Сегодня цифровыми сервисами никого не удивишь — они настолько прочно вошли в нашу обычную жизнь, что часть из них мы даже не ощущаем. Между тем участники встречи Winner Club РБК Петербург уверены, что наряду с позитивными последствиями цифровизация имеет и ряд негативных. Причем, касаются они всех поколений и всех сфер — от повседневного существования каждого из нас до бизнеса. И думать об обратной стороне цифровизации стоит уже сегодня.
Близкие и далекие
В том, что цифровизация качественно изменила жизнь каждого, присутствовавшие на встрече бизнесмены не сомневаются. Среди неоспоримых плюсов эксперты назвали сервисы электронной коммерции, возможность быть на связи с близкими в любой момент времени и независимо от того, где находится другой человек, работать из любой точки мира и ускорение всех процессов.
На обратной стороне цифровизации тоже множество аспектов. Среди них — проблемы со зрением у людей всех возрастов из-за увлечения пользования гаджетами, гиподинамия, нехватка живого общения и потеря соответствующих навыков, а также необходимость даже в отпуске быть на связи с работодателем.
При этом зачастую позитивные и негативные последствия идут рука об руку друг с другом. Например, для работодателя связь с сотрудником вне офиса — однозначно плюс, так как позволяет не останавливать бизнес-процессы, тогда как для работника это означает невозможность полностью отключиться от них и полноценно отдохнуть.
Есть и другие примеры. Генеральный директор «Комфортел» Дмитрий Петров заметил: хоть цифровизация и снимает необходимость в активном передвижении, она же дает стимулы для обратного. «Именно развитие цифровых сервисов и устройств привело к тому, что многие стали заниматься спортом, и я в их числе. Когда тебе умные часы сообщают о том, что ты засиделся, что ты плохо спал из-за вчерашнего праздника или не выполнил норму по активности — ты начинаешь следовать этим рекомендациям. И хотя мы вредим зрению, глядя в гаджеты, именно на них мы получаем уведомления о необходимости пройти диспансеризацию или посетить специалиста», — объясняет эксперт.
«Серьезно изменились и сами принципы общения людей, — добавляет директор по ИТ группы компаний «Латео» Иван Козлов. — Вербальное взаимодействие многие стали заменять «тапаньем» по экрану. Это привело к тому, что серьезно изменилось число тех, кто готов высказывать все накопившееся в лицо собеседнику. С одной стороны, это позволило многим раскрепоститься, не копить негатив, а с другой — повысило уровень агрессии. И мы пока не знаем, какими будут последствия этих тектонических изменений — с этим придется жить уже не нам, а нашим детям. Ведь тех, кто родился со смартфоном в руке, уже не сдерживают условности вежливости и опасения, что за сказанное могут дать по лицу».
И еще далеко не все изменения подошли к своей финальной точке. Так, директор СПб ГУП «АТС Смольного» Андрей Захаров отметил, что развитие цифровых сервисов меняет отношение к привычным процессам. «Ретейлеры уже прогнозируют кардинальное изменение потребления в реальном мире. В частности, скоро никому не будут нужны свежие овощи, потому что молодежь не хочет тратить время на приготовление пищи — она хочет покупать готовые блюда. Это обусловлено как доступностью заказов через цифровые каналы, так и ростом скорости и насыщенности жизни за счет их развития. Под эти новые требования всем отраслям придется подстраиваться».
Победить цифровые сервисы в конкурентной борьбе
Особое беспокойство вызывает у участников дискуссии вовлеченность детей в диджитал-тренды. «Мы погружались в новую реальность медленно и постепенно. Именно поэтому, возможно, нас всех больше собственного цифрового настоящего волнует цифровое будущее наших детей. Мы переживаем за то, не попадутся ли они на ловушку мошенников, не потеряют, не упустят ли они в этом мире что-то важное, что для нас ценно и значимо. Уже сегодня есть общие проблемы: как научить детей быть самостоятельными и сделать так, чтобы они хоть куда-то выходили», — подчеркнул генеральный директор РБК Петербург Евгений Зинин.
«Об уходе детей в интернет говорят с момента его появления, пытаясь ограничить потребление. Но вопрос не только в том, какой именно контент ребенок предпочитает, но и в ценности нас как родителей. Если раньше общение старших с младшими было во многом вынужденным, то сейчас дети с родителями будут взаимодействовать только в том случае, если это будет интересным. Если нет, то интернет окажется вне конкуренции. Так что перед взрослыми стоит нетривиальная задача — победить цифровые сервисы в конкурентной борьбе», — считает директор МТС в Санкт-Петербурге и Ленинградской области Александр Соловенчук. При этом именно благодаря все той же цифровизации, по словам эксперта, у нас появляется свободное время, которое можно потратить на то, чтобы наладить коммуникацию с детьми.
Заместитель директора — начальник управления цифровой трансформации СПб ГКУ «УИТС» Денис Лунг убежден, что родители в любом случае рано или поздно проиграют детям в борьбе за доступ к цифре. «Любая модерация в определенный момент станет бесполезной, потому что ребенку интересно ее победить. Будете ставить пароль в BIOS — ребенок научится его менять. Это та же борьба щита и меча, что и в инфобезе, только вместо злоумышленника будет ваш ребенок. Спойлер: он в итоге обязательно переиграет взрослого. Но до определенного момента у нас есть шанс смоделировать вкус, предпочтения, интересы, навыки поиска полезного контента, умения отличать вредоносный от полезного, фейковый от достоверного — это самая важная задача», — говорит Лунг.
Касательно ограничений для детей на использование плодов цифровизации мнения разделились. Дмитрий Петров, к примеру, своих детей ограничил по времени доступа в интернет, но напомнил, что в его поколении одним из развлечений было рассматривание узоров на ковре до состояния полного погружения в мир ковра: «Для сегодняшних детей интернет — это тот же ковер, только цифровой, они там так же залипают, как мы раньше в ковер, до плавающих кругов в глазах. И между тем, мы выросли хорошими людьми. Так, может, и не стоит особо волноваться по этому поводу? Стоит фокусироваться на том, чтобы привить правильные ценности, дать образование».
Есть и более радикальные мнения. Директор макрорегиона «Северо-Запад» Tele2 Сергей Тимошин отметил: «Как отец я считаю, что не стоит мешать ребенку в освоении новых технологий и получении информации. Важно учиться вместе со своими детьми. А как руководитель — моя задача состоит в том, чтобы клиенты Tele2 могли с комфортом пользоваться цифровыми сервисами, общаться и работать в сети на высоких скоростях. Мы продолжаем работать над улучшением качества связи, проводим рефарминг, что позволяет значительно увеличить трафик передачи данных и голосовой связи».
Благие намерения и гигиена
Впрочем, у взрослых с цифровизацией тоже есть проблемы. Эксперты подчеркнули огромные объемы мошенничеств, которые базируются именно на достижениях технологий, и вред, который они наносят. Директор Санкт-Петербургского отделения билайна Евгений Галушко напомнил, что появление сотовой связи более 30 лет назад внесло значительные изменения в нашу жизнь — с родными и близкими можно связаться в любой момент, даже находясь на разных концах страны, а с запуском мобильного интернета у нас появились мессенджеры, соцсети, онлайн-банки. Также многие государственные услуги сейчас тоже можно получить онлайн за несколько минут. «Все это оказалось удобно использовать не только обычным людям, но и телефонным мошенникам, которые обманом вынуждают граждан называть свои персональные данные, диктовать коды из SMS, из-за чего люди теряют деньги. Например, в 2024 году у нас зафиксирован случай в Петербурге, когда мошенник за 12 минут сделал более 2,5 тыс. вызовов одному абоненту, но эта мошенническая атака была заблокирована — мы вынуждены эти проблемы решать, поэтому создали комплекс решений для борьбы с нежелательными звонками», — рассказал эксперт.
«В цифровом пространстве есть свои правила гигиены и медиаграмотности. К использованию интернета и потреблению информации стоит относиться так же, как к потреблению в физическом мире, – добавил Сергей Тимошин. Наша компания особое внимание уделяет внимание цифровому просвещению. Мы реализуем проект с одноименным названием, который состоит из серии лекций, посвященным основам безопасного и этичного поведения в цифровой среде. Таким образом, вносим свой вклад в формирование культуры безопасного и эффективного использования цифровых ресурсов и устройств, знакомим с основами безопасности в сети, повышаем уровень цифровой грамотности». При этом, уверен эксперт, важно прививать каждому человеку цифровую гигиену.
Михаил Телегин, заместитель генерального директора по стратегическим проектам «Обит», подчеркнул, что у технологических компаний сегодня есть важная социальная функция — защищать пользователей и просвещать их: «Крайне важно адаптировать к новым угрозам все общество, а в особенности — детей, показывать, как жить в новом технологическом мире, как нужно обращаться со своими персональными данными, социальными сетями. Мы проводим уроки в школах, посвященные цифровой грамотности и базовым правилам кибербезопасности, и видим, что детям это интересно. Следует организовывать подобные мероприятия на системном уровне». Да и бизнесу, по словам эксперта, необходимо работать в первую очередь над тем, чтобы их сотрудники были более внимательными и осведомленными в вопросах корпоративной безопасности.
Иван Козлов заметил, что именно неосведомленность и непонимание сути цифровых сервисов создает серьезные угрозы для бизнеса: «Мы сталкивались с тем, что сотрудники в обход периметра безопасности используют облака, выгружая туда корпоративные данные и не думая об их защищенности. При этом руководствуются они благими намерениями: хотят сделать проще и удобнее для всех. Но ведь правила информационной безопасности наследуют принципы старой техники безопасности, которая написана кровью, и этому необходимо учить следовать каждого сотрудника».
Любая корпоративная среда должна находиться под профессионально выстроенным управлением, но при этом в ней не должно быть перегибов, должно сохраняться удобство для пользователей, отмечает Михаил Телегин. «Конечно, ИБ-службам удобно, если у пользователя нет доступа ни к чему, все для него закрыто — в этом случае он ничего не сломает. Но это тупиковый путь, и даже если раньше он работал, то в нынешних реалиях тормозит развитие цифровой среды», — добавляет он.
«В технологию, которая обеспечит 100% контроль над всеми компонентами инфраструктуры, я не верю, — говорит Александр Соловенчук. — Нужно инвестировать не только в софт и оборудование, но и в лояльность и комфорт персонала. Это очень важные факторы, хоть повлиять на них и непросто. Также важно проводить регулярные учения — сегодня это действенный вариант, показывающий реальную готовность персонала к атакам». Эксперт рассказал, что в начале года МТС Red проводила тренировочные фишинговые рассылки в разных городах, в том числе Петербурге. Выяснилось, что почти треть специалистов, которым были отправлены рассылки, не умеет определять фишинг и переходит по ссылкам из мошеннических писем, а 28% вводит свои данные от рабочего аккаунта на лжестраницах.
Зоопарк и рубильник
При этом участники дискуссии уверены: уже сегодня надо вкладывать ресурсы в то, чтобы завтра цифровизация не оказалась куда более опасной. «Одно из преимуществ человеческого интеллекта — это умение учиться на своих ошибках. Это тем более важно сейчас, когда ошибки становятся все дороже и критичнее. Поэтому хотелось, чтобы были созданы качественные базы знаний, какие-то специальные среды для того, чтобы человек мог апробировать технологии, проверить ошибки, попробовать, пощупать и входить в углубленную цифровизацию подготовленным», — считает Денис Лунг.
Андрей Захаров подчеркнул, что есть необходимость в разумном законотворчестве в сочетании с открытостью: «Мы в последнее время увидели, как возрос интерес к открытому коду. Это обусловлено тем, что люди в условиях сложностей доверяют больше сообществу, чем коммерческим разработчикам — именно оно позволяет достичь баланса между качеством, безопасностью и неангажированностью технологии».
Но не стоит забывать и о «рубильнике», т.е. сохранять возможности для отключения того или иного достижения цифровизации в случае выявления его опасности для общества, напомнил один из участников дискуссии. Т.е. у нас должна быть возможность отключить даже доступ в интернет.
Михаил Телегин, в свою очередь, отметил, что технологические компании уже предлагают ограничения в развитии технологий — например, так сейчас обстоят дела в сфере ИИ — и на данный момент этого достаточно для соблюдения разумного контроля. Дмитрий Петров же придерживается мнения, что необходимо закладывать ограничения не в технологии, а в регулирование — причем, это должно касаться как гражданского применения цифры, так и военного. Участники дискуссии согласились с тем, что на данный момент для регулирования достаточно придерживаться трех фундаментальных законов робототехники Азимова, а всему остальному человечество научится по мере развития цифровизации.
Но в целом почти все уверены, что мы справимся и темная сторона цифры не окажется сильнее светлой. Крайний же сценарий, который не исключает счастья, озвучил Иван Козлов. Он уверен, что у «белковой жизни» шансов победить технологии нет. Возможно, вне зависимости от текущих действий, в будущем местом обитания людей окажутся «зоопарки». Причем, вполне вероятно, они будут счастливы, как и звери, которые не знают других условий существования.