Зародившаяся на Западе индустрия дистанционных обучающих платформ позволяет получить достаточно качественное образование, если речь идет о введении в профессию для неспециалистов либо о получении дополнительных знаний и навыков людьми, уже работающими в той или иной отрасли. Кроме того, добавляет Елена Теличко, менеджер по работе с клиентами Coleman Service, онлайн-платформы дают возможность получить образование по актуальным профессиям, которым еще не обучают в классической форме обучения, например, digital-маркетолог или сетевой юрист. «Однако следует учитывать, что есть профессии, для которых онлайн-обучение неприемлемо, например, в сфере медицины, кораблестроения, биологии», - оговаривается Елена Теличко.
Наши и не наши
Индустрия массовых образовательных онлайн-курсов зарождалась на Западе, и сегодня к наиболее популярным ресурсам можно отнести Coursera, edX, FutureLearn, Khan Academy, Udacity, Canvas Network, Stanford iTunes U, UMass Boston Open, Courseware, OpenCulture, Udem. Среди перечисленных названий в России максимальных успехов добилась Coursera, появляются также и российские платформы. В частности, «Универсариум», «Лекториум», «Унивеб», «Нетология», «Степик», Zillion, Virtual Room, Geek Brains. В процессе становления находится и Национальная платформа открытого образования.
Сооснователь платформы «Универсариум» Сергей Холкин оценивает суммарную аудиторию всех российских платформ онлайн-образования в 10 млн. человек. Сам «Универсариум» ежемесячно посещают около 15 – 20 тыс. новых пользователей. «В среднем рядовой онлайн-курс собирает 5-7 тыс. человек, если же речь идет о дополнительном образовании, то аудитория такого курса увеличивается как минимум вдвое (в среднем, это более чем 15 тыс. человек на курс)», - рассказывает Сергей Холкин.
По наблюдениям представителей отечественных образовательных ресурсов, сейчас онлайн- курсы, в основном, востребованы у работающих специалистов с классическим высшим образованием, которые хотят сменить сферу деятельности или повысить квалификацию, а, значит и свою стоимость на рынке труда.
Дистанционные нюансы
По мнению экспертов, эффективность обучения зависит не столько от бренда, сколько от конкретной программы и преподавателей. Например, на Coursera представлены тысячи курсов. Нельзя утверждать, что они все однозначно хороши или плохи. Существуют программы, идеально подходящие для общего развития, а есть те, которые действительно помогут освоить новую профессию или специализацию.
«Наиболее качественным контентом обладают те платформы, которым удалось привлечь к сотрудничеству наиболее авторитетных ученых и преподавателей, представителей ведущих вузов России и мира, - рассуждает HR-бизнес-партнер кадрового холдинга АНКОР Наталия Малышева. - При этом говорить о конкуренции онлайн-образования с традиционным нельзя. Можно сформировать хорошие обучающие пособия, подобрать курс лекций, но при получении образования онлайн нет личного контакта, прямого взаимодействия преподавателя со студентом. Между тем, по отзывам преподавателей вузов (а мы сейчас активно взаимодействуем с рядом ведущих в рамках программы по привлечению талантов), 50% знаний дает именно общение в среде. Таким образом, студенты, получающие образование дистанционно, лишены этих 50%».
Как отмечают в компании City Business School, качество образования также во многом определяется длительностью курса. Пока в России дополнительное образование не регулируется государством, а только лицензируется. Более того, курсы продолжительностью до 16 академических часов могут даже обойтись без лицензии. Например, на рынке есть компании, которые предлагают пройти программу MINI-MBA за месяц, тогда как образовательные стандарты по профессиональной переподготовке предполагают длительность программы от 500 академических часов. Значимым фактором является наличие практических заданий из реального сектора. Выпускник должен быть способен выполнять новую работу самостоятельно – «от и до», включая детали и нюансы, а также разбираться в условиях и тенденциях рынка. Для оттачивания практических навыков в учебные программы включаются кейсы, практикумы, тренажеры, обучающие игры.
«Если в дипломе/сертификате будет указан подозрительно короткий срок обучения по новой специальности, то, скорее всего, это насторожит работодателя. А если соискатель прошел полноценный длительный курс, то негативного отношения дипломы о получении дистанционного образования сейчас уже почти ни у кого не вызывают, - комментирует генеральный директор City Business School Наталья Лагенен. - Например, наша бизнес-школа, где полностью отсутствует очный формат обучения, работает с известными корпоративными клиентами. Если бы они как работодатели имели негативное отношение к дистанционному формату, то не тратили бы деньги онлайн-обучение сотрудников».
По мнению, руководителя Лаборатории инновационных образовательных технологий МФТИ, члена правления Национальной платформы открытого образования Тараса Пустового, оценка качества онлайн-образования сейчас имеет больше субъективный, нежели объективный характер. «Для того, чтобы говорить об эффективности необходимы масштабные исследования, а их в России просто нет. Почему? Потому что никто из игроков российского рынка до недавнего времени не ставил перед собой такую задачу. Отсутствие качественной информации об эффективности и моделях внедрения онлайн курсов значительно замедляет процесс внедрения новых педагогических технологий и образовательных подходов», - говорит Тарас Пустовой.
И все же плюс
Несмотря на растущий интерес пользователей к массовым образовательным онлайн-курсам, работодатели пока не рассматривают наличие такого диплома в качестве весомого аргумента в пользу соискателя. «Многие провайдеры онлайн-курсов выпускают верифицированные сертификаты об их окончании, и работодатели могут учитывать такие сертификаты, но, пожалуй, пока не как ключевой элемент резюме соискателя», - говорит директор по развитию НИТУ «МИСиС», программный директор EdCrunch Нурлан Киясов.
«Далеко не все работодатели знают о существовании онлайн-курсов, поэтому отношение к сертификатам, полученным таким образом, у них настороженное», - подтверждает Сергей Холкин, но одновременно замечает, что рекрутеры, следящие за глобальными образовательными тенденциями, рассматривают подобные дипломы в качестве дополнительного бонуса при приеме на работу. «Это демонстрирует наличие способностей к саморазвитию и серьезную заинтересованность в выбранной специальности», - подчеркивает Сергей Холкин.
«Возможность рассмотрения кандидатов с дистанционным образованием скорее характерна для "современного" работодателя, идущего в ногу со временем, - рассуждает, в свою очередь, Елена Теличко. - Работодатель, работающий по принципам "старого" времени, скорее всего, не сможет оценить и найти применение такому кандидату».
Впрочем, сами пользователи нечасто предъявляют сертификат об окончании онлайн-обучения. Так, в практике кадрового холдинга АНКОР практически не встречается соискателей, в резюме которых упоминались бы образовательные курсы, пройденные онлайн, признается Наталия Малышева. По ее мнению, причина – «молодость» индустрии. «В действительности получают диплом только 5-10% записавшихся на курсы, - приводит статистику «Универсариума» Сергей Холкин . - Важно понимать, что на самом деле каждый пользователь приходит со своей целью: кому-то хочется расширить свой кругозор, кто-то впервые пробует учиться онлайн, а для кого-то онлайн-курсы – способ разнообразить свой досуг. Поэтому если 20% пришедших на курс изначально хотят получить сертификаты, и половина из них добивается своей цели – это хороший показатель».
Наталия Малышева рекомендует всем, кто начинает дистанционное обучение, четко ответить себе на вопрос «Для чего мне это нужно?». По ее мнению, варианта ответа всего два, если смотреть на дистанционное обучение сквозь призму профессионального развития. «Либо человек, находящийся в поиске работы, понимает, что имеющееся у него образование является недостаточным для трудоустройства в интересующую его компанию и недостающие знания он может получить, пройдя определенный онлайн-курс. Таким образом, главная мотивация для прохождения курса – успешное трудоустройство. Либо специалист, являющийся сотрудником компании, ощущает, что отсутствие знаний в конкретной сфере мешает его дальнейшему профессиональному развитию. В этом случае главной мотивацией для прохождения дистанционного обучения станет повышение его ценности и значимости в компании как профессионала», - рассуждает Наталия Малышева.