«Чтобы привлечь покупателя, на территории своего проекта застройщик создает некий центр притяжения — организует парк, площадь с фонтаном, устанавливает памятник. Конечно, существующие и будущие станции метро — это основной фактор притяжения. Но даже при отсутствии метро, можно с успехом привлекать покупателя», — описывает сложившуюся на петербургском рынке ситуацию генеральный директор компании «Петербургская недвижимость» Олег Пашин. Впрочем, как отмечают некоторые эксперты, рекламные «фишки» касаются среды, но не всегда подкрепляются высоким качеством домов.
«Вишневые сады»
Первичный рынок жилья в Петербурге перенасыщен предложением — по оценке директора по продажам «Главстрой-СПб» Юлии Ружицкой, за последние несколько лет объем предложения на рынке вырос примерно на 20%.
В таких условиях продавать непросто, и красивые лозунги в рекламных объявлениях не решают проблему — придать объекту уникальные черты необходимо уже на стадии замысла. Как говорит Олег Пашин, гендиректор брокера «Петербургская недвижимость», «Вишневые сады» теперь есть в каждом втором проекте». В этом смысле Петербург следует тренду, который уже сформировался в Москве.
От памятника до легенды
«В Москве история создания центра притяжения — уже must have (обязательное условие — ред.). В одном из наших столичных жилых комплексов мы обыгрываем космическую тему — поставили памятники в виде космических кораблей (Восток, Восход, Союз), в другом — возродили «серебряный» фонтан девятнадцатого века, у которого Маяковский читал стихи», — приводит пример коммерческий директор ГК «Эталон» Андрей Останин.
Другие девелоперы делают ставки на озеленение проекта. ВТБ Девелопмент обещает разбить парк, сопоставимый по площади с Екатерининским парком в Царском селе; а Glorax Development привлек в архитекторы победителя конкурса архитектурно-градостроительных концепций «Серый пояс.Преобразование». Компания планирует разбить новые площади и создать зеленый каркас.
Еще один способ создания уникальности — обыгрывание исторической темы. «Клиент это ценит. Покупатели хотят, чтобы был какой-то кусочек истории — это очень важно и хорошо работает. Застройщики все больше будут уделять этому внимание. Мы, например, нанимаем известного краеведа, который по каждому участку раскапывает какую-то историю», — поясняет Останин.
В борьбе за покупателя девелоперы готовы создавать ноухау в ущерб маржинальности проекта, признают застройщики. «В настоящее время становится популярным освоение территорий серого пояса, на которых много исторических объектов. Эти объекты приходится восстанавливать, что требует, конечно же, немалых инвестиций. Но, учитывая их расположение в хороших локациях и культурную ценность, — в итоге данные объекты становятся хорошим активом», — рассказывает Останин.
Внешнее и внутреннее
В целом, маркетинговые новации больше затрагивают среду вокруг объекта, нежели внутри него — как считает генеральный директор инжиниринговой компании «Конфидент» Петр Кузнецов, заметных улучшений потребительских характеристик жилья пока не произошло. «Я не вижу, что в условиях падения спроса застройщики начинают думать о качестве. Качество зданий, коммуникаций выше не становится», — утверждает он.
В свою очередь, Юлия Ружицкая отмечает, что девелоперы работают и с внутренней составляющей продукта. По ее словам, на первый план вышла организация пространства, при которой жилье становится удобным за счет сокращения «лишней площади коридоров и создания вместительных кухонь-гостиных, гардеробных, более просторных санузлов». «Поэтому все популярнее становятся европланировки, сочетающие доступную цену и комфортный метраж для жизни», — заключает Ружицкая.
Покупатель готов платить за благоустройство
Надежда Калашникова, директор по развитию строительной компании Л1:
«В последние годы покупательский интерес сместился от дешевых проектов, расположенных за пределами КАД к более качественному жилью в черте города. Люди готовы заплатить больше, но при этом получить возможность жить в локации с развитой инфраструктурой и удобным транспортным сообщением.
Кроме того, наметилась тенденция и к увеличению метража наиболее востребованного жилья. Вместо компактных студий и «однушек» покупатели предпочитают квартиры из двух, а то и трех комнат. Частично это объясняется тем, что многие нынешние покупатели — это те, кто приобретал первое собственное жилье в ипотеку, выплатил кредит и теперь готов к улучшению жилищных условий.
Одним из самых востребованных типов жилья становятся квартиры так называемого евроформата, с увеличенной кухней-гостиной. Еще один тренд — это наличие в домах кладовых, которые можно приобрести вместе с квартирой. Подобные помещения позволяют освободить жилье от сезонных и громоздких вещей и максимально комфортно организовать пространство.
Благоустроенная придомовая территория — это одно из обязательных составляющих комфортного проживания. Традиционные детские и спортивные площадки, места для отдыха и газоны сегодня есть даже в жилых комплексах эконом-класса. В проектах более высокого ценового сегмента этого недостаточно.
У Компании Л1 есть свои оригинальные решения обустройства придомовых территорий. Например, в ЖК «Премьер Палас» отличительной особенностью станет собственная прогулочная набережная с декоративным маяком и причалом для маломерных судов. На территории ЖК «Лондон Парк» высажен вишневый сад, а вдоль комплекса на улице Руднева — березовая аллея».