По десятибалльной шкале сегодняшний цифровой Петербург можно оценить на 4 — 5 баллов — такое мнение высказали участники круглого стола «Цифра в городе» в рамках III Digital Forum РБК. Достичь большего получится только путем интеграции разрозненных пока цифровых проектов бизнеса, посчитали они.
Дефицит трех «И»
По мнению участников дискуссии, в Петербурге есть три серьезных дефицита в области цифровизации городской жизни — инвестиций, информации, а также интереса со стороны массового пользователя. Инвестиции — самый простой пункт в этом перечне.
Понятно, что при отсутствии экономического роста и больших тратах на оборону у государства есть более приоритетные статьи вложений, чем создание комфортной городской среды — только те элементы «умного» города, которые связаны с безопасностью (прежде всего, защитой от терроризма) и нуждами самого государства, имеют шансы на полноценное финансирование. «Есть в городе направления цифровизации, которые идут ускоренными темпами, — отметил генеральный директор инженерной компании «Конфидент» Петр Кузнецов, — и государство добивается в них впечатляющих результатов: это все, что связано с надзорными и контрольными функциями, в том числе, в интересах налоговой службы. Корпоративные и личные финансы стали полностью прозрачны, любое движение денег отмечается, протоколируется, анализируется с помощью новейших IT-инструментов. В тех же сферах, где бенефициарами являются частные лица или бизнес, технологические успехи гораздо менее заметны».
О недостаточной «заметности» цифровых достижений сказал и генеральный директор книжной сети «Буквоед» Денис Котов: «Оценки в 5 баллов и выше по десятибалльной шкале заслуживают, на мой взгляд, те города, в которых технологические обновления известны жителям — где горожанин может легко перечислить, какие новые сервисы сделали его жизнь лучше». «В Петербурге точно есть сферы, улучшенные технологиями — это, прежде всего, предоставление государственных услуг: появление системы МФЦ и электронного документооборота сэкономили людям десятки часов и даже, вероятно, снизили нагрузку на дорожный трафик, — отметил Денис Котов. — Среди тех сервисов, о которых многие петербуржцы слышали, можно также назвать появление Wi-Fi на всех ветках петербургского метро. О каких-то еще достижениях знают уже единицы».
Мало знают, потому что не слишком интересуются, продолжил его мысль заместитель председателя Комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга Андрей Никольский. По его словам, даже бизнес — наиболее осведомленная группа городского сообщества — не достаточно информирован о технологических нововведениях города, хотя многие из этих сервисов полезны бизнесменам, убежден представитель власти. «Формируя информационную среду Петербурга, мы стремимся улучшить взаимодействие госорганов не только с горожанами, но и с бизнесом. В частности, город обеспечил компаниям онлайн-доступ к тем услугам, которыми ранее воспользоваться было крайне сложно», — подчеркнул Андрей Никольский. «Конечно, в приоритете у нас удовлетворение главных потребностей граждан — в качественном образовании, хорошей и доступной медицине, — продолжил он. — Например, Петербург — один из немногих в России городов, в котором реально и повсеместно используется система единых электронных школьных дневников. Кроме того, город уделяет большое внимание иинтеграции медицинских данных и внедрению единых электронных медицинских карт. Электронное здравоохранение — один из приоритетных проектов Петербурга в сфере цифровизации публичных услуг».
Чиновник также отметил, что в городе эффективно работает портал обратной связи с жителями «Наш Санкт-Петербург» — эффективность его в том, что жалобы, размещенные на портале, устраняются в кратчайшие сроки. В ответ участники отметили, что этот портал точно не входит в топ наиболее популярных среди петербуржцев сайтов — число обращений на нем, по официальным данным, за несколько лет работы составило около 800 000. Если учесть, что «бойкий» ресурс городского масштаба в Интернете может посещать порядка 100 000 пользователей в день, то активность пользователей «Нашего Санкт-Петербурга» нельзя оценить как высокую.
Откровением для участников разговора стало известие о том, что часть городских услуг уже представлена в мобильных приложениях, на платформах Android и iOS, и что Петербург выкладывает в открытый доступ массивы данных для нужд бизнеса. «Никогда не пользовались», — прокомментировали собравшиеся бизнесмены оба пункта. «Может быть, люди мало интересуются цифровыми сервисами, созданными для них городом, а может быть, город мало их информирует, или эти возможности созданы формально», — прокомментировала модератор дискуссии, шеф-редактор РБК Петербург Елена Кром.
Не доросли?
Интерес горожан к цифровизации города — вообще вопрос спорный: в каких сферах жизни Петербурга запрос на технологические новации действительно высок? В частности, важнейший элемент цифрового прогресса в западном городе — так называемый «умный квартал» — в Петербурге «не пошел», хотя пилотные проекты заявлялись неоднократно. Город создание таких кварталов не стимулирует, девелоперы не хотят в них инвестировать, но и жители не подозревают о том, что эта разновидность прогресса им необходима, уверен Петр Кузнецов.
«Что касается девелоперов, то у меня в контрагентах — строители жилья классов «элит» и «бизнес», но даже они редко соглашаются вложить хотя бы 1000 рублей на квадратный метр, чтобы сделать нормальную вентиляцию или водоочистку, — отмечает он, — не говоря уже о тех амбарах эконом-класса, которыми застроено пол-Петербурга, так что ничего хорошего в области качества инженерии и комфорта проживания я в ближайшие 5-7 лет не ожидаю. А вы говорите: умные кварталы!». «Автоматическое включение фонарей во дворах, интернет вещей в квартирах и прочие полезные украшения жизни — это вещи десятого порядка по сравнению с более насущными потребностями, остающимися не удовлетворенными, поэтому наш потребитель даже в мечтах до умных кварталах еще не добрался, — продолжает Кузнецов. — Нам бы с экологическими проблемами для начала разобраться, ответить на явный запрос людей — уже было бы здорово».
Upgrade потребителя
«Соглашусь с тем, что экология сейчас — первый приоритет для горожан в области комфорта проживания, — развил его тезис генеральный директор НТЦ «Эталон» Арсентий Сидоров. — Если бы, например, в квартирах были датчики качества воды, то это обеспечило бы четкую обратную связь между жителями и «Водоканалом». Понятно, что на выходе из источников у монополиста вода хорошая, а на входе в квартиры она почему-то портится. Такого рода базовые потребности людей формируют главные задачи для цифрового города, а прочие красивые функции «умного» жилища, чтобы холодильники заказывали еду, и так далее, могут подождать».
Директор по стратегическому развитию компании «Марвел-Дистрибуция» Сергей Фомин обратил внимание собеседников на то, что городское сообщество неоднородно — в том числе, по возрасту. Если формировать цифровой город, ориентируясь на запросы новых поколений потребителей, то прогресс пойдет быстрее. «Исторически в России так сложилось, что мы первое поколение автовладельцев и первое поколение покупателей недвижимости. Поскольку мы делали первые шаги к частной собственности, нас мало интересовали характеристики квартиры — тепло, крыша не течет, и это уже замечательно! — отметил он. — В развитых странах покупатель недвижимости имеет иные требования — это не только метраж, но и максимальный комфорт во всем, включая сигнализацию, кондиционирование, учет энергоресурсов, и так далее. Он более осознанно подходит к выбору». «Но и в Петербурге переход города к цифровой парадигме начался, поскольку в активную фазу своей жизни вступают потребители новых поколений, — оптимистично продолжил Фомин. — И нам нужно планировать жизнь в городе с учетом потребностей уже этих людей, для которых, например, личный транспорт не является необходимостью».
Платформы для кооперации
Бизнес более четко фиксирует потребности жителей в области технологий, потому что ему нужен быстрый финансовый отклик на внедренные сервисы, отметила Елена Кром. Так, уберизация рынка такси в Петербурге состоялась безо всякого участия городского управления, и так же, не зависимо от каких-либо госпрограмм, развиваются услуги каршеринга — важной приметы любого современного европейского города. Делая комплимент Петербургу, генеральный директор сервиса каршеринг YouDrive Борис Голиков заметил, что здесь его компании не понадобилось сотрудничать с государственными структурами. «В Москве у нас очень плотная интеграция с городом. Там автоматизировано практически все, у каждого департамента внутри транспортной службы есть своя автоматизация, и таким образом столица создает необходимость с ней интегрироваться, — рассказал бизнесмен. — А Петербург — менее автоматизированный и более открытый город. Кооперация с правительством нам не нужна; мы просто запустили услугу, и народ доволен».
Другой вид аренды транспортных средств с помощью цифровых средств — велошеринг — реализуется в Петербурге как партнерство города с коммерческими структурами. «Тот велошеринг, который сейчас действует в Петербурге, организован привлеченным на открытом конкурсе коммерческим партнером, — отметил заместитель директора Городского центра управления парковками Николай Абельдяев. — В этом году, возможно, китайский партнер организует безстанциевый велопрокат, то есть услугу, осуществляемую без станций проката. Это спорный, с учетом российской ментальности, продукт, но попробуем». Рассказав далее о планах города по расширению инфраструктуры велодорожек и созданию удобного велосипедного навигатора, Абельдяев резюмировал: «я согласен с тем, что пока основная надежда — на бизнес, потому что многие городские проекты мы пытаемся осуществить без денег или с сокращенным финансированием».
Бизнес способен сформировать цифровой город путем кооперации услуг на общих платформах — в том числе, кооперации с городскими сервисами, убежден Денис Котов. Основой этого движения должна стать приоритизация направлений цифрового развития — совместное определение главных целевых характеристик будущего цифрового города, считает он: «В рамках образа Петербурга, который мы строим, будут сформированы консорциумы проектов».
«Мы строим на базе читателей «Буквоеда» социальную сеть, рассчитанную в перспективе на миллион или более жителей, — привел он пример. — Я вижу ее как технологическую платформу «Город», для реализации на ней культурных и просветительских сервисов других компаний и городских структур. Такие платформы — потенциально эффективный инструмент создания общего цифрового городского пространства».
Алексей Остроухов, управляющий партнер Агентства цифрового радиовещания:
«Есть область цифровых услуг, в которой Петербург станет пионером — он будет первым городом в стране, активно развивающим цифровое радиовещание; эти проекты стартуют уже в текущем году. Сейчас радио не предоставляет потребителю выбора, а вскоре люди получат до 90 радиостанций, на любой вкус! В том числе, появятся предложения к тем социальным нишам, чьи интересы сейчас вообще не представлены в радиоэфире — национальным анклавам, дошкольникам, пожилым людям, и так далее. Надеюсь, бизнес воспользуется этой возможностью — дать потребителю свежий и разнообразный контент с помощью цифровых инструментов».