Экспертиза , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Невидимый кассир: как работают системы взимания платы на дорогах

Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург
Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург
Директор по развитию ООО «Оператор Скоростных Автомагистралей» (входит в ВТБ Инфраструктурный холдинг) Иван Плотников — о работе систем взимания платы на дорогах и будущем интеллектуальных транспортных систем

«Платные автодороги приносят не только прямую экономическую выгоду. Ведь формируемые за счет них средства обеспечивают непрерывное финансирование дорожного хозяйства, а это позволяет содержать дороги на должном уровне, внедрять передовые технологии и повышать безопасность движения. Тем не менее, в этой сфере существуют определенные вызовы.

Традиционные методы, такие как установка пунктов оплаты или использование дорогостоящих лазерных сканеров для идентификации автомобилей, во многом не отвечают современным требованиям. Пункты оплаты требуют значительных затрат на обслуживание, создают заторы и не всегда удобны для пользователей — большинство автомобилистов предпочитают минимизировать остановки и задержки в пути. Что касается лазерных сканеров — большинство этих технологий разработаны за рубежом, что делает нас зависимыми от иностранных поставщиков. В условиях санкционного давления эта зависимость становится неприемлемой. Поэтому задача импортозамещения в сфере интеллектуальных транспортных систем давно стала приоритетной.

И если раньше компании стремились решить проблему любой ценой, то теперь подход стал более взвешенным. Сегодня российские системы во многом не уступают зарубежным аналогам. Да, часть систем была установлена еще в начале десятых годов, но их эффективность остается высокой. Более того, когда в нашей стране только начали появляться платные дороги, используемые западные решения вызывали удивление, так как налицо было отставание от современных технологических трендов. Российские решения, которые стали быстро появляться в этой сфере, оказывались зачастую более продвинутыми и функциональными, кроме того, они учитывали специфику нашей страны. Сейчас ситуация еще улучшилась.

Одним из примеров отечественных технологий является система InfraPay MLFF, созданная нашей компанией и представленная на премии-исследование РБК Петербург Digital Awards. Она представляет собой инновационное решение для автоматизации взимания платы на платных автомагистралях и уже была успешно внедрена в Санкт-Петербурге на Шкиперской развязке ЗСД, а до конца года заработает и на Витебской развязке ЗСД. Благодаря этому эффективность работы объектов дорожной инфраструктуры значительно повышается.

Основной принцип работы системы заключается в использовании технологий автоматической идентификации и классификации транспортных средств с помощью Искусственного интеллекта и бесконтактной оплаты. Водители могут проезжать по платной дороге без остановки, оплачивая проезд транспондером. Для пользователей без транспондеров система автоматически распознает номера автомобилей и выставляет счета на основе данных с камер. Это решение позволило создать новые развязки в черте города без необходимости возведения пунктов взимания платы, строительство которых не только увеличивает бюджет проекта, но и зачастую невозможно из-за ограниченного земельного ресурса в условиях плотной городской застройки. Кроме того, система обеспечила увеличение расчетной пропускной способности дорог, снижение эксплуатационных расходов и, что особенно важно, минимизацию выбросов углекислого газа за счет отсутствия необходимости останавливаться на пунктах оплаты.

Мы уверены, что экологическая ценность таких решений пока недооценена, но, тем не менее, это важный фактор, влияющий на качество жизни людей. Современные технологии позволяют не только сделать движение более удобным, но и сократить негативное воздействие на окружающую среду. Ведь каждая остановка автомобиля на пункте взимания платы приводит к дополнительным выбросам углекислого газа. А внедрение систем свободного потока позволяет минимизировать задержки и сохранить экологический баланс.

Одним из важных аспектов в случае с интеллектуальными транспортными системами (ИТС) является их масштабируемость: только в этом случае внедрение ИТС будет способствовать развитию умных городов и повышению качества транспортной инфраструктуры. Пользуясь платными дорогами, человек прежде всего покупает время — очень ценный для каждого из нас ресурс, которого всем не хватает. Время, затрачиваемое людьми на поездки, является таким же значимым, как и безопасность движения, удобство и комфорт.

Значимое направление совершенствования таких технологий в будущем — развитие сетей связи 5G/6G, которые позволят создавать единую цифровую экосистему дорожной инфраструктуры и кооперативных систем. Это улучшит управление трафиком, повысит безопасность движения, снизит количество аварий и сделает дороги более комфортными для всех участников. Хотя массовое внедрение этих решений ожидается скорее в 2030-х годах, уже сегодня мы видим первые шаги в этом направлении. Однако в Санкт-Петербурге почувствовать эффект от этих технологий мы сможем не сразу — они доберутся до нас чуть позже, чем до других регионов. И это не случайно: наши дороги имеют свою специфику, которая требует особого подхода. Но это не значит, что мы стоим на месте. Уже сейчас ведутся активные разработки решений, которые будут интегрированы в дорожную инфраструктуру города в ближайшие годы.

Взаимодействие автомобилей между собой и с дорожной инфраструктурой несет в себе огромный потенциал для повышения эффективности транспортных систем. Но вместе с этим возникают и определенные риски с точки зрения кибербезопасности. Этот тренд никогда не иссякнет, потому что в эпоху цифровых технологий всегда найдутся те, кто попытается использовать их в корыстных целях. Поэтому защита данных становится ключевым фактором доверия пользователей новых транспортных решений — это нужно учитывать уже сейчас и в будущем потребность усилится».

Инструменты ИИ: до и после хайпа
Содержание
Закрыть