Условия выдачи ипотеки по госпрограммам под сниженные проценты ужесточаются, рыночные ставки по ипотечным кредитам растут, и купить квартиру в новостройке без крупного первого взноса становится все труднее. За редеющие ряды покупателей разворачивается борьба между застройщиками. Предложить альтернативу недорогим кредитам непросто, и новое звучание приобретают неценовые решения. Анжелика Альшаева, генеральный директор агентства недвижимости «КВС», группа компаний «КВС», рассказала в интервью РБК+ Петербург о перспективах строительного рынка в 2025 году и инструментах, которые помогают формировать добрососедские отношения и комьюнити единомышленников в новых проектах.
Сохранить темп
— Насколько сейчас острая ситуация на рынке жилой недвижимости Петербурга?
— Октябрь 2024 стал временем турбулентности. Ужесточились условия семейной ипотеки, стало известно об окончании лимитов по льготной госпрограмме у «Сбербанка», тут же мы узнаем об очередном повышении ключевой ставки. Честно скажу, нам, застройщикам, сейчас тяжело. При этом мы в «КВС» год завершаем с запланированными показателями, несмотря на турбулентность.
— Что ждет рынок в следующем году?
— Есть опасения по поводу следующего года. Главная задача, на мой взгляд, будет не приумножить, а сохранить то, что есть. Сейчас в ГК «КВС» на ипотеку приходится доля в 60%, причем почти вся — это семейная ипотека, потому что в сегменте рыночной ипотеки ставки скорее заградительные. Сделки с единовременной оплатой у нас не превышают 4%.
Также востребованы программы trade-in. Целый отдел вторичной недвижимости внутри компании занимается реализацией квартир наших клиентов, формируя таким образом цепочки по покупке новых квартир. Доля таких сделок растет и продолжит увеличиваться в 2025 году. Есть и рассрочка, хотя для застройщика ипотека всегда будет наиболее приемлемым вариантом.
— Покупательская активность заметно снижается, конкуренция за клиента усиливается?
— Спрос не снижается, обращений к нам по-прежнему много. Другое дело, что нет возможности предложить адекватные условия для покупки жилья. Вроде бы и доход хороший, и есть желание купить, но брать ипотеку под 25% невозможно. Даже если у потенциального клиента есть ребенок до 6 лет, они могут претендовать на семейную ипотеку, требования ужесточились, размер первого взноса составляет теперь 50% вместо 20%. Рассрочки и trade-in не могут подойти абсолютно всем. И конкурировать сегодня приходится не только с другими застройщиками, но и с банками: многие воспользовались ситуацией и вместо покупки жилья положили деньги на депозит.
Центры притяжения
— Как в таких условиях привлекать новых покупателей? Какие остаются варианты, кроме цены?
— Это вызов, и вызов более существенный, чем в пандемию. Нам нужно удержать свои позиции, не теряя качества продукта, потому что конкуренция высока, много хороших, сильных игроков, а главное — требовательность покупателей за последние пять лет существенно выросла. Мне есть с чем сравнить: я работаю на рынке больше 20 лет. Покупатели обращают внимание абсолютно на все: квартиру, входную группу, лифты, места общего пользования, озеленение, площадки детские. Это вызов для застройщиков.
— А с чем связана требовательность?
— Наша аудитория — это семейный клиент, у нас почти все с детьми. Компания в основном возводит не инвестиционное, а семейное жилье: двух-, трех-, а сейчас в проекте и четырехкомнатные квартиры. Стены у большинства застройщиков сейчас одинаковые — в основном монолитное строительство, качество тоже сопоставимое. А вот дальше уже клиент хочет красивые входные группы, комфорта своему питомцу, удобства для перемещений с коляской, безопасности, готовую среду для ребенка. И мы способствуем исполнению всех этих пожеланий и добавляем новые опции.
— Какие?
— Например, в этом году открыли «Соседский центр». Это помещение площадью 200 кв. м, которое мы как застройщик передали жителям, и оно успешно работает 5 месяцев.
— В чем выражается «успешность» работы таких объектов?
— Он востребован. По результатам опросов местных жителей, наличие «Соседского центра» — это одно из преимуществ жилого комплекса «ЮгТауна». Наполнение центра, его концепция обсуждается и формируется совместно с жителями. В идеале спустя какое-то время «Соседский центр» должен превратиться в саморегулируемую организацию, без управления от застройщика.
Запрос на комьюнити
— Как он задействован в жизни квартала?
— Внутри центра всю неделю, с 10 до 22 часов, работает зона коворкинга, зона фитнеса, комната хобби, а также детская комната. Регулярно приезжает детский театр, проходят семейные киносеансы. Прийти на занятия может каждый, не нужны абонементы, достаточно зарегистрироваться, стоимость занятий символическая — 200 руб. Эти деньги идут на содержание помещения в чистоте. Работают чаще всего такие же соседи, жители, но отбор серьезный, нужен подтвержденный опыт, образование. Это не волонтеры, их труд оплачивается. Тем самым мы еще и решаем вопрос новых рабочих мест поблизости от дома, что актуально из-за расположения жилого квартала в удаленности от центра.
Хочу подчеркнуть, что это не столько стены, это уже сообщество единомышленников, общее пространство внутри квартала. Постепенно оно выходит за пределы помещения — в парке проходил волейбольный турнир, соревнования для всей семьи, праздник урожая. В парке уже планируется проведение семейного Нового года.
— Есть ли в планах компании новые объекты?
— Скоро в соседнем корпусе откроется клуб для подростков, еще не охваченных активностями, с бильярдом и теннисом. А в парке «Олимпийские надежды» появится бьюти-коворкинг. Мы будем масштабировать проект. В перспективе в каждом нашем проекте комплексного освоения будет соседское комьюнити.
— За чей счет возводится центр и окупаются ли инвестиции?
— Инвестиции в этот центр — это маркетинговая составляющая проекта «ЮгТаун», но мы надеемся, что через некоторое время он выйдет на окупаемость. При продаже квартиры обязательно мы показываем, что есть «Соседский центр», и находим живой отклик у будущих жителей.
— Насколько устойчива, на ваш взгляд, тенденция на создание подобных комьюнити-центров?
— Определенно сейчас есть запрос, особенно у молодой аудитории, на добрососедские отношения, на сообщество, на дружбу. Люди действительно хотят общаться, все приехали новенькие, хотят, чтобы дети гуляли вместе, дружили, потом вместе ходили в садик и в школу. Все это уже было у нас в Советском Союзе, но было потеряно в 90-е, когда, напротив, люди закрылись по домам, перестали приглашать гостей. Так что это глобальный тренд.