По итогам работы Петербургского международного экономического форума было подписано 1073 соглашения на общую сумму 6,5 трлн руб., сообщила пресс-служба Фонда «Росконгресс», и это только те соглашения, которые не являются коммерческой тайной. Почти пятая часть этой суммы — 1,2 трлн руб. — соглашения, касающиеся проектов в Санкт-Петербурге. Ключевые промышленные, инфраструктурные и девелоперские проекты для Северной столицы — в материале РБК+ Петербург.
Промышленность: от площадок к заводам
Если говорить о соглашениях, которые касаются именно промышленных инвестиций, их объем составил порядка 100 млрд руб., сообщил председатель Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга Кирилл Соловейчик. В их числе он выделил, во-первых, три соглашения, подписанные с автопроизводителями. «Этими соглашениями мы символизируем, мы это видим уже и по статистике, восстановление автопрома в Санкт-Петербурге. Последние два года это было нашей болью. И то, что автозаводам удается сейчас, даже в этих очень сложных условиях, налаживать выпуски, это большая победа для всех нас», — подчеркнул он. В частности, ООО «Аурус» запустит производство автомобилей Aurus на бывшем заводе Toyota («Тойота»), ООО «Автозавод Санкт-Петербург» модернизирует производство кроссоверов под брендом Xcite, а «Автоваз» договорился с Академией им. Штиглица о сотрудничестве в области инжиниринга и дизайна.
Второй кластер, который отметил Кирилл Соловейчик — это индустриальные парки. «На прошлом ПМЭФе мы подписали соглашение с рядом наших коллег, которые развивают промышленные площадки. Мы договаривались о том, что они развивают площадки, а мы, как комитет, будем отвечать и помогать им с будущими резидентами. Эти три дня уже не мы подписываем соглашение с управляющими компаниями, а сами управляющие компании подписывали в нашем присутствии соглашения с резидентами — то есть с первыми компаниями, которые уже покупают инженерно подготовленные площадки непосредственно под свой завод. Это значит, что на третьем этапе мы будем с вами присутствовать не просто при закладках камней, а уже при функционировании заводов», — отметил глава комитета.
Крупнейшие соглашения на ПМЭФ подписывал губернатор Петербурга Александр Беглов — в области энергомашиностроения, металлургии, производстве труб, и в других отраслях. Так, было подписано соглашение с «Росатомом» о модернизации производственных мощностей Ижорской промышленной площадки и с ПАО «Северсталь» — о модернизации производства трубного проката в Колпинском районе.
Были подписаны соглашения и в фармацевтическом кластере. Согласно этим документам, «Активный компонент» инвестирует не менее 3,9 млрд руб. в производство активных фармацевтических субстанций для создания современных лекарственных препаратов, а фармацевтическая компания «Полисан» запустит новое производство лекарственных препаратов и построит специализированный склад, вложив в проект суммарно порядка 3,5 млрд руб.
«Мы сейчас заявляем проект, который будет представлять из себя две очереди. Первая — это лицензированный распределительный центр для хранения, отгрузки лекарственных препаратов и химического сырья. И вторая очередь — это производство уже готовой продукции, готовых лекарственных форм. На сегодняшний день проект производства находится в стадии глубокой проработки», — рассказал генеральный директор «Полисан» Дмитрий Борисов. По его словам, производство планируется ввести в эксплуатацию к 2028 году.
Инфраструктура: порты и дороги
В области инфраструктуры одним из знаковых документов, подписанных на ПМЭФ-2024, стало соглашение о создании крупнейшего морского туристического кластера в Горской, подписанное городом с АО «Корпорация Туризм РФ», АО «Газпромбанк» и РСОО «Яхт-клуб Санкт-Петербурга». На сегодняшний день «Санкт-Петербург марина» («Горская»), инвестиции в которую оцениваются в 210 млрд руб., является самым дорогим морским курортом из реализуемых в Петербурге.
Было также подписано соглашение с ООО «Феникс» о создании в порту Бронка тылового морского терминала по перевалке контейнерных, навалочных и генеральных грузов.
На форуме демонстрировался и один из крупнейших проектов дорожной инфраструктуры Петербурга — Широтная магистраль скоростного движения — реализация которого уже ведется. «ШМСД в совокупности с Кольцевой автодорогой и ЗСД как трасса безостановочного движения является важнейшим элементом транспортного каркаса города, который мы сейчас вместе реализуем. ШМСД перераспределит транзитный трафик в обход центра города, разгрузит городские улицы, даст импульс развитию новых жилых районов, повысит транспортную мобильность горожан и существенно улучшит экологическую обстановку», — убежден Антон Новиков, генеральный директор ООО «ШМСС», председатель совета директоров ООО «Пуск-Лимак-Север».
Девелопмент: башни и комплексное развитие
Наиболее заметными во всех смыслах строительным проектами Петербурга, заявленными на ПМЭФ-2024, стали небоскребы «Лахта Центр 2» и «Лахта Центр 3». Город подписал соглашение о строительстве многофункциональных комплексов с АО «Синергия», которое планирует возвести рядом с уже существующим «Лахта Центром» новые башни высотой 703 и 555 м. Кроме того, подписаны соглашения о комплексном развитии ряда городских территорий, в том числе — в Василеостровском и Кировском районах города.
Эксперты в области строительства и девелопмента назвали ключевые тренды развития отрасли: региональная экспансия крупнейших игроков, развитие креативных кластеров, цифровых технологий и зеленой повестки. «На сегодняшний день с развитием креативной индустрии в конкуренцию за жителей включились малые и средние города — наряду с большими мегаполисами, Москвой, Петербургом и областными центрами. Креативному кластеру сейчас не столь важно, где жить, если созданы комфортные условия», — отметил владелец девелоперской компании Formula City Юрий Грудин. По его словам, созданию комфортной среды в малых и средних городах способствует приход в регионы опытных девелоперов, в том числе — из Санкт-Петербурга с концепцией сервисных апарт-отелей.
В свою очередь, генеральный директор Группы компаний «Крашмаш» Виктор Казаков отметил тренд в направлении «зеленых» технологий в области сноса зданий — актуальный вопрос для Москвы и Петербурга, где дальнейшее развитие города возможно во многом за счет редевелопмента ранее застроенных территорий. «Демонтаж и экологическая повестка — это две вещи, которые идут рядом друг с другом. Сегодня демонтажные компании пытаются как можно больше обеспылить площадку, сделать свои работы более бесшумными», — подчеркнул он. Следующей задачей в области «зеленой» повестки, по его словам, будет развитие технологий в области переработки материалов при демонтаже. «Сейчас перерабатывается порядка 95% здания. Перед нами как демонтажной компанией стоит задача, чтобы оставшиеся 5% мы могли тоже переработать», — подчеркнул Виктор Казаков.
Подводя итоги форума, губернатор Петербурга Александр Беглов подчеркнул, что ПМЭФ-2024 принес городу рекордный объем инвестиций. В рамках форума было заключено 69 соглашений на общую сумму 1 трлн 227 млрд рублей. Это почти вдвое больше, чем в прошлом году.
«Никогда Петербург не реализовывал одновременно столько проектов, как сейчас. По своим масштабам, объемам инвестиций, охвату территории, перспективам — они беспрецедентны и очень важны для дальнейшего успешного развития Петербурга», — заключил губернатор.