Экспертиза , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Новый Клондайк: почему российское вино интересно и бизнесу, и государству

РБК Петербург опросил экспертов о путях развития отечественного виноделия

Винная карта ресторана уже не может обойтись без нескольких позиций российского вина. Это успех, но впереди еще большой путь — расширение виноградников, создание отечественных питомников, поиск собственной стилистики. РБК Петербург собрал мнения экспертов в области вина и виноделия о том, что сегодня жизненно необходимо для развития отрасли.

Нам нужен свой «новозеландский совиньон»

Павел Рыжов, Joia
Павел Рыжов, бренд-амбассадор категории «Вино» компании Joia:

«В российском вине уже произошел масштабный культурный перелом. Это не только качественный и количественный взрывной рост в российском виноделии, но и «принятие» российского вина потребителем.

В то же время, скептицизм конечного потребителя еще значителен. Преодоление его — ключевая задача. Вторая, не менее значимая задача — поиск своей идентичности. Во многом российское виноделие сейчас существует на этапе «исследования» и «разведки боем». Поиск и выявление терруаров, создание «маячковых» для потребителей стилистик. Нам нужно свое «венецианское пино гриджио», свой «новозеландский совиньон»! Не в плане «косплея» этих конкретных вин, а в плане поиска своей уникальной звездной коммерчески успешной стилистики. Чтобы этого добиться, нужно продолжать исследования своих участков, экспериментировать с сортами. Постоянно, находясь в контакте с потребителем, обкатывать новинки на свободном рынке. Я искренне убежден, что только жесткая рыночная конкуренция между российскими виноделами и иностранными винами может привести нас в по-настоящему светлое винное будущее».

Позитивный вызов — поддержка государства в создании и продвижении вина

Евгений Емельянов,  «Кубань-Вино»
Евгений Емельянов, заместитель генерального директора винодельни «Кубань-Вино»:

«На сегодняшний день для российского виноделия существует два ключевых вызова. Ключевой негативный фактор сегодня — антироссийские санкции. Огромная часть оборудования, запчастей к ним, вспомогательных материалов для виноделия подпадают под санкции. Позитивным вызовом является поддержка государства в создании и продвижении вина. Грамотный подход к увеличению пошлин на вино из «недружественных стран» также позволит занять отечественным виноделам большую долю рынка, так как эта норма направлена в первую очередь на вино низкого ценового сегмента.

В России есть поставщики по ряду необходимых для виноделия позиций. Например, в области генетики винограда и вспомогательных материалов — дрожжей, энзимов, мы активно сотрудничаем с лабораторией генетических технологий виноградарства и виноделия Национального исследовательского центра «Курчатовский институт». Еще в 2021 году мы полностью перешли на использование российской стеклобутылки.

Но есть важные комплектующие и материалы для виноделия, которые заменить мы не сможем. Например, корковая пробка. Необходимо проявить гибкость, продемонстрировать скорость реакции и одновременно искать пути регулирования партнерства с зарубежными поставщиками».

Сейчас производства вина — устойчивая бизнес-модель

Игорь Муравьев, Ленинградская областная торгово-промышленная палата
Игорь Муравьев, исполнительный директор Ленинградской областной торгово-промышленной палаты:

«Для многих может показаться парадоксом, но Ленинградская область занимает в стране третье место по производству вин. Еще с советских времен экономически считалось целесообразным смещать производство конечной продукции к точкам потребления, а это Москва, Санкт-Петербург и крупные столицы регионов.

Здесь идет подготовка, разлив и маркировка конечной продукции. Понятно, что своего винограда у нас нет и быть не может, но потребители, конечно, наши здесь. Убежден, что такой симбиоз производителей винограда, сырья и расположение весьма современных производств на территории Ленинградской области приведет к тому, что наши потребители получат качественное, недорогое и конкурентоспособное отечественное вино.

Уже сегодня винная отрасль развивается уверенными темпами. Если раньше производством вина из собственного сырья занимались скорее энтузиасты, то сейчас производство вина — это устойчивая бизнес-модель. Здесь важна различного рода поддержка государства, и не всегда финансовая. Так, нам нужны отечественные селекционные материалы, и это работа научных организаций при Министерстве сельского хозяйства вместе с бизнесом».

Желание копировать Прованс делает вина безликими

Александр Нарикович, Touché wine bar
Александр Нарикович, шеф-сомелье Touché wine bar:

«За последний год интерес гостей к российскому вину заметно вырос. Скептицизм в отношении качества остается, но обойтись без хотя бы одной-двух бокальных позиций из РФ уже сложно. В целом, некоторые российские вина уже можно называть достаточно качественными, на уровне неплохого импортного.

Но при этом большинству производителей пока недостает собственного узнаваемого стиля, в том числе из-за распространенного желания копировать Прованс, Бордо, Тоскану, из-за чего вина часто получаются безликими. Однако это тоже можно понять — вино нужно как-то продавать, да еще и по доступной цене, а найти собственный стиль хозяйства — это годы работы. В то же время, стоимость производства остается очень высокой, в том числе из-за необходимости заказывать иностранное оборудование, а иногда и экспертизу.

Как сотрудник сегмента HoReCa, вижу решение на стороне спроса — участники рынка (и виноделы, и потребители) должны пить хорошее вино, чтобы знать, каким оно может быть, и чтобы суметь его самим сделать хорошо».

Мы фиксируем огромный интерес виноделов к формату онлайн-витрин

Дарья Орлова, Vino.ru, подкаст «Винодевы», «Вино без остановки»
Дарья Орлова, руководитель проекта Vino.ru, автор подкаста «Винодевы» и спецпроекта «Вино без остановки»:

«Российское виноделие — «новый Клондайк» для государства. В отрасль приходят только увлеченные люди, которые инвестируют собственные капиталы в развитие очень сложной, но феноменально перспективной сферы. Наше виноделие развивается быстрыми темпами и требует постоянной поддержки и доработки, в том числе, законодательной базы. Это отличает наш путь от опыта других стран, в которых отрасль развивалась столетиями без перерывов.

Глобальные проблемы: себестоимость винограда, разнообразие и лояльность потребителя. Простой пример по разнообразию: импорт сократился вдвое, а российское виноделие прибавило очень небольшое количество новых наименований. Мы просто не можем удовлетворить такой спрос текущим ассортиментом.

Необходима национальная программа поддержки виноградарства и виноделия на всех уровнях. Также нужно демократизировать закон о рекламе — без продвижения российское вино никогда не получит потребительскую лояльность. И, конечно, разрешение на онлайн-продажу. Мы фиксируем огромный интерес от виноделов к формату онлайн-витрин, где более честная и прозрачная механика взаимодействия виноделов с потребителями, чем в традиционной дистрибуции».

Нужно разбираться с винной неграмотностью населения

Владислав Маркин, сомелье
Владислав Маркин, член Совета Правления Российской Ассоциации Сомелье (РАС)

«У нас скорее больше сложностей, чем «легкостей» в развитии винной сферы, но это делает ее еще более крепкой и серьезной. После опыта работы в винной отрасли в России работа в других странах может стать значительно легче и продуктивнее с самого начала. Основной вызов — информированность потребителя. Очень много предрассудков, стереотипов, неверных трактовок возникает у потребителя из-за недостаточной осведомленности и надумывания. Нужно скорее разбираться с «винной неграмотностью» населения.

Для этого необходимо масштабирование и нативное преподнесение материалов. Чтобы вино и винная отрасль преподносилась позитивно, а не в стиле «алкоголь — это яд!»

Со своей стороны, мы проводим все больше взаимодействий, коллабораций, совместных проектов с участием российских виноделов. Это и простые дегустации и выставки, и поездки и туры на виноградники, и порой очень необычные активности, такие как инвестиции в виноградники и винодельни».

Производители переключились с «виноградосодержащих напитков» на вина

Олеся Латышева, Роскачество
Олеся Латышева, директор департамента исследования и продвижения отечественной винодельческой продукции Роскачества, руководитель «Винного гида России»:

«Винная отрасль развивается интенсивно, преодолевая за годы путь, который другие винодельческие страны проходили столетиями. Структура винодельческой продукции качественно улучшилась, чему, в частности, способствовал законодательный запрет на использование импортного виноматериала — производители переключились с «виноградосодержащих напитков» на тихие, игристые и ликерные вина.

Среди ключевых задач, которые сегодня стоят перед отраслью, можно назвать снижение зависимости от импортного оборудования и материалов, рост числа собственных питомников, рост площадей виноградников, работу с потребителем, укрепление позиций бренда «Вино России», улучшение подготовки кадров. Меры государственной поддержки призваны помочь в решении этих вопросов.

Чтобы повысить лояльность потребителя к российскому вину, необходимо продолжать просветительскую деятельность — проведение специализированных акций, ярмарок и фестивалей, на которых покупатель сможет ближе познакомиться с вином России. Развитие энотуризма также будет способствовать укреплению позиций отечественного виноделия».

Первый фактор развития — непрерывные инвестиции

Петр Романишин, «Фанагория»
Петр Романишин, генеральный директор винодельни «Фанагория»:

«Можно выделить несколько факторов, которые определяют развитие отрасли. Первое — это непрерывные инвестиции. В развитие и модернизацию производства, расширение площадей виноградников, выращивание собственных саженцев и многое другое. «Фанагория» последние пять лет ежегодно инвестирует порядка 1 млрд руб.

Второе — это ассортимент с ориентиром на высокое качество, чтобы российский потребитель выбирал отечественные вина даже при наличии на рынке продуктов из других стран. Третье — усиление направления эногастрономического туризма и развитие проектов, которые связаны с популяризацией виноградарства и виноделия. Так, «Фанагория» активно развивает винный туризм и планирует строительство новых объектов: музея коньяка, дегустационных залов для дистиллятов и вин.

Мы полностью российское винодельческое предприятие. Сегодня площадь собственных виноградников компании составляет 4,5 тыс. га, из которых почти 4 тыс. га — плодоносящие, а 500 га — молодые. В прошлом году винодельня собрала свыше 36 тыс. т винограда. Основа производства – это, прежде всего, тихие вина. Но «Фанагория» постоянно расширяет свой ассортимент, в том числе развивает и линейку безалкогольной продукции, которая включает в себя безалкогольное игристое, масло виноградной косточки, уксусы и другую продукцию».

Важно в открытом диалоге следить за тем, что необходимо покупателю

Ярославна Сиверцева, «Перекресток»
Ярославна Сиверцева, руководитель розничных продаж вина торговой сети «Перекресток»:

«Российская винная индустрия динамично развивается, появляются современные проекты, отвечающие трендам потребления. Осуществляется мощная поддержка со стороны государства, позволяющая переключить фокус потребителя на российское вино.

Ключевой вызов — зависимость от иностранных комплектующих оборудования, необходимость некоторых производителей в короткие сроки повышать качество до привычного потребителю европейского. Кроме того, важно в открытом диалоге следить за тем, что необходимо покупателю в данный момент. Условно, если в тренде легкие белые, а у производителя только тяжелые задубленные красные, продаж может не быть.

Наша компания среди российских вин ориентируется на вина защищенного географического указания (ЗГУ), а также на современные винодельни, следящие за трендами потребления. Наиболее эффективный путь сотрудничества — в партнерстве. Ретейлер дает запрос на ассортимент и свое видение полки, производитель встраивается с имеющимся виноматериалом. Далее вместе обсуждается потребление. Если боль производителя «я сделаю, а ты не заберешь объем» закрыта, и боль ретейлера «покупателю не надо то, что у тебя есть в наличии» закрыты, то есть партнерство».


Эти и другие эксперты станут участниками выставки «Виноиндустрия», которая пройдет в Петербурге 23–25 июля 2024 года. В рамках мероприятия пройдут панельные дискуссии, интерактивные сессии, экспертные дегустации, мастер-классы. Выставка предназначена для производителей, дистрибьюторов, представителей HoReCa, а также ценителей вина.

Рыночный расклад Стимулы и трудности промышленной модернизации
Содержание
Закрыть