Тенденции , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Петербург привлекает покупателей жилья из других городов

Фото: PhotoXPress
Фото: PhotoXPress
Доля покупателей квартир из других регионов страны в новостройках Петербурга и ближайших городов на территории Ленобласти доходит на трети от общего количества сделок

Покупка жилья для детей-студентов петербургских вузов, потребность перевезти поближе к себе родственников с малой родины или желание найти недвижимость для выгодной сдачи в аренду в популярном туристическом центре — только часть причин для покупки недвижимости в петербургской агломерации для покупателей их других регионов. Об особенностях сегмента — в материале РБК+ Петербург.

Влияние льготных программ

По оценкам начальника управления продуктового менеджмента и маркетинговых исследований «Главстрой Санкт-Петербург» Дмитрия Ефремова, на первичном рынке Петербургской агломерации доля региональных покупателей летом 2024 года до 30-35%. По отдельным застройщикам доля иногородних покупателей может доходить до 60%. Так, в сегменте апартаментов, как отметили в ГК «Максимум Лайф Девелопмент», около 60% покупателей — жители из других городов.

«К лету 2024 года в ГК «КВС» доля региональных покупателей недвижимости в Петербурге составила 35-40%, в Ленинградской области этот процент ниже, — приводит данные компании генеральный директор Агентства недвижимости «КВС» Анжелика Альшаева. — Безусловно, показатель сильно вырос. Например, в 2010 году доля иногородних клиентов была всего 20%».

Анжелика Альшаева, «КВС»
 «К лету 2024 года в ГК «КВС» доля региональных покупателей недвижимости в Петербурге составила 35-40%, в Ленинградской области этот процент ниже», — приводит данные компании генеральный директор Агентства недвижимости «КВС» Анжелика Альшаева.

Директор по маркетингу ГК «Ленстройтрест» Ян Фельдман отмечает, что деловая активность иногородних клиентов росла особенно заметно последние пару лет. «К примеру, год назад регионалы обеспечивали нам до 30% всех сделок. Немалую роль в такой активности сыграла и льготная ипотека — иногородние покупатели, как и петербуржцы, охотно пользуются разными программами господдержки, на которые приходится свыше 90% всех сделок», — добавляет он.

«Основной прирост пришелся на 2020 год: в первой половине 2020 года был виден экономический эффект от льготной ипотеки, когда доступность жилья увеличилась и населению было проще приобретать жилье, — поясняет Дмитрий Ефремов. — Далее повышение цен охладило эффект от льготной ипотеки, число регионалов начало выравниваться и остановилось на уровне 33-35%».

Откуда едут за квартирами?

Потенциальный спрос со стороны иногородних клиентов выше этих показателей. Согласно данным «Авито Недвижимости», в период с января по июнь 2024 года 58% звонков по новостройкам Санкт-Петербурга и Ленинградской области пришлось на пользователей платформы из других регионов России. «В первую очередь — это потенциальные покупатели из Москвы и Московской области (на них приходится более 24% от всех обращений), а также Краснодарского края, Нижегородской области, Башкортостана и Татарстана», — говорит управляющий директор направления первичной недвижимости «Авито Недвижимости» Дмитрий Алексеев.

По данным Консалтингового центра «Петербургская Недвижимость» выборка регионов, откуда чаще всего приезжают покупатели жилья в Санкт-Петербурге, отличается. Кроме столицы и Подмосковья, это клиенты из северных регионов СФЗО.

Анжелика Альшаева называет среди наиболее активных регионов — республику Коми, Мурманск, Архангельск, Сургут, Красноярский край, а с недавних пор это еще Москву, и Московскую область.

«Петербург традиционно привлекает жителей севера, поэтому среди основных регионов по-прежнему лидируют Мурманская, Архангельская и Вологодская области», — подтверждает Ян Фельдман. По его словам, в последние годы заметно прибавили сибирские регионы: Новосибирск, Омск, Норильск. «Есть спрос со стороны покупателей из Челябинска, Казани, Саратовской и Самарской областей. Из новых регионов — Херсонская область, жители которой приобретают квартиры в Петербурге с использованием жилищных сертификатов», — добавляет Ян Фельдман.

Ян Фельдман, ГК «Ленстройтрест»
 «Петербург традиционно привлекает жителей севера, поэтому среди основных регионов по-прежнему лидируют Мурманская, Архангельская и Вологодская области», — говорит директор по маркетингу ГК «Ленстройтрест» Ян Фельдман.

Внешнеполитические и экономические факторы смещают спрос. «Традиционно в топ-3 входят покупатели из северных регионов. Петербург популярен среди жителей Краснодарского края и северных городов: Мурманск, Архангельск, а также Пскова, Сибири, Камчатки. В первом полугодии 2024 года структура сместилась в сторону Южного федерального округа», — отмечает Дмитрий Ефремов.

Что покупают?

В проектах «Главстрой Санкт-Петербург», доля студий, приобретаемых покупателями из регионов, сократилась за 2019-2023 годах в три раза с 18% до 5%. Доля однокомнатных квартир стабильна на уровне около 50%. При этом увеличилась доля двухкомнатных квартир с 23% до 36%. Доля трехкомнатных возросла в 2020 году, но к концу 2023 года вернулась к уровню 2019 года.

По опыту ГК «Ленстройтрест» основные мотивы покупок квартир иногородними покупателями связаны как с ростом внутренней миграции (стремление к улучшению условий жизни, работа в Санкт-Петербурге), так и с ростом потенциала и привлекательности Северной столицы, которая вышла в лидеры внутреннего туризма в России. «Часть клиентов по-прежнему рассматривают покупку как инструмент сохранения денег, мотивируя, что квартира в Петербурге никогда не потеряет в цене. Кроме того, у нас по традиции высока доля тех, кто приобретает квартиры своим детям-студентам, приезжающим учиться в Петербург. Причем, если раньше «детские» покупки приходились на август—сентябрь, то теперь активность таких клиентов начинается уже с весны», — говорит Ян Фельдман.

В «Главстрой Санкт-Петербург» называют еще одну категорию покупателей из регионов—выросшие дети перевозят всю семью жить поближе к себе.

Найти свой подход: что предлагают девелоперы

Для работы с такими клиентами застройщик использует разные технологии. «Девелоперы работают с региональными агентствами недвижимости, открывают собственные региональные офисы, создают личные кабинеты для агентств недвижимости», — перечисляет самые распространенные схемы Дмитрий Ефремов.

 Дмитрий Ефремов, «Главстрой Санкт-Петербург»
«Девелоперы работают с региональными агентствами недвижимости, открывают собственные региональные офисы, создают личные кабинеты для агентств недвижимости», — перечисляет самые распространенные схемы начальник управления продуктового менеджмента и маркетинговых исследований «Главстрой Санкт-Петербург» Дмитрий Ефремов.

По его словам, строительные компании предоставляют скидки иногородним, используют программы трейд-ин, компенсируют оплату переезда при заключении сделки, используют 3D-шоурумы на сайтах, виртуальные экскурсии по объектам и внедряют онлайн-оформление сделки.

В ГК «Ленстройтрест» кроме 2% скидки на покупке квартир для регионалов, также стимулируют применение «сарафанного радио», когда квартира приобретается по рекомендации кого-то из жителей за счет бонусов для них в специальной программе лояльности.

КВС предлагает региональным покупателям скидку 100 тыс. руб. на квартиры и коммерческие помещения, а также все сезонные дисконты и компенсацию за билет в Санкт-Петербург.

Перспективы сегмента

В «КВС» ожидают небольшого снижения доли региональных покупателей. «Думаю, что доля региональных клиентов будет оставаться на уровне не ниже 30%, потому что Петербург привлекателен обилием хороших образовательных учреждений, рабочими местами и доступными (в сравнении с Москвой) ценами на жилье», — объясняет Анжелика Альшаева.

На снижение повлияет доступность жилья вследствие отмены льготной ипотеки. Эта программа прекратила действие с 1 июля 2024 года. «Возможно, это в меньшей степени коснется пригородных объектов, где квадратный метр стоит дешевле», — прогнозирует Дмитрий Ефремов.

По словам директора КЦ «Петербургская Недвижимость» Ольги Трошевой, тренд на рост популярности Ленобласти у покупателей из регионов уже есть, в первую очередь, за счет более низкой, по сравнению с городской чертой стоимости квартир. По итогам первого полугодия в Петербурге средние цены предложения на первичном рынке в классе масс-маркет достигли 247 тыс. руб. за кв. м, в области — 149 тыс. руб. за кв. м.

Максим Ельцов, «ПИА Недвижимость»
 Обновленные условия по семейной ипотеке станут дополнительным драйвером региональных покупок в Петербурге и Москве, полагает генеральный директор «ПИА Недвижимость» Максим Ельцов: «Это стимулируют покупку жилья в обеих столицах и их ближайших пригородах, а не в регионах. Дополнительный спрос из других городов стягивается сюда за счет более выгодных условий кредитования».

Впрочем, эксперты видят и плюсы в обновленных в июле 2024 года условиях программы семейной ипотеки — один ребенок в возрасте до 6 лет включительно, максимальная сумма кредита до 12 млн руб. для Петербурга и Ленобласти, а также Москвы и Подмосковья, для остальных субъектов РФ в два раза ниже. «Это стимулируют покупку жилья в обеих столицах и их ближайших пригородах, а не в регионах. Дополнительный спрос из других городов стягивается сюда за счет более выгодных условий кредитования», — заключает генеральный директор «ПИА Недвижимость» Максим Ельцов.

Экспертиза Региональный спрос: что выбирают покупатели из других городов
Содержание
Закрыть