От первого лица , Санкт-Петербург и область ,  
0 

«Мы бежим марафон, задача которого – перегнать общемировых монстров»

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба
Генеральный директор компании Itroo Дмитрий Архипов — о развитии отечественного рынка корпоративных коммуникаций и его перспективах

Как и многие другие сегменты ИТ-рынка, сфера корпоративных коммуникаций за последние пару лет серьезно трансформировалась. Перестраиваться пришлось и бизнес-пользователям, и самим разработчикам. О том, удалось ли сохранить привычную пользователям функциональность в российских продуктах и что ждет сегмент в будущем — в интервью РБК+ Петербург рассказал генеральный директор компании Itroo Дмитрий Архипов.

В поисках точек роста

— В каких сегментах решений появились проблемные зоны после ухода западных вендоров?

— Вся инфраструктура и программные продукты западных вендоров имели технологии совместного взаимодействия. Между российскими вендорами такие технологические партнерства только начинаются — ведь в первую очередь нужно было заменить те продукты, которые являются критичными и уязвимыми. Здесь возникли самые интересные, но и самые сложные проекты и задачи. Например, если сейчас ядром программной системы компании является решение от Microsoft, то внедряемое российское решение должно быть с ним совместимо. Предположим, что через год-два компания планирует перейти на российскую операционную систему — продукт с самого начала должен быть готов и к этому. Реализовать сложные интеграции с текущими информационными системами заказчика — не самая простая задача.

— То есть сложности были именно в интеграции?

— Да, если говорить о ключевых. Недостаточно просто заместить отдельный продукт или сегмент решения в корпоративных коммуникациях. Необходимо обеспечить бесшовную интеграцию нового решения в уже существующий ИТ-ландшафт заказчика, который пока еще во многом основан на продуктах западных вендоров. При этом нужно уже сейчас закладывать возможности для последующей миграции всей инфраструктуры и систем на российский стек. Это требует глубокого анализа, проработки архитектуры и дорожных карт внедрения. Но в этом и заключается большой потенциал для наших разработчиков — предложить комплексные решения, максимально отвечающие потребностям российского рынка.

— Как за последние годы менялся спрос на решения в сегменте коммуникаций? Насколько они важны сегодня?

— Предыдущий глобальный вызов под названием COVID-19 показал, что те, кто обладают передовыми средствами коммуникации в своем корпоративном арсенале, практически не теряют работоспособности в любых условиях. Корпоративный пользователь сначала привыкал к новой действительности с помощью приложений, которые позволяли общаться практически из любого места, в любое время, имея доступ в интернет. Причем была возможность видеть статус коллег — доступен или недоступен, без лишних коммуникаций и холостых звонков. Поэтому и сейчас всем очень важен уровень сервиса и возможности интеграции с различными приложениями, которые корпоративно использовали российские компании.

Предыдущий глобальный вызов под названием COVID-19 показал, что те, кто обладают передовыми средствами коммуникации в своем корпоративном арсенале, практически не теряют работоспособности в любых условиях.

Трансформация запросов

— Многие вендоры говорят, что в первый год после исхода западных компаний бизнес хотел получить точно такие же продукты, только российские, но потом пришло осознание, что часть функций им не нужна, устарела. Как обстояли дела в вашем сегменте?

— В бизнесе иностранных вендоров российский сегмент, как правило, занимал незначительную долю — около 5%. Естественно, они не стремились дорабатывать свои решения под нас и учитывать нашу региональную специфику. Российские компании, напротив, к этому готовы. Заказчики поняли, что им нужно, а что нет, и что решений с определенным функционалом просто нет в мире, но они уже есть у нас, в России.

— Можете привести пример?

— Например, система детекции голосовых помощников, ботов и роботов — AMD. Она позволяет распознать 99% голосовых помощников, которые отвечают на звонки и отнимают рабочее время у операторов контактных центров. На Западе такой потребности нет, поскольку там все регламентируется определенными правилами в рамках каждой страны и такие технологии просто не применяются. Поэтому в некоторых аспектах Россия уже опережает Европу и Америку по определенным технологиям продаж, обслуживания и предоставления сервиса.

— Насколько успешно идет замена на отечественные решения?

— Мы же последние 2 года бежим марафон, и задача — быстро догнать и перегнать общемировых монстров, которые уже несколько десятков лет разрабатывают системы совместной работы и корпоративных коммуникаций. Задача непростая, но мы как как производитель стремительно движемся к ее решению, и даже в каких-то сегментах делаем уникальные продукты. Но и в целом по индустрии в России создаются продукты, которые являются более функциональными, потому что есть определенная специфика и потребности наших пользователей. Большую роль играют дистрибуторы, в нашем случае это «Марвел-Дистрибуция», которые активно работают с рынком и показывают, что несмотря на обстоятельства заказчикам по-прежнему доступны и необходимые технологические решения, и предпродажные консультации, и сервис.

Мы же последние 2 года бежим марафон, и задача — быстро догнать и перегнать общемировых монстров, которые уже несколько десятков лет разрабатывают системы совместной работы и корпоративных коммуникаций.

— Усилилась ли конкуренция в вашем сегменте рынка после ухода западных вендоров?

— Она уменьшилась. Теперь все смотрят в сторону российских разработчиков. Тем, у кого есть уникальные продукты с конкурентными преимуществами и потребительскими свойствами, которых нет у других, стало легче. Но даже им пока еще сложно дойти до реальных проектов и денег — бизнес не спешит менять то, что и так работает.

Поначалу был всплеск интереса к импортозамещению, но потом заказчики задумались: а на что, собственно, переходить? Где есть опыт внедрений, подтверждающий стабильность новых систем под возросшей нагрузкой? На разработчиков свалилась большая ответственность по совершенствованию своих решений, так как не хватало реальных кейсов для полноценного тестирования.

Если бы российский рынок изначально развивался в конкуренции между западными и отечественными вендорами, сейчас было бы проще. Появилось бы больше экспертизы, хотя и ограниченной рамками одной страны, но ориентированной на глобальный опыт западных игроков. Несмотря на это разработчики создают новые продукты. Остается главное — монетизировать те инвестиции, которые мы делаем в этом направлении.

Каждому — по потребностям

— Каковы ваши планы?

— Мы совершенствуем свои продукты. Например, у нас есть среда корпоративных коммуникаций. Это может быть корпоративная телефония, телефон на столе, мессенджер на персональном компьютере и ВКС через телефон или камеру. Есть хорошие корпоративные решения по отдельности — телефония, ВКС, мессенджеры, но собрать все в единую среду было серьезной задачей. Мы создали Communication Broker, он позволяет собрать воедино и научить все эти решения общаться на одном языке, чтобы пользователь работал в комфортной единой среде, а не с разнородными системами. Это достаточно интересный продукт.

Кроме того, сейчас мы движемся не только в сторону разработки программных продуктов для контактных центров, но и оборудования. Поэтому изучаем азиатский рынок производства оборудования для нашего сегмента и уже выбрали некоторые образцы для комплектации рабочих мест офисных сотрудников и операторов контактных центров, в том числе профессиональные гарнитуры. Сейчас мы осуществляем доработку этих решений, ищем лучшие варианты. Нам нужно решить, где мы будем их производить. Для этого просчитываем экономику с учетом требований заказчика и государства. Еще пару лет назад производство в России было очень дорогим, сейчас будем смотреть, как приблизить это к текущим реалиям.

— Чего ждать в ближайшее время на рынке корпоративных коммуникаций — консолидации или появления новых игроков, которые будут стимулировать развитие рынка?

— Развитие рынка будут стимулировать несколько факторов. Во-первых, старение систем, которые сейчас установлены у заказчиков. Во-вторых, государственный курс, который определит, в какую сторону мы будем двигаться. И, конечно же, зрелость российских решений. Если российские продукты будут оптимальными и кастомизированными под нашу действительность, рынок будет расти.

Развитие рынка будут стимулировать несколько факторов. Во-первых, старение систем, которые сейчас установлены у заказчиков. Во-вторых, государственный курс, который определит, в какую сторону мы будем двигаться. И, конечно же, зрелость российских решений.

Что касается возможного возвращения западных вендоров, бизнес-заказчики будут относиться к ним осторожностью. Все-таки, доверие потеряно, и деньги уже потрачены на импортозамещение.

От первого лица «Сегодня наиболее эффективны человекоцентричные стратегии киберзащиты»
Содержание
Закрыть