Инструменты , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Привлечь и удержать. Как работают системы поощрения персонала

Фото: ru.freepik.com
Фото: ru.freepik.com
Эксперты обсудили материальные и нематериальные методы поощрения и поделились успешными практиками

В условиях кадрового дефицита бизнес продолжает искать решения задач по привлечению и удержанию сотрудников, обращаясь к пересмотру и разработке новых систем мотивации. Есть ли будущее у нематериальных инструментов и как меняется роль материальных стимулов — обсудили участники совместной конференции Клуба работодателей Службы занятости Санкт-Петербурга и компании BITOBE (Best Impulse to Business Evolution — «лучший импульс для эволюции бизнеса»).

Тренды в мотивации

На сегодняшний день большая часть трендов комплексной мотивации в России обусловлена реактивным настроением бизнеса, говорит преподаватель программ МВА в НИУ ВШЭ Наталья Краснова. До момента, пока ситуация на рынке труда не начала ухудшаться, кадровые риски не входили в число приоритетных. Когда картина начала меняться, фокус сместился, и целью стало привлечение и удержание кадров. «Как же компании думают привлекать и удерживать? В отличие от всего остального мира мы придерживаемся компенсационной стратегии, превалирует именно компенсационная часть. И в первую очередь речь, конечно, идет о материальной, монетарной мотивации», — отмечает Наталья Краснова.

Наталья Краснова, НИУ ВШЭ
«В отличие от всего остального мира мы придерживаемся компенсационной стратегии, превалирует именно компенсационная часть. И в первую очередь речь, конечно, идет о материальной, монетарной мотивации», — отмечает преподаватель программ МВА в НИУ ВШЭ Наталья Краснова.

В числе ключевых факторов, сказывающихся на системах вознаграждения, специалист называет снижение среднего возраста сотрудников. На фоне этого компании «ловят» сразу несколько проблем — увеличение текучести и сокращение времени работы на одном месте. Отсюда и решения по адаптации системы компенсации для молодежи. Например, уменьшение сроков премирования, новые форматы работы и запуск альтернативных карьерных треков. Остро актуальна адаптация систем вознаграждения и для рабочего персонала.

«Хотя, по имеющимся прогнозам, к 2030 году максимальным дефицит будет уже не в рабочих специальностях, а в квалифицированном линейном персонале, сейчас в моменте огромная проблема именно в дефиците рабочих профессий, поэтому работодатели развернулись в эту сторону», — поясняет Наталья Краснова.

В рамках решения вопроса по удержанию кадров на передний план выходит уже долгосрочная мотивация. Запрос на такие программы возник во второй половине 2022 года. В числе популярных трендов участники конференции выделяют «кафетерии льгот» с более персонализированным подходом и становящийся все более массовым тренд pay for skills, когда компании платят за навыки и компетенции.

Погружение в человекознание

Отдельное направление касается внедрения комплексных ценностных предложений. Тренд человекоцентричности пусть не быстро, но развивается, привлекая внимание компаний. Причем при исследовании этой темы приходится искать ответы, погружаясь в контекст человекознания, отмечает основатель и генеральный директор BITOBE Михаил Милинис.

«При выстраивании той или иной программы материального стимулирования действительно есть много разных практик и подходов, — подчеркивает он. — Какие-то из них превалируют, как, например, сейчас все пошли по направлению создания кафетериев льгот. И в этом смысле нам очень не хватает научного базиса».

Михаил Милинис, BITOBE
«При выстраивании той или иной программы материального стимулирования действительно есть много разных практик и подходов. Какие-то из них превалируют, как, например, сейчас все пошли по направлению создания кафетериев льгот. И в этом смысле нам очень не хватает научного базиса», — подчеркивает основатель и генеральный директор BITOBE Михаил Милинис.

В трендах сейчас, действительно, мало стратегического подхода, соглашается Наталья Краснова. На сегодняшний день это сплошные практики. В моменте они меняются, и через полгода, вероятно, снова обновятся. «Все это вызвано не тем, что организациям делать нечего и некуда девать деньги. Причина в давлении от рынка труда, от кандидатов, сотрудников, от того, что надо повышать производительность и находить ответ на вопрос, как же сделать так, чтобы каждый сотрудник производил больше», — подчеркивает Наталья Краснова.

При поиске реальных мотиваторов, по мнению Михаила Милиниса, не стоит недооценивать представление о человеке, все многообразие знания о нем. При углублении в эту тему получилось сформировать карту с несколькими срезами, каждый из которых вносит вклад для выстраивания мотивации. Учитывалось при этом множество наук — от философии, теологии до биологии, и другие факторы, — вплоть до внешних, — повлиять на которые маловозможно. «Есть в ней и то, к чему мы относимся очень специфично, например, астрология, парапсихология. Я думаю, что все знают хотя бы одну-две компании, где в HR-департаменте применяются карты таро, да? То, насколько часто это используется, говорит о том, мы-то думали, что все остановится на соционике, но нет. И к тарологу при его наличии идут чаще, чем к HR», — говорит Михаил Милинис.

Полученная иерархия факторов, по его словам, позволяет провести анализ и понять, на что направлена система стимулирования, что она реально способна поменять, затрагиваются ли сферы, действительно близкие сотруднику.

«Конечно, любая система совокупного поощрения — это баланс целей и потребностей человека. И тут встает вопрос, насколько мы способны индивидуализировано построить систему мотивации, насколько понимаем человека, — указывает основатель BITOBE. — Ведь в HR в лучшем случае мы способны поделить сотрудников на сегменты, а увидеть, какая приоритетная система мотивации у человека, пытаемся через кафетерии льгот».

Лучший способ — спросить

Заместитель начальника управления по работе с персоналом МКООО «Газпром Интернешнл Лимитед» Татьяна Полищук при этом отмечает, что самым простым способом узнать о мотивации сотрудника остается формат открытых вопросов. Никто это не отменял.

«Конечно, мотивация есть у всех, и у всех она разная, и самый прямой путь узнать о ней — спросить. У нас есть прекрасный формат открытых вопросов, после обработки этих знаний мы понимаем, что применять в работе, а что использовать категорически недопустимо», — говорит Татьяна Полищук.

Татьяна Полищук, МКООО «Газпром Интернешнл Лимитед»
«Конечно, мотивация есть у всех, и у всех она разная, и самый прямой путь узнать о ней — спросить. У нас есть прекрасный формат открытых вопросов, после обработки этих знаний мы понимаем, что применять в работе, а что использовать категорически недопустимо», — говорит заместитель начальника управления по работе с персоналом МКООО «Газпром Интернешнл Лимитед» Татьяна Полищук.

Личностные опросники считает хорошим инструментом для выявления мотиваторов и команда BITOBE — в 2020 году была разработана целая система диагностики и развития топ-менеджеров ЭРА. «Система позволяет увидеть человека с трех сторон — его поведение в состоянии стабильности, в состоянии стресса, а также выявить его мотивационные драйверы», — поясняет руководитель направления оценки ЭРА Светлана Артемова. Такие данные позволяют скорректировать управленческие процессы, увеличить сплоченность и вовлеченность команды, а также снизить вероятность ошибок при приеме и назначении кандидатов на управленческие позиции.

Светлана Артемова, BITOBE
«Система [диагностики и развития топ-менеджеров ЭРА] позволяет увидеть человека с трех сторон — его поведение в состоянии стабильности, в состоянии стресса, а также выявить его мотивационные драйверы», — поясняет руководитель направления оценки ЭРА в BITOBE Светлана Артемова.

Командная работа

При этом мотивация команд представляет более сложную задачу, говорит Татьяна Полищук. Руководителю проекта необходимо комбинаторное решение сразу для нескольких человек, чтобы обеспечить достижение результата.

«Комбинировать — это пытаться учесть мотиваторы команды, существующие условия по оплате труда и искать некое компромиссное решение для такой временной сущности, как проектная работа и проектная команда. И авторитарный стиль управления не очень подходит для мотивации проектных команд, поскольку в большинстве случаев заточен на стандартные, прописанные регламенты, механизмы контроля», — поясняет она.

Более подходящим выступает демократический стиль управления, особенно для внутренних проектов, уверена Татьяна Полищук. Он предполагает, что все заряжены идеей и есть некий драйвер достижения в виде большой амбициозной цели.

Мотивация без денег

Хотя в компенсационных стратегиях превалирующей является монетарная мотивация, говорить о том, что мотивации без денег нет от слова совсем, было бы опрометчиво. Успешные примеры такой мотивации есть, отмечает начальник отдела управления персоналом «Центра занятости населения Санкт-Петербурга» Елена Беспалова.

Елена Беспалова, ЦЗН Санкт-Петербурга
«В Службе занятости программу стимулирования разработали на трех этапах — пребординга, онбординга и оффбординга. Мотивация есть как материальная, так и нематериальная, и речь в последнем случае идет о программе непрерывного обучения», — рассказывает начальник отдела управления персоналом «Центра занятости населения Санкт-Петербурга» Елена Беспалова.

«В Службе занятости программу стимулирования разработали на трех этапах — пребординга, онбординга и оффбординга. Мотивация есть как материальная, так и нематериальная, и речь в последнем случае идет о программе непрерывного обучения», — рассказывает эксперт.

Сотрудники, которые проходят обучение, получают необходимые компетенции, прокачивают hard и softskills. Стартовал проект в 2020 году и за эти годы обучение прошли 271 сотрудник. Текучесть кадров все равно присутствует, добавляет она, однако ее удалось снизить — за период с начала программы по сегодняшний день на этапе испытательного срока уходят только 12% новичков.

«И хочется отметить, что на сегодняшний момент тот, кто приходит к нам на работу, это в основном молодежь. Тенденция достаточно интересная, несмотря на то, что зарплаты у нас по городу невысокие, но молодежь идет, ей интересно. Думаю, что у программы обучения действительно есть будущее», — говорит Елена Беспалова.

Для разных людей соотношение денег и развития, а также развития и признания, безусловно, различно, и донастройка тут должна быть индивидуальной, уверен Михаил Милинис. С учетом этого задача совокупного поощрения, по его мнению, должна состоять в поиске некоего предела, который компания ставит перед собой в качестве целевого ориентира при построении мотивационной системы, учитывающей именно индивидуальные потребности каждого сотрудника.

«Модель с совокупным поощрением — это не только деньги и не только компенсации, это и развитие, и в центре вопрос признания. И это самый недооцененный инструмент нематериального стимулирования. Это вопрос не только психологии, но и системы управления, ведь чтобы мы могли выделить достижения человека, мы должны помочь ему увидеть, чего он достиг», — заключает Михаил Милинис.

Экспертиза Новый Клондайк: почему российское вино интересно и бизнесу, и государству
Содержание
Закрыть