С ростом роли государства в экономике увеличивается и число юридических споров, одной из сторон в которых выступает тот или иной орган власти. Насколько государство готово слышать бизнес при решении спорных вопросов и нестандартных правовых ситуаций, и ждать ли новых изменений правового ландшафта в этом году — обсудили ведущие корпоративные юристы вместе с властями в рамках круглого стола «Бизнесмен и закон», организованного РБК Петербург.
К диалогу готовы
В условиях неопределенности последних лет корпоративные юристы научились адаптироваться к социально-экономическим переменам и «законодательным новинкам», находя способы решений в нестандартных ситуациях, помогая бизнесу не только пережить кризисные этапы, но и продолжить развитие бизнеса, отмечает руководитель регионального юридического центра Северо-Западного региона АО «Альфа-Банк» Дмитрий Юдин. «Согласно данным публикуемой отчетности прибыль многих российских компаний за 2023 год выросла по сравнению с 2022-м годом. Это означает, что соответствующий бизнес выстроен эффективно, риски минимизированы — благодаря совместной работе и топ-менеджмента компаний, и корпоративных юристов», — отмечает Дмитрий Юдин.
На фоне усиливающейся роли государства в экономике оно становится и автором правовых перемен и, регулярно, стороной правовых споров. И разрешать их лучше все-таки не в судах, считает руководитель управления правовой поддержки территории Северо-Запад X5 Group Евгений Зимин. «Намного продуктивнее вести диалог с властью — переговоры, компромиссы, консенсусы», — поясняет он.
Однако, возражает заместитель генерального директора «Российского аукционного дома» Елена Канцерова, при наличии у представителей бизнеса сильной правовой позиции и хорошей доказательной базы отстаивать свои интересы в Федеральной антимонопольной службе, судах можно и нужно. Государство слышит бизнес.
Судебные споры остались актуальными для выяснения отношений в сегменте b2b и b2c, и там, где можно избежать апелляции участников рынка к госорганам, целесообразнее именно так и поступать — тем более что власть все больше допускает саморегулирования бизнеса, согласны участники круглого стола. В качестве примера Евгений Зимин привел прошлогоднюю историю с резким повышением закупочных цен на куриные яйца. «Все помнят, чем закончилось — дело дошло до президента. Ничего хорошего не вышло, несмотря на то, что порой приходилось торговать с нулевой наценкой. А ведь производители и ретейлеры могли бы выстроить диалог на уровне отрасли, обсудить правила игры, цены поставки и так далее, а не доводить дело до такого глобального уровня», — уверен Евгений Зимин.
Блогер как фактор риска
Тем не менее, бизнес-планирование серьезно осложняется постоянными изменениями законодательства, отмечают участники дискуссии. В частности, многие компании, работающие в сегменте b2c, столкнулись с необходимостью корректировок или даже пересмотра стратегий маркетинговых коммуникаций. Это связано, например, с принятыми совсем недавно поправками в законы «О рекламе», «О средствах массовой информации» и «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», — рассказала директор по правовым вопросам АО «Мэлон Фэшн Груп» Наталья Крылова.
«Допустим, мы, действуя по заранее составленному плану рекламной кампании, начнем работу с каким-нибудь блогером. На момент заключения договора, он не занесен в реестр инагентов, но никто не застрахован от того, что завтра или через месяц он вдруг окажется в этом реестре. Какие должны быть наши действия? Рекламные кампании у нас длятся не один день, штрафы за нарушение законодательства очень серьезные. Будем искать способы предупреждения подобных ситуаций», — рассуждает Наталья Крылова.
Налоговое око
Несмотря на то, что выездных проверок, в том числе и со стороны органов налогового контроля, количественно становится меньше, давление на бизнес с этой стороны не снижается, и в обозримой перспективе будет лишь усиливаться, прогнозируют участники дискуссии. Сокращение количества визитов представителей налоговых инспекций в компании — результат оптимизации и цифровизации деятельности этого контролирующего органа. «В Петербурге созданы межрайонные налоговые инспекции, которые постоянно анализируют деятельность налогоплательщиков путем проверочного анализа с помощью специальной программы. Уже на этом этапе формируются претензии, на которые налогоплательщик может отвечать», — объясняет партнер бюро юридических стратегий Legal to Business Дарья Филина. Это помогает государственным органам экономить человеческие ресурсы, и поэтому тенденция к сокращению выездных проверок продолжится, считает юрист, им на замену приходит предпроверочный анализ.
Однако, констатирует Дарья Филина, если раньше «пристальный взор налогового органа был обращен преимущественно на крупных налогоплательщиков, то сейчас этот взгляд опускается на средний и малый бизнес». «Времена налогового романтизма ушли, бизнесу необходимо осознанно и качественно выстраивать стратегии взаимодействия с налоговыми органами. Ни у кого нет иллюзий того, что контроль со стороны фискальных органов будет ослаблен», — говорит Дарья Филина.
Помимо налоговой инспекции есть и другие контролирующие органы, а цифровизация помогает «контролерам» все глубже и глубже погружаться в «подопечный» бизнес, напоминает Наталья Крылова. «Существенно возросли штрафы по самым различным направлениям — рекламы, воинского учета, работы с персональными данными. И органы, курирующие эти направления, будут все более пристально наблюдать за исполнением требований законодательства», — уверена Наталья Крылова.
Проблематика проверочных мероприятий любого государственного органа, риски административных штрафов ставят на постоянной основе новые вызовы перед юридической профессией, и служит проявлению умений юриста толковать законодательство, создавать практику правоприменения и судебные прецеденты. У каждой сферы предпринимательства есть «болевые точки». Как отметила Татьяна Грушко, директор по развитию Бюро юридических стратегий Legal to Business, юридической профессии, особенно в сфере литигации, свойственны вдохновение и творчество, тонкое чувство момента и навыки не просто ораторского, но, скорее, актерского мастерства.
В ответ на государственную цифровизацию корпоративные юристы вынуждены наращивать собственные компетенции и в области высоких технологий. «Наша деятельность невозможна без использования цифровых технологий, и наши юристы активно растут в IT, потому что в этом сегменте отсутствие подобных компетенций для нас чревато очень большими рисками», — подтверждает Елена Канцерова. «Мы в прошлом году стали IT-компанией, и я думаю, многие бизнес-единицы идут по этому пути», — полагает она.
Решить миром
И, хотя законодательство постоянно меняется и развивается, корпоративные юристы уверены, что лучший судебный спор — это спор, которого не было. Досудебное урегулирование разногласий, или медиация, становится все более востребованным, подчеркивает управляющий партнер бюро юридических стратегий Legal to Business Светлана Гузь. Медиация экономит деньги, помогает сохранить конфиденциальность и не выносить «сор из избы» как в случае разрешения внутрикорпоративных конфликтов, так и споров с контрагентами, перечисляет плюсы использования этого инструмента Светлана Гузь. «Медиация постепенно начинает входить в инструментарий юриста. И чем крупнее бизнес, тем важнее для него этот механизм, и тем чаще он им пользуется», — говорит юрист.
«Медиация предполагает, что каждый получит свое, так как стороны посредством участия профессионального медиатора приходят к взаимовыгодному решению. Достигнутое соглашение при необходимости может быть заверено у нотариуса, что придает ему силу исполнительного документа. Указанные обстоятельства обуславливают высокий процент исполнения медиативных соглашений», — уточняет Светлана Гузь.
Медиация может стать механизмом разрешения споров и с государственными органами, добавляет Дарья Филина. В качестве примера она приводит комиссии по урегулированию, которые существуют практически при каждом контролирующем органе, например, при налоговой инспекции. «Эти комиссии являются определенным элементом медиации. Например, предприниматель в досудебном порядке может доказать налоговому органу, что конкретная сделка действительна, экономически обоснована или совершена без нарушений», — поясняет Дарья Филина.
Государство также, как и бизнес, выступает за совершенствование в России института медиации. По словам начальника Главного управления Минюста России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Евгения Орловского, в настоящее время Минюстом России подготовлены предложения по разработке законопроекта, предполагающие комплексное изменение законодательства в указанной сфере. В частности, законопроект должен закрепить обязательность осуществления деятельности медиаторов только на профессиональной основе и обязать их состоять в саморегулируемой организации.
«Предполагается, что это будет одна организация, определенная Минюстом России, выполняющая определенные федеральным законом функции, в том числе по определению профессионального стандарта медиаторов, разработке и введению кодекса профессиональной этики медиатора, осуществление контроля за деятельностью медиаторов и другие», — заключил Евгений Орловский.