Винная карта ресторана уже не может обойтись без нескольких позиций российского вина. Это успех, но впереди еще большой путь — расширение виноградников, создание отечественных питомников, поиск собственной стилистики. РБК Петербург собрал мнения экспертов в области вина и виноделия о том, что сегодня жизненно необходимо для развития отрасли.
Нам нужен свой «новозеландский совиньон»
«В российском вине уже произошел масштабный культурный перелом. Это не только качественный и количественный взрывной рост в российском виноделии, но и «принятие» российского вина потребителем.
В то же время, скептицизм конечного потребителя еще значителен. Преодоление его — ключевая задача. Вторая, не менее значимая задача — поиск своей идентичности. Во многом российское виноделие сейчас существует на этапе «исследования» и «разведки боем». Поиск и выявление терруаров, создание «маячковых» для потребителей стилистик. Нам нужно свое «венецианское пино гриджио», свой «новозеландский совиньон»! Не в плане «косплея» этих конкретных вин, а в плане поиска своей уникальной звездной коммерчески успешной стилистики. Чтобы этого добиться, нужно продолжать исследования своих участков, экспериментировать с сортами. Постоянно, находясь в контакте с потребителем, обкатывать новинки на свободном рынке. Я искренне убежден, что только жесткая рыночная конкуренция между российскими виноделами и иностранными винами может привести нас в по-настоящему светлое винное будущее».
Позитивный вызов — поддержка государства в создании и продвижении вина
«На сегодняшний день для российского виноделия существует два ключевых вызова. Ключевой негативный фактор сегодня — антироссийские санкции. Огромная часть оборудования, запчастей к ним, вспомогательных материалов для виноделия подпадают под санкции. Позитивным вызовом является поддержка государства в создании и продвижении вина. Грамотный подход к увеличению пошлин на вино из «недружественных стран» также позволит занять отечественным виноделам большую долю рынка, так как эта норма направлена в первую очередь на вино низкого ценового сегмента.
В России есть поставщики по ряду необходимых для виноделия позиций. Например, в области генетики винограда и вспомогательных материалов — дрожжей, энзимов, мы активно сотрудничаем с лабораторией генетических технологий виноградарства и виноделия Национального исследовательского центра «Курчатовский институт». Еще в 2021 году мы полностью перешли на использование российской стеклобутылки.
Но есть важные комплектующие и материалы для виноделия, которые заменить мы не сможем. Например, корковая пробка. Необходимо проявить гибкость, продемонстрировать скорость реакции и одновременно искать пути регулирования партнерства с зарубежными поставщиками».
Сейчас производства вина — устойчивая бизнес-модель
«Для многих может показаться парадоксом, но Ленинградская область занимает в стране третье место по производству вин. Еще с советских времен экономически считалось целесообразным смещать производство конечной продукции к точкам потребления, а это Москва, Санкт-Петербург и крупные столицы регионов.
Здесь идет подготовка, разлив и маркировка конечной продукции. Понятно, что своего винограда у нас нет и быть не может, но потребители, конечно, наши здесь. Убежден, что такой симбиоз производителей винограда, сырья и расположение весьма современных производств на территории Ленинградской области приведет к тому, что наши потребители получат качественное, недорогое и конкурентоспособное отечественное вино.
Уже сегодня винная отрасль развивается уверенными темпами. Если раньше производством вина из собственного сырья занимались скорее энтузиасты, то сейчас производство вина — это устойчивая бизнес-модель. Здесь важна различного рода поддержка государства, и не всегда финансовая. Так, нам нужны отечественные селекционные материалы, и это работа научных организаций при Министерстве сельского хозяйства вместе с бизнесом».
Желание копировать Прованс делает вина безликими
«За последний год интерес гостей к российскому вину заметно вырос. Скептицизм в отношении качества остается, но обойтись без хотя бы одной-двух бокальных позиций из РФ уже сложно. В целом, некоторые российские вина уже можно называть достаточно качественными, на уровне неплохого импортного.
Но при этом большинству производителей пока недостает собственного узнаваемого стиля, в том числе из-за распространенного желания копировать Прованс, Бордо, Тоскану, из-за чего вина часто получаются безликими. Однако это тоже можно понять — вино нужно как-то продавать, да еще и по доступной цене, а найти собственный стиль хозяйства — это годы работы. В то же время, стоимость производства остается очень высокой, в том числе из-за необходимости заказывать иностранное оборудование, а иногда и экспертизу.
Как сотрудник сегмента HoReCa, вижу решение на стороне спроса — участники рынка (и виноделы, и потребители) должны пить хорошее вино, чтобы знать, каким оно может быть, и чтобы суметь его самим сделать хорошо».
Мы фиксируем огромный интерес виноделов к формату онлайн-витрин
«Российское виноделие — «новый Клондайк» для государства. В отрасль приходят только увлеченные люди, которые инвестируют собственные капиталы в развитие очень сложной, но феноменально перспективной сферы. Наше виноделие развивается быстрыми темпами и требует постоянной поддержки и доработки, в том числе, законодательной базы. Это отличает наш путь от опыта других стран, в которых отрасль развивалась столетиями без перерывов.
Глобальные проблемы: себестоимость винограда, разнообразие и лояльность потребителя. Простой пример по разнообразию: импорт сократился вдвое, а российское виноделие прибавило очень небольшое количество новых наименований. Мы просто не можем удовлетворить такой спрос текущим ассортиментом.
Необходима национальная программа поддержки виноградарства и виноделия на всех уровнях. Также нужно демократизировать закон о рекламе — без продвижения российское вино никогда не получит потребительскую лояльность. И, конечно, разрешение на онлайн-продажу. Мы фиксируем огромный интерес от виноделов к формату онлайн-витрин, где более честная и прозрачная механика взаимодействия виноделов с потребителями, чем в традиционной дистрибуции».
Нужно разбираться с винной неграмотностью населения
«У нас скорее больше сложностей, чем «легкостей» в развитии винной сферы, но это делает ее еще более крепкой и серьезной. После опыта работы в винной отрасли в России работа в других странах может стать значительно легче и продуктивнее с самого начала. Основной вызов — информированность потребителя. Очень много предрассудков, стереотипов, неверных трактовок возникает у потребителя из-за недостаточной осведомленности и надумывания. Нужно скорее разбираться с «винной неграмотностью» населения.
Для этого необходимо масштабирование и нативное преподнесение материалов. Чтобы вино и винная отрасль преподносилась позитивно, а не в стиле «алкоголь — это яд!»
Со своей стороны, мы проводим все больше взаимодействий, коллабораций, совместных проектов с участием российских виноделов. Это и простые дегустации и выставки, и поездки и туры на виноградники, и порой очень необычные активности, такие как инвестиции в виноградники и винодельни».
Производители переключились с «виноградосодержащих напитков» на вина
«Винная отрасль развивается интенсивно, преодолевая за годы путь, который другие винодельческие страны проходили столетиями. Структура винодельческой продукции качественно улучшилась, чему, в частности, способствовал законодательный запрет на использование импортного виноматериала — производители переключились с «виноградосодержащих напитков» на тихие, игристые и ликерные вина.
Среди ключевых задач, которые сегодня стоят перед отраслью, можно назвать снижение зависимости от импортного оборудования и материалов, рост числа собственных питомников, рост площадей виноградников, работу с потребителем, укрепление позиций бренда «Вино России», улучшение подготовки кадров. Меры государственной поддержки призваны помочь в решении этих вопросов.
Чтобы повысить лояльность потребителя к российскому вину, необходимо продолжать просветительскую деятельность — проведение специализированных акций, ярмарок и фестивалей, на которых покупатель сможет ближе познакомиться с вином России. Развитие энотуризма также будет способствовать укреплению позиций отечественного виноделия».
Первый фактор развития — непрерывные инвестиции
«Можно выделить несколько факторов, которые определяют развитие отрасли. Первое — это непрерывные инвестиции. В развитие и модернизацию производства, расширение площадей виноградников, выращивание собственных саженцев и многое другое. «Фанагория» последние пять лет ежегодно инвестирует порядка 1 млрд руб.
Второе — это ассортимент с ориентиром на высокое качество, чтобы российский потребитель выбирал отечественные вина даже при наличии на рынке продуктов из других стран. Третье — усиление направления эногастрономического туризма и развитие проектов, которые связаны с популяризацией виноградарства и виноделия. Так, «Фанагория» активно развивает винный туризм и планирует строительство новых объектов: музея коньяка, дегустационных залов для дистиллятов и вин.
Мы полностью российское винодельческое предприятие. Сегодня площадь собственных виноградников компании составляет 4,5 тыс. га, из которых почти 4 тыс. га — плодоносящие, а 500 га — молодые. В прошлом году винодельня собрала свыше 36 тыс. т винограда. Основа производства – это, прежде всего, тихие вина. Но «Фанагория» постоянно расширяет свой ассортимент, в том числе развивает и линейку безалкогольной продукции, которая включает в себя безалкогольное игристое, масло виноградной косточки, уксусы и другую продукцию».
Важно в открытом диалоге следить за тем, что необходимо покупателю
«Российская винная индустрия динамично развивается, появляются современные проекты, отвечающие трендам потребления. Осуществляется мощная поддержка со стороны государства, позволяющая переключить фокус потребителя на российское вино.
Ключевой вызов — зависимость от иностранных комплектующих оборудования, необходимость некоторых производителей в короткие сроки повышать качество до привычного потребителю европейского. Кроме того, важно в открытом диалоге следить за тем, что необходимо покупателю в данный момент. Условно, если в тренде легкие белые, а у производителя только тяжелые задубленные красные, продаж может не быть.
Наша компания среди российских вин ориентируется на вина защищенного географического указания (ЗГУ), а также на современные винодельни, следящие за трендами потребления. Наиболее эффективный путь сотрудничества — в партнерстве. Ретейлер дает запрос на ассортимент и свое видение полки, производитель встраивается с имеющимся виноматериалом. Далее вместе обсуждается потребление. Если боль производителя «я сделаю, а ты не заберешь объем» закрыта, и боль ретейлера «покупателю не надо то, что у тебя есть в наличии» закрыты, то есть партнерство».
Эти и другие эксперты станут участниками выставки «Виноиндустрия», которая пройдет в Петербурге 23–25 июля 2024 года. В рамках мероприятия пройдут панельные дискуссии, интерактивные сессии, экспертные дегустации, мастер-классы. Выставка предназначена для производителей, дистрибьюторов, представителей HoReCa, а также ценителей вина.