Татьяна Терещенко, руководитель аналитического направления Адвокатского бюро «Прайм Эдвайс», рассказала РБК Петербург об изменениях в регулировании, произошедших в связи с цифровой трансформацией экономики, и об их влиянии на отдельные индустрии:
«В настоящее время правовая среда напоминает старый пиджак с большим количеством дыр. От него пора избавиться, но очень не хочется, потому что не понятно, что получишь взамен и будет ли новый костюмчик сидеть. Действующая система регулирования постоянно обрастает новыми требованиями. Не понятно, как их реализовывать, но надо — так было, к примеру, в случае с «Законом Яровой» и мессенджером Telegram.
Регулирование старается успеть за развитием технологий. Так, ужесточение требований к защите персональных данных и повышение штрафов за нарушения в связи с их использованием и обработкой — реакция на развитие киберугроз. Цифровая экономика построена на обработке информации с помощью технологий. Поэтому критически важно для всех субъектов быть уверенными в том, что аккумулированные ими данные защищены от преступных посягательств. Но представляется, что в мире обеспечение безопасности таких данных вторично по отношению к задачам развития и роста. В России же наблюдается обратная тенденция.
В апреле этого года, например, приняты законопроекты о регулировании распространения данных в Интернете. Ими, в частности, установлены дополнительные обязанности для владельцев публичных сетей на территории РФ, доступ к которым в течение суток составляет более 100 тыс. пользователей. Так что иностранным соцсетям надо будет создавать специальное представительство в РФ.
Предполагается, что пользователь соцсети будет вправе потребовать ограничить доступ или удалить представленную в ней общественно значимую недостоверную информацию, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность. Исполняться требование должно в 24 часа с момента получения заявления. Роскомнадзор будет наделен правомочиями предоставить сведения о таких заявлениях по первому требованию. А это означает, что владелец соцсети должен вести соответствующий реестр требований. Штрафы для владельцев соцсетей за нарушение таких обязанностей, как планирует законодатель, должны быть многомиллионными.
По мысли законодателя, это должно способствовать назначению справедливого и соразмерного наказания. Насколько на самом деле такие меры исполнимы и оправданы — вопрос, учитывая особенности функционирования соцсетей и то, что пользователи самостоятельно формируют контент своих страниц, а модерация объективно требует времени.
Так что пока можно говорить о том, что регулирование больше оставляет вопросов, чем дает ответов. Взять тот же закон о КИИ — за чей счет должно быть обеспечено функционирование Госсопки? Негативная реакция общества на то, как произошла блокировка Telegram, налицо. Можно надеяться, что все-таки в рамках реализации программы по созданию концептуально нового подхода к правовому регулированию цифровой среды ситуация поменяется в лучшую сторону».