки Решения
Решения Санкт-Петербург и область,
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

Путь электрической лампочки

Биометрия и Big Data постепенно становятся неотъемлемой частью быта, несмотря на опасения за сохранность персональных данных.
Фото: pixabay.com

Технологии биометрии и Big Data все активнее проникают в наш быт благодаря усилиям бизнеса и государства. В обществе при этом растут опасения за приватность частной жизни, поскольку обе технологии созданы для сбора информации о гражданах. Насколько агрессивным в действительности является это вторжение и как обеспечить безопасность персональных данных, обсуждали участники проходившего в Петербурге пленарного заседания V Digital City Forum РБК «Прорыв или вторжение?».

Важные цифры

Технологии Big Data бизнес научился использовать в самых разных отраслях и для самых разных целей. Поначалу, как рассказал директор по монетизации данных и цифровой рекламе компании «ВымпелКом» Константин Романов, эту технологию сотовые операторы использовали для управления собственным бизнесом (определения локаций базовых станций, офисов продаж и т.д.), потом — для создания принципиально новых сервисов как для потребителей, так и для бизнеса, государственного сектора.

«Вопрос не в том, сколько мы собрали данных, а в том, какие есть алгоритмы для их обработки и что мы хотим получить от их применения», — объясняет директор по развитию цифровых проектов СЗФ компании «МегаФон» Елена Полякова.

Данные сотовых операторов, ежесекундно собираемых с сотен тысяч базовых станций, стали весьма востребованным товаром в самых разных областях. «Наши сервисы Big Data покупает ритейл и общепит — для определения локаций новых магазинов, кофеен, ресторанов и т.д. Это удобно и бизнесу, и клиентам. Big Data дает рекомендации не только по местам, где больше всего людей, но даже прогнозирует количество чеков для любой точки страны», — утверждает Константин Романов.

«У нас есть много кейсов для компаний ритейла. Они позволяют бизнесу увеличивать оборот в среднем на 20%, а иногда и существенно больше — в зависимости от его масштаба, — утверждает Елена Полякова. — Кроме этого, есть кейсы для эффективного развития городской среды, оптимизации транспортных потоков. Мы проверили эффективность технологии и на себе: используя большие данные, компания оптимизировала расположение салонов связи, что привело к увеличению выручки без инвестиций в открытие новых торговых точек».

Государство начинает использовать большие данные операторов для оптимизации городской инфраструктуры. «На базе геоаналитики данных сотовых операторов градостроители принимают решения, как правильно оптимизировать инфраструктуру, в том числе транспортную. И в Москве это уже дало реальные практические результаты: пропускная способность транспорта увеличилась на десятки процентов», — утверждает Константин Романов.

Директор филиала компании МТС в Санкт-Петербурге Павел Коротин добавил, что геоаналитика — практически единственный способ получить реальную информацию о проживающих на определенной территории, причем в динамике. «В Москве с помощью больших данных анализируют динамику заселения новых жилых массивов, что позволяет заранее планировать развитие транспортной и социальной инфраструктуры, прогнозировать нагрузку на энергосети и т.д. Эти задачи актуальны и для Санкт-Петербурга, в котором ежегодно вводится более 3 млн квадратных метров жилья».

От транспорта до медицины

«Модели, выстраиваемые на основе больших данных агрегаторов о поездках людей, о загрузке автомобилей, повышают экономическую устойчивость транспортного бизнеса, в частности, в сегментах такси и каршеринга. А данные телематических устройств об особенностях автомобилей и стиле вождения водителей помогают выстраивать оптимальные модели, в том числе для страховых компаний», — утверждает руководитель клиентского центра «Контрол Лизинг» Мария Черникова. По ее информации, это действительно помогает снижать аварийность.

По словам генерального директора ООО «НТЦ «Эталон» (входит в Группу «Эталон») Арсентия Сидорова, за последние пять лет цифровизация строительной индустрии прогрессировала от цифрового проектирования до начала применения технологий Big Data для изучения предпочтений покупателей жилья. «Основные тренды сегодня — это управление рисками, снижение себестоимости при реализации проектов и своего рода «управление» покупателями — мониторинг их предпочтений и предложение новых услуг и продуктов», — сообщил Сидоров.

Вице-губернатор Санкт-Петербурга Владимир Княгинин ожидает прорывных результатов применения Big Data прежде всего в медицине. Представители этой сферы подтвердили обоснованность этих прогнозов. «Россия подхватила лучшие мировые стандарты, позволяющие обмениваться данными о болезнях пациентов», — сообщил генеральный директор медицинской компании «Хеликс» Юрий Андрейчук. Как утверждают медики, это должно устранить основное препятствие к прогрессу медицины — дефицит полноценной информации об истории болезни пациентов. Сейчас эти сведения разбросаны по разным организациям. Объединение информации позволит с помощью аналитической технологии Big Data персонализировать лечение и значительно повысить точность прогнозов. Правда, для этого, как подчеркивает Юрий Андрейчук, нужно «накапливать и хранить данные в правильно структурированном виде». Адекватные стандарты как раз и призваны это обеспечить.

Не взлетает

В отличие от технологии Big Data, которая, по выражению Константина Романова, стала, как электричество, незаменимым инструментом при разработке любых массовых сервисов, внедрение биометрии сталкивается с многочисленными трудностями. Даже в банковском секторе, который активнее всех начал использовать эту технологию, «биометрия не взлетает», заявил председатель Ассоциации электронных денег, эксперт ФАТФ Виктор Достов. По его словам, это обусловлено недопустимо большими рисками кражи данных. По мнению директора по продажам компании Symantec Россия Кирилла Керценбаума, основная проблема здесь обусловлена дефицитом адекватных технических решений российского производства. «У нас практически нет сертифицированных HSM-модулей шифрования той производительности и класса, которые нужны для банковской биометрии сегодня», — пояснил эксперт.

Виктор Достов считает, что в ближайшем будущем биометрия будет энергичнее внедряться в другие сервисы, не связанные с платежами. Практика, похоже, это подтверждает.

Как утверждает руководитель направления биометрических систем группы компаний ЦРТ Алексей Маркачев, биометрия и самый ее некооперативный (незаметный, «бесшовный», не требующий от человека взаимодействия с машиной. – Ред.) вариант — биометрическая система распознавания лиц быстрее всего внедряется сейчас в системах безопасности на самых разных объектах, включая аэропорты, стадионы, улицы городов, метро и т.д. В системах пропуска, например, на стадионы главный параметр — пропускная способность, скорость прохождения зрителей через турникеты. «Каждая задержка на одну-две секунды влечет огромные затраты — на дополнительные турникеты, дополнительное оборудование и персонал», — отмечает Маркачев. Биометрия помогает бизнесу избежать этих затрат, а зрителям — получить более удобный сервис.

При этом в компании считают, что безопасность — базовый, но не единственный сценарий использования технологий распознавания лиц. Так, в конце 2018 года на улицах Петербурга появились камеры, данные с которых обрабатываются с помощью технологий ЦРТ. Данные, полученные с камер, в обезличенном формате можно использовать не только для обеспечения безопасности, но и для создания комфортной городской среды. Переход от оснащения точечных объектов к построению умной инфраструктуры в масштабе городов и стран — вот где в ЦРТ видят развитие. «На основе лицевой биометрии можно создавать дружелюбную городскую среду, с которой человеку легко и приятно взаимодействовать». Правда, нужны четкие правила, регламенты работы с персональными данными. По мнению эксперта, у нас они могут появиться не раньше 2020 года.

Страх и измерение эмоций

Биометрия предоставляет бизнесу новые возможности привлечения клиентов. Например, посредством отслеживания их эмоций. Президент Papa John's в России Кристофер Уинн назвал самым важным показателем успеха своей компании первое место в недавнем рейтинге «Ромир» по уровню лояльности клиентов среди московских и петербургских пиццерий. По его словам, это стало результатом правильного использования информации о настроении клиентов, приходящих в ресторан, об их эмоциях, измеренных с помощью технологии компании «Умный кошелек».

Некоторые участники дискуссии настаивали на том, что проблемы безопасности в биометрии мало отличаются от традиционных проблем с персональными данными. «Ничего нового здесь нет, — утверждает Кирилл Керценбаум. — С помощью шифрования вопрос безопасности биометрии решается». Более того, он считает, что даже существующая биометрия, при всех ее несовершенствах, более безопасна, чем традиционные логины и пароли. «Похитить ваш образ, лицо и ваш голос, которые вы сдаете банку для ввода в Единую биометрическую систему, практически невозможно», — утверждает эксперт.

В то же время директор Института цифровой экономики СПбГЭУ Денис Горулев сообщил, что отпечатки пальцев не уникальны — они совпадают у двух людей из 100 млн. «Это значит, что в Китае у каждого гражданина есть 15 «пальцевых» двойников», — привел он пример дефекта биометрии. Кирилл Керценбаум упомянул еще один: «В 2016 году во Вьетнаме начали устанавливать банкоматы, идентифицировавшие клиентов по отпечаткам пальцев. И в стране стали появляться люди с отрубленными пальцами. И данный функционал в банкоматах сразу отключили». В то же время биометрия выигрывает у традиционных технологий тем, что она опирается не на один, а сразу на несколько идентификаторов, полное совпадение которых у разных людей невозможно.

Как бы то ни было, ключевое значение для распространения биометрии имеет вопрос доверия, утверждало большинство выступавших. «Я согласен, что, когда речь заходит о централизованной обработке и хранении биометрических данных граждан, на первый план выходит вопрос доверия к оператору этих услуг, — говорит заместитель генерального директора «Газинформсервис» Николай Нашивочников. — Технологически мы готовы к этому, а вот готовы ли граждане к добровольной передаче своих биометрических данных «в облака» — не уверен. На мой взгляд, идентификация массового потребителя услуг на основе биометрических данных обладает большим потенциалом, но успешной реализации большинства проектов в настоящее время мешает некая пассивность и настороженность со стороны населения».

Никуда не деться

Кристофер Уинн обратил внимание на то, что границы востребованности цифровых технологий проходят не по территориям, а по поколениям. «Никуда от биометрии не деться, — уверен Александр Дмитриев. — Это удобно и потому будет использоваться». Тем более что, как показывает практика, это увеличивает доходы бизнеса. Так, по словам Кристофера Уинна, с введением цифровизированных сервисов, например платежей с использованием биометрии, частота заказов пиццы представителями молодого поколения Papa John's в России выросла в три раза по сравнению с обычными клиентами. Таким образом, одним из главных стимулов к более широкому применению новых технологий станет растущий спрос на них со стороны конечного потребителя услуг.