#1 ПМЭФ 2025, Вчера, 15:51
Инструменты , Санкт-Петербург и область ,  
0 

«Эффективность на 300% выше, чем у человека»: что происходит в логистике

Фото: ru.freepik.com
Фото: ru.freepik.com
Цифровые технологии трансформируют логистическую отрасль, повышая ее скорость и точность. Какие инструменты уже сейчас могут быть внедрены, и что будет, если этого вовремя не сделать — в материале РБК+ Петербург

Спрос российской отрасли транспорта и логистики на цифровые решения в ближайшие годы будет расти более чем на 20% в год, прогнозирует ВШЭ. Наиболее востребованными являются технологии искусственного интеллекта и блокчейна, а также передовые инструменты автоматизации бизнес-процессов и управления сложными объектами, в том числе и складскими. Участники Петербургского международного форума рассказали, какие инструменты цифровизации используют передовые российские логистические компании уже сейчас, и как это влияет на эффективность их деятельности.

В мировом тренде

По оценкам Mordor Intelligence, в 2025 году объем мирового рынка автоматизации в логистике достигнет $82,7 млрд, а к 2030 вырастет более чем на 60% и превысит $132,6 млрд. Наиболее активно, считают аналитики, будет развиваться направление интернета вещей, создания цифровых двойников и использования облачных сетей. Эксперты MHI и Deloitte полагают, что наибольшее влияние на развитие цепочек поставок в ближайшие годы окажут искусственный интеллект и блокчейн.

Российский сегмент рынка транспортной логистики будет развиваться по схожему сценарию. По прогнозам ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, отечественный рынок цифровых решений для транспорта и логистики к 2030 году достигнет 626,6 млрд руб., увеличившись за десять лет в 7 раз.

Наибольшим спросом, считают исследователи, будут пользоваться технологии искусственного интеллекта и нейротехнологии: объем этого сегмента рынка цифровых решений для транспортно-логистической отрасли к 2023 году достигнет 220 млрд руб., а также системы распределенного реестра (72,8 млрд руб.) и новые производственные технологии, в том числе инструменты автоматизации бизнес-процессов (66,1 млрд руб.).

Современная грузовая логистика — это не просто перевозка товаров из точки А в точку В, это сложный высокотехнологичный процесс, в котором цифровые инструменты играют очень важную роль, говорит директор Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» Полина Давыдова. «Мы проводили эксперимент, оценивали, что может дать использование цифровых инструментов в грузовой логистике. Оказалось, что, например, благодаря цифровым решениям простои транспортных средств снижаются на 30%», — приводит данные эксперт.

Полина Давыдова, «Цифровой транспорт и логистика»
«Мы проводили эксперимент, оценивали, что может дать использование цифровых инструментов в грузовой логистике. Оказалось, что, например, благодаря цифровым решениям простои транспортных средств снижаются на 30%», — приводит данные директор Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» Полина Давыдова.

Оценили эффект

Компании, уже внедрившие передовые решения, отмечают их высокую эффективность. «Решения на базе искусственного интеллекта уже прочно вошли в нашу IT-жизнь, и транспортная отрасль здесь не исключение», — отметил Григорий Безрукин, директор по развитию российского интегратора и разработчика IT-продуктов и сервисов BIA Technologies.

Григорий Безрукин, BIA Technologies
«Решения на базе искусственного интеллекта уже прочно вошли в нашу IT-жизнь, и транспортная отрасль здесь не исключение», — отметил директор по развитию российского интегратора и разработчика IT-продуктов и сервисов BIA Technologies Григорий Безрукин.

«Эти решения позволяют повышать эффективность и снижать издержки на всех этапах доставки грузов и складской обработки. На мой взгляд, вопрос уже не стоит о внедрении или не внедрении искусственного интеллекта, вопрос о том, как именно мы его используем для того, чтобы повышать нашу эффективность», — уверен эксперт.

В транспортной логистике одной из ключевых задач является построение высокоэффективных маршрутных сетей и оптимизация «доставки последней мили», стоимость которой достигает 50% всех затрат на доставку, и помощь искусственного интеллекта в этом неоценима, говорит Григорий Безрукин. «ИИ может сравнить между собой сотни тысяч возможных вариантов по более чем 200 параметрам, и практически мгновенно выбрать оптимальный маршрут», — поясняет он. Кроме того, искусственный интеллект в автоматическом режиме диспетчеризует рейсы, сравнивает фактические показатели исполнения заказов с плановыми. «ИИ все делает сам, человек подключается к этим процессам только в случае крайней необходимости», — резюмирует Григорий Безрукин.

Технологии позволяют оптимизировать все этапы работы в логистике — от планирования маршрутов и управления складами до обработки запросов в кол-центрах, подтверждает директор ГК «Деловые Линии» Фарид Мадани. Например, решения на основе искусственного интеллекта помогают составлять расписания смен на складах, планировать доставки, заправки на маршрутах и анализировать цены на топливо. В результате автоматизация распределения заявок на автодоставку достигает 75%, а учет АЗС на маршруте позволяет экономить 2% ежемесячных затрат на топливо по всему парку благодаря снижению средней цены за литр, говорит топ-менеджер.

Умный склад

Инвестиции в цифровизацию — залог успеха на высококонкурентном рынке транспортной логистики, подчеркивали участники дискуссий ПМЭФ. При этом повышается роль 3PL-операторов в формировании нового высокотехнологичного логистического ландшафта России. Эти компании снимают с производителей и продавцов продукции необходимость заниматься ее транспортировкой, складской обработкой, хранением и распределением, позволяя сосредоточиться на ключевых бизнес-процессах. Передовые цифровые решения, например, WMS (Warehouse Management Systems, автоматизированные системы управления складом) и робототехника, внедряемые 3PL-операторами, позволяют им предлагать клиентам более выгодные условия. По данным McKinsey, использование роботизированных решений способствует снижению ошибок при сборе заказов на 40% и снижению трудозатрат на 30%. Поэтому, прогнозируют аналитики, 3PL-операторы и в будущем будут активно внедрять WMS и робототехнику, стремясь оптимизировать расходы и повысить точность обработки заказов.

Автоматизация складов кардинально изменила само понятие работы с грузом и дала компании возможность выводить на рынок и предлагать клиентам абсолютно новые услуги, констатирует Фарид Мадани. «На 3PL-складах мы применяем WMS-систему, которая позволяет эффективно управлять заказами на приемку и отгрузку. Благодаря ей сейчас оцифровано порядка 80% складских операций. Система также обеспечивает прозрачный учет номенклатуры по количеству, качеству и другим параметрам, позволяет интегрироваться с системой клиента и формировать различные виды складской отчетности», — рассказал он.

Фарид Мадани, «Деловые Линии»
«На 3PL-складах мы применяем WMS-систему, которая позволяет эффективно управлять заказами на приемку и отгрузку. Благодаря ей сейчас оцифровано порядка 80% складских операций. Система также обеспечивает прозрачный учет номенклатуры по количеству, качеству и другим параметрам, позволяет интегрироваться с системой клиента и формировать различные виды складской отчетности», — рассказал директор ГК «Деловые Линии» Фарид Мадани.

Внедрение цифровых решений и, в частности, автоматизация складов — не только конкурентное преимущество, но и залог выживания складского проекта и, соответственно, управляющего им 3PL-оператора, уверен основатель и генеральный директор InfoLine Иван Федяков. «Оптимальный выбор локации для строительства склада — территория, удаленная от крупного города на 20-40 км, в случае Москвы — 60-100 км. Однако уже через пару лет остро встает вопрос обеспеченности склада трудовыми ресурсами — в населенных пунктах в непосредственно близости от склада попросту не найти достаточное количество персонала», — говорит эксперт.

Иван Федяков, INFOLine
«Оптимальный выбор локации для строительства склада — территория, удаленная от крупного города на 20-40 км, в случае Москвы — 60-100 км. Однако уже через пару лет остро встает вопрос обеспеченности склада трудовыми ресурсами — в населенных пунктах в непосредственно близости от склада попросту не найти достаточное количество персонала», — говорит основатель и генеральный директор InfoLine Иван Федяков.

В условиях жесточайшего кадрового дефицита автоматизация склада встает очень остро, так как позволяет в принципе уменьшить потребность в персонале, отказаться от примитивного физического труда и дать возможность сотрудникам сосредоточиться на более сложных операциях. «Будущее складской логистики — за автоматизацией. Если этого вовремя не сделать, то судьба самого складского проекта может оказаться под угрозой и он может быть закрыт просто из-за того, что на складе некому работать», — говорит Иван Федяков.

Роботы и машинное зрение

Крупные логистические компании реализуют пилотные проекты по роботизации складов. Например, внедряются автоматизированные системы сортировки посылок весом до 30 кг. Такие решения позволяют повысить производительность сортировки примерно в 1,5 раза, а также сокращают трудоемкость операции и снижают себестоимость.

В сегменте складской логистики также растет востребованность сервисов видеоаналитики, говорит Григорий Безрукин. Такие решения полностью меняют подход к обеспечению сохранности грузов: искусственный интеллект в режиме реального времени анализирует поток информации со множества видеокамер и фиксирует бросание, падение или повреждение грузов. «В классическом варианте это делает видеооператор, но он априори не может контролировать все камеры одновременно и качественно. Видеоаналитика позволяет выявлять больше инцидентов, чем человек, и расследует их гораздо быстрее», — объясняет Григорий Безрукин. В результате, по его оценкам, эффективность систем видеоаналитики более чем на 300% выше, чем оператора-человека.

Без бумаги

Еще одно направление цифровизации российской логистической отрасли — обязательный переход на электронные транспортные накладные с 1 сентября 2026 года. Это позволит повысить прозрачность грузоперевозок для всех их участников, а также будет способствовать сокращению издержек и уменьшению времени доставки грузов. Ряд крупных игроков логистического рынка уже оценил все преимущества электронных транспортных накладных и отказа от бумажного документооборота.

Участники ПМЭФ прогнозируют, что в ближайшие годы цифровизация логистики значительно усилится. Внедрение технологий искусственного интеллекта и интернета вещей позволит компаниям перейти на новые модели бизнеса и занять ключевые позиции на рынке.

Инновации Большие данные и ИИ: как технологии меняют правила игры для бизнеса
Содержание
Закрыть