Малый сельскохозяйственный бизнес не может и, как оказалось, во многих случаях не хочет заходить в крупные торговые сети. Те, кто не может, признают, что не в состоянии выполнять жесткие требования сетей по цене, стабильности поставок и объемам. Они говорят, что этому препятствуют административные барьеры, отнимающие много сил, времени и денег, и что плата за гософормление товара такова, что даже девальвация не делает российское мясо дешевле аргентинского.
Многие предприниматели принципиально избегают сети — опасаются потерять свое лицо. Но и те, и другие сходятся в одном — местные власти своими административными барьерами препятствуют фермерам выстраивать оптимальную модель сбыта — через фирменные магазины, мелкорозничную торговлю, в том числе, сезонную.
Крупный перекос
На Межрегиональном экономическом форуме малого бизнеса «Рывок вопреки глобальным вызовам», проведенном 18 марта в петербургском Центре импортозамещения и локализации, участники круглого стола, посвященного проблемам малого бизнеса в сельском хозяйстве, критиковали государственную политику за дискриминацию в пользу крупных агрохолдингов и торговых сетей. Как утверждает глава фермерского хозяйства в Шимском районе Новгородской области Яна Осипова, крупным агрохолдингам государство отдает землю «за гроши», а малым фермерам продает по очень высоким ценам. Генеральный директор ООО «Рассвет плюс» (свиноводство и мясопереработка) Андрей Крылов добавляет: агрохолдинги могут претендовать на серьезную господдержку, а фермерам и даже среднему бизнесу рассчитывать на нее «очень трудно».
Между тем, сами представители агрохолдингов признают, что нуждаются в услугах малых фирм. Так, Артем Капитульский, руководитель отдела маркетинга агрохолдинга «Круглый год», сообщил, что, например, шмелей для опыления растений в теплицах агрохолдинга приходится закупать в Израиле, что, конечно, очень дорого и они с удовольствием переключились бы на российских поставщиков, если бы они были.
Председатель Совета Санкт-Петербургской ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка Алексей Третьяков утверждает, что в производстве государство притесняет малый сельхозбизнес в пользу крупных агрохолдингов, а в сбыте — в пользу крупных торговых сетей. Многие участники дискуссии признавали, что сбыт продукции малых сельхозпредприятий представляет особую проблему, ибо сопряжен с массой трудностей.
Тяжелый сбыт
Яна Осипова проиллюстрировала проблему: «В нашем поселке на 5 тысяч жителей работают несколько крупных федеральных торговых сетей — «Магнит», «Пятерочка», «Дикси» …». Сети требуют низкие цены, большие объемы... «Фермерам и не пробиться в торговлю, — продолжил Павел Грудинин, гендиректор АО «Совхоз имени Ленина» (крупного производителя клубники), добавив, что это проблема не только выхода в сеть, но и на рынки. «В прошлом году мэрия Москвы написала такое постановление о продаже сельхозпродукции малого бизнеса, что мы не могли продавать свою клубнику. Нам разрешили только на ярмарках выходного дня. А что нам делать, если клубника, вопреки постановлению, созревает и в будние дни? Мы привлекли ФАС, а чиновники говорят — чтобы изменить постановление, надо два месяца готовить поправки. А клубника тем временем уже пройдет», — приводит пример бизнесмен.
«Потом я был в Берлине, — продолжил П.Грудинин, — где мне сказали: «ставьте палатку в выделенном месте и торгуйте». Никаких тендеров для малого бизнеса. И заметьте — ни слова о том, как должна выглядеть палатка, каких размеров и какого цвета!». Хозяйка шлиссельбургской пекарни ООО «Вега» Татьяна Лепетенина вставила: «У нас в Шлиссельбурге поставить палатку нельзя — она якобы уродует лицо города». А.Третьяков прокомментировал: «Не надо думать, что наши чиновники глупее немецких. Просто они более жадные».
Потерять лицо
Крупные торговые сети не хотят связываться с мелкими сельхозпроизводителями, но и последние не горят желанием растворяться в массе стандартной продукции. «Зайдя в сети, мы однозначно потеряем свое лицо, — уверена Т. Лепетенина. — Поэтому мы принципиально не идем в сети. Но согласовать с властями свою, мелкую, фирменную торговлю невероятно трудно. Мы 10 лет не вылезаем из арбитражных судов. Хотя спрос у нас огромный, даже петербургские магазины берут наш хлеб».
А.Крылов, возглавляющий среднюю по размеру компанию, говорит, что даже они перестали работать с сетями: «Они ввели аукционы по закупкам, где поставщики конкурируют только по цене. Разница в качестве при этом не учитывается. Но мы не можем конкурировать с несвежим продуктом массового производства агрохолдингов. Наш главный сбыт — это мелкие магазины, рынки».
Чиновник на кормлении
По словам выступавших на круглом столе предпринимателей, сети не берут их продукцию, потому что импортная оказывается дешевле, несмотря на девальвацию рубля и транспортные издержки. Почему местная дороже, пояснила Я.Осипова: «Я должна оформить кучу справок, за каждую — заплатить. Приезжаю на рынок и там от меня требуют еще раз заплатить 500 рублей за всю документацию. А потом мы удивляемся, почему фермерское мясо дороже аргентинского». Т. Лепетенина добавляет: «Хотя на любом предприятии пищевой промышленности есть производственный контроль, от нас постоянно требуют все новых отчетных документов. Вплоть до того, что, когда мой работник выходит из туалета, я должна заполнить бумажку, помыл ли он руки. А какой хороший человек пролоббировал отчетность о браке? Когда мой пекарь прозевал и сжег несколько буханок, я должна заполнить 15 бумаг о том, как и почему это произошло. Кому это нужно?».
Предприниматель из Бурятии Дмитрий Селецкий продолжил: «Я тоже оформляю разные сертификаты, разрешения и свидетельства. Но почему федеральные государственные органы берут за это деньги, причем, немалые? Ведь это их функции, они за это зарплату получают. И между прочим из наших налогов! Получается, что мы им дважды платим деньги за ими же придуманные бумажки. Вот уже действительно — «чиновник на кормлении».
Председатель Совета «Союза предпринимателей Новгородской области» Юлия Ротанова резюмировала: «В Советском Союзе было 32 контролирующие организации, а у нас сейчас – 100. У государства не хватает денег на их финансирование, поэтому они все подкармливаются у нас. У каждого из них есть план по штрафам. Это беда огромная, системная».
Что делать?
Предприниматели призывают власти устранить перекос в господдержке в пользу агрохолдингов. «Но нам нужны крупные, ответственные местные производители», — возразила Ольга Волкова, заместитель директора Северо-Западного филиала по взаимодействию с органами государственной власти и СМИ в X5 Retail Group.
Участники встречи порекомендовали малым производителям объединяться в кооперативы, по-сути, пойти по пути финского концерна Valio, принадлежащего 17 кооперативам, членами которых являются 7,3 тысячи фермеров — производителей молока. Сетям это обеспечивает ответственность за коллективные поставки фермеров и за качество их продукции.
Что касается развития торговых форматов, адекватных потребностям малых производителей, то предприниматели требуют от властей радикально упростить бюрократические процедуры, сократить разрешительную документацию. «Нужно сделать как в Италии, где хорошо работающим несколько лет малым предприятиям выдают сертификат на 5 лет, — предлагает Т.Лепетенина. — И в течение этих пяти лет ни один чиновник не имеет права заходить на предприятие. А претензии покупателей или чиновников решаются только через суд».
«Мои проблемы со сбытом клубники московские власти после огромного скандала решили методом ручного управления — дали команду чиновникам и полиции наши палатки не трогать. Но нам нужно не это. Мы хотим, чтобы заработала система, чтобы любой фермер мог, как в Германии, приехать и свободно продать свою машину картошки», — говорит П.Грудинин. Судя по выступлениям на круглом столе, предприниматели знают, как надо организовать сбыт. Им не нужны ни советы властей, ни помощь. Единственное условие — не мешать. Но для этого необходимо повысить ответственность чиновников за результаты их работы. «Нужно, чтобы губернаторы реально отвечали за показатели доходности малого бизнеса, объемов реализации нашей продукции», — считает Ю.Ротанова.