Однако, если 20 лет назад российские города были технически не готовы ни к чему подобному, то теперь smart-инструментарий – соответствующие программные решения и оборудование – им доступен; не случайно «умные дома» активно рекламируются, например, на рынке коттеджных поселков. Возможно, пробил час и для внедрения smart-концепций по большому счету – в масштабе кварталов, районов, общегородских систем управления транспортом или ЖКХ? С этим вопросом корреспонденты РБК+ обратились к экспертам.
«Подходы «умного города» у нас применяются, к сожалению, не массово»
«Нигде в мире не существует одинаковых городов, поэтому формируемые smart-города принципиально отличаются друг от друга. Обсуждая, насколько применим у нас этот опыт, целесообразно рассматривать именно те подходы, проекты и технологии «умного города», которые могут быть эффективно реализованы и в Санкт-Петербурге. Например, интересен опыт решения проблем пробок в Стокгольме и Сингапуре, где нагрузка на улично-дорожную сеть анализируется множеством датчиков и регулируется в зависимости от загруженности.
Пример использования энергоэффективных систем городского освещения – Осло, где установлено более 50 тыс. современных уличных светильников с интеллектуально изменяемой интенсивностью освещения. В Гамбурге и Торонто реализованы программы по установке «умных счетчиков», позволяющие дистанционно собирать и анализировать данные о потреблении воды, предотвращая потери и несанкционированное использование. Примеров таких решений для каждой отрасли городского хозяйства можно найти очень много, и они касаются не только технологических решений, но и, в значительной степени, организации городского пространства.
В Петербурге сейчас используются некоторые подходы, укладывающиеся в парадигму «умного города». В частности, это касается использования современных энергосберегающих технологий и материалов в строительстве, установки интеллектуальных систем сбора данных и управления сетями водо- и электроснабжения. Однако пока эти решения применяются, к сожалению, не массово.
Проектируя город-спутник Южный с функциями научно-технического кластера, мы, конечно, рассчитываем, что он станет пилотной площадкой для реализации инновационных подходов и технологий в области урбанистики. Основные smart-подходы, которые мы закладываем в проект, касаются эффективного использования городской инфраструктуры, а также обеспечения комфорта для горожан. Сюда можно отнести интеллектуальные системы управления дорожно-транспортной сетью и управления городским пассажирским транспортом, обеспечивающие предсказуемое и комфортное перемещение в городе, стимулирующие к использованию общественного транспорта. Также будут созданы условия для использования экологичных видов транспорта, в том числе велосипеда. Важным видится также энергоэффективное городское освещение, установка умных счетчиков и современных инженерных систем с возможностью контроля за их техническим состоянием. Это далеко не полный перечень тех решений, которые планируется реализовать, ведь строительство города «с нуля» – это как раз тот случай, когда возникают оптимальные условия для применения лучшего мирового опыта».
«Как бы не вляпаться в неумный «умный город»»
«Самой идее smart city – больше 20 лет. И за 20 лет существования идеи с ней произошло большое количество изменений. Сегодня мы не можем говорить о smart city как о какой-то цельной истории, потому что за эти годы сменилось пять поколений этой концепции. И это одна из угроз для Петербурга. Я уже видел, как три разные крупные девелоперские компании объявляли, что у них есть своя концепция smart city. При этом никаких деталей не обрисовывалось, и нельзя понять, о чем именно идет речь.
Петербург может запросто вляпаться в неправильный smart city – ошибиться с выбором модели «умного города», в который мы устремимся. Вот Казанский smart city – это высокие амбиции при минимуме возможностей, отсюда и низкий результат. А, например, проект Иннополиса – это, наоборот, образец высоких возможностей при крайне низких амбициях, ввиду чего получился замкнутый кампус, а не город; эдакая резервация для умников.
Прикасаясь к теме smart city, Петербург вступает в очень нервно устроенный рынок торговли будущим. Не играть в него невозможно, а играя, несложно поддаться манипуляциям, которыми этот рынок переполнен. Одна из них заключается в нагнетании страстей относительно необходимой скорости изменений: нам на каждом шагу повторяют, что, если мы сейчас же не начнем двигаться вперед со скоростью самых передовых стран и городов, то, очевидно, просто умрем. Тем временем формирование будущего требует, прежде всего, осмысленной и довольно длительной интеллектуальной работы, которая противоположна, по своей сути, спешному внедрению чего-либо передового.
К тому же у Петербурга отношение к будущему – крайне напряженное и осторожное. Если ты играешь с будущим, значит, ты внутренне согласен с тем, что ты не останешься тем, кто ты есть сейчас. Игры с будущим означают готовность к изменениям. И нет никакого smart city, если горожане и управленцы не хотят быть smart.