Петербург традиционно уже который год подряд демонстрирует один из самых низких в стране уровней безработицы. Так, по данным Международной организации труда (МОТ), за 9 месяцев 2016 года уровень безработицы в Северной столице составил 1,6% и это лучший результат среди всех субъектов РФ. Для сравнения: данный показатель по СЗФО составляет 4,6%, а по РФ в среднем – 5,6%. Соответственно и показатели занятости экономически активного населения за 9 месяцев т.г. лучшие за всю историю наблюдений в Петербурге – 73,5%. Некоторое оживление демонстрирует промышленность региона, что соответственно находит отражение в статистике рынка труда. Так, за девять месяцев 2016 года промышленное производство в Санкт-Петербурге выросло на 3,4%, а в Ленинградской области на 3,9% (данные Петростата). Наибольший рост зарегистрирован в пищевой промышленности: плюс 25% к аналогичному периоду прошлого года в Петербурге и плюс 16,3% в Ленинградской области.
Помимо статданных промпроизводства, влияющих как на сокращение безработицы, так и на рост занятости, заместитель председателя Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга Николай Рогачев объясняет сложившуюся ситуацию выходом на рынок труда новых категорий граждан в связи с нестабильной экономической ситуацией. В частности к таким гражданам он относит рантье, которые ввиду падения разрыва между ценой покупки строящегося жилья и ценой продажи готовых квартир, а также ввиду падения ставок аренды жилья вынуждены изыскивать дополнительные источники доходов.
Вместе с тем стоит учитывать, что сокращение предприятиями издержек в периоды экономического спада в России часто осуществляется не столько за счет увольнений сотрудников, сколько за счет иной оптимизации расходов – урезаний выплат (например, отмены премий), перевода на неполный рабочий день или отправления сотрудников в вынужденные отпуска. Менталитет российских сотрудников таков, что в большинстве они готовы терпеть ухудшение условий работы достаточно долго. А так называемая «скрытая безработица», которая включает в себя вышеперечисленные явления, в статистике не отражается.
Минус мигранты
Впервые за ряд лет в 2015 году в Санкт-Петербурге по данным Петростата имел место чистый отток работников-мигрантов из числа иностранных граждан (25,9 тыс.человек). В 2016 году, по прогнозным данным, приток иностранных мигрантов будет нулевым либо снова отрицательным. Внутренняя миграция снижалась с 2013 года: так, если в 2013 году прирост составлял 100 тыс.человек, то в 2014 – 52,8 тыс.человек, а в 2015-м - 25,3 тыс.человек. В текущем году, скорее всего, сохранится положительный прирост, что косвенно подтверждается информацией компаний, занятых в строительстве. Так, по словам директора по строительству одной из петербургских строительных компаний, бригаду рабочих для нового проекта в Санкт-Петербурге найти не удалось – привезли из Ставрополья. В целом, по данным Роструда, порядка трети соискателей указывают в резюме готовность к переезду в другой регион. И в этом смысле Петербург является скорее потребителем, а не поставщиком рабочей силы (традиционное исключение – часть московских вакансий). В перспективе данная тенденция укрепится: для выполнения гособоронзаказа на петербургских предприятиях потребуется дополнительная квалифицированная рабочая сила.
Плюс зарплата
Средняя начисленная заработная плата в Санкт-Петербурге в III квартале 2016 года составила 48,5 тыс.руб., что на 11,7% выше уровня аналогичного периода прошлого года (данные Росстата). Однако отметим, что Росстат учитывает доход-брутто, то есть до вычета налогов. Данные рекрутинговых агентств и крупных интернет-порталов, публикующих вакансии работодателей, отличаются от официальной статистики примерно на величину налоговой разницы.
Вместе с тем в российских реалиях лишь приблизительно можно оценить среднюю заработную плату граждан, поскольку в статистику не попадают люди, занятые в секторе теневой экономики. Так, Минфин оценивает объем «серых» зарплат в 5 трлн руб. (см. «Основные направления бюджетной политики» на 2017–2019 годы»). Отметим, что в кризисные времена «серые» и «черные» схемы используются достаточно активно. По данным августовского исследования HeadHunter, 28% россиян получают серую зарплату, а 11% – полностью черную. Данные ВЦИОМ, собранные месяцем ранее – в июле – в целом коррелируют: только 73% опрошенных работающих россиян заявили, что получают всю зарплату официально (реальный показатель явно меньше, так как стремление обезопасить себя и своего работодателя при подобного рода опросах вполне естественно). Такая ситуация усугубляется безответственностью потенциальных сотрудников - по данным HeadHunter, 65% сотрудников согласны на серую или черную зарплату. Такого рода «круговая порука» вкупе с невысоким уровнем доверия к пенсионной системе побуждает разрабатывать комплекс мер по выводу теневых доходов на свет, сочетающий как меры воздействия на работодателей, так и на работников.
Структурные сдвиги
По словам Николая Рогачева, заместителя председателя Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга, рынок труда Северной столицы нельзя назвать как рынком работодателя, так и рынком работника - с точки зрения спроса и предложения рынок находится в равновесии. Однако имеется структурный перекос: при переизбытке топ-менеджеров наблюдается недостаток квалифицированных рабочих. Николай Рогачев в этой связи сетует на отрыв от реалий ряда работодателей, желающих нанять высококвалифицированных рабочих за неадекватные деньги. «Есть предприятия, которые присылают нам заявки на фрезеровщиков 6-го разряда за 20 тыс.рублей в месяц или сертифицированных сварщиков за 50 тыс.рублей. Таким работодателям бывает сложно объяснить, что их предложение абсолютно неконкурентоспособно. Соответственно их заявка остается неудовлетворенной – нельзя закрыть позицию, настолько не соответствующую рынку», - комментирует Николай Рогачев. Традиционно высокий спрос сохраняется на «продажников» всех мастей.
Еще одна петербургская особенность – возрастные диспропорции населения. В нашем городе более четверти жителей - пенсионеры по возрасту. Очевидно, что прокормить пособиями и пенсиями четверть населения - непростая задача. Один из вариантов решения – обеспечить занятость пенсионерам. Сегодня средний возраст эффективного человека растет во всем мире, а с точки зрения работодателя нынешние российские пенсионеры со смешным возрастом выхода на пенсию в 55 и 60 лет обладают рядом преимуществ перед молодежью: они ответственны, опытны, не имеют беспочвенных карьерных амбиций, при этом мотивированы. Согласно демографическому прогнозу численность населения в 2016-2020 годах в СПб будет ежегодно увеличиваться при нарастании диспропорций: население в трудоспособном возрасте будет снижаться, а населения старше и моложе трудоспособного возраста - расти. Негативные для рынка труда демографические тенденции будут смягчены ростом численности работающих лиц старше пенсионного возраста и это грядущая данность, которую надо принимать во внимание.
В целом планирование Комитетом по труду и занятости, говорит Николай Рогачев, подтверждается временем: «В этом году мы прогнозировали чуть более высокий уровень безработицы, соответственно имеет место экономия средств, предусмотренных для выплаты пособий. Остальные наши оценки, даже основанные на официальной статистике, также подтверждаются жизнью. Петербург – город с большой диверсификацией экономики, с большой емкостью рабочих ресурсов. Здесь всегда была, есть и будет работа». Стратегическая задача – ликвидировать или смягчить различные структурные перекосы.
В прогнозном периоде до 2021 года в Петербурге ожидается кадровый дефицит специалистов здравоохранения с высшим и средним специальным образованием, техников физических и инженерных направлений со средним специальным образованием, строителей-отделочников, строителей и строителей-монтажников, специалистов с профессиями металлургии, машиностроения и металлоообработки (кроме станочников, сварщиков и слесарей), пищевой промышленности и транспорта, легкой промышленности, торговли и общепита, химии и нефтехимии, производства органических соединений, производства неорганических стройматериалов, стекла и керамики, слесарей-механиков, слесарей-сборщиков и слесарей-ремонтников в механобработке, электромонтеров, электромехаников, специалистов по электрооборудованию. Наиболее острый дефицит кадров – для специалистов здравоохранения со средним специальным образованием, строителей-отделочников, строителей и строителей-монтажников, профессии торговли.
В соответствии с потребностями рынка разрабатываются городские планы по переобучению персонала, профориентации молодежи, вовлечению неработающих граждан в экономически активную жизнь.
Таблица: Прогноз баланса трудовых ресурсов Санкт-Петербурга на 2016-2020 годы, тыс.чел.