Экспертиза , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Модные экотренды: переработка, аренда, упаковка

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба
Сооснователь и совладелец компании цифровой торговли Digit Trading Данил Концевой — о главных экотрендах в индустрии моды и мифах гринвошинга

«Уже через шесть лет выбросы в атмосферу от индустрии моды увеличатся на треть и достигнут 2,7 млрд тонн в год. Такие неутешительные данные приводятся в исследовании Global Fashion Agenda. Этот показатель выводит отрасль на второе место по загрязнениям после нефтегазовой. Осознавая все риски, многие мировые fashion-бренды выбирают осознанное потребление, уже на деле, а не только в рамках маркетинговых лозунгов (гринвошинга). Сегодня можно выделить несколько способов для снижения выбросов.

Так, существенно уменьшить выбросы в атмосферу можно за счет более чистых производственных процессов. Например, использование органического хлопка сокращает загрязнение природы на 50%. Все больше производителей используют веганские ткани [в производстве которых не используются продукты животного происхождения], органический хлопок и лен, запускают специальные «зеленые коллекции», переходят на быстро разлагаемые ткани и делают ставку на устойчивые технологии. А также экспериментируют с такими материалами, как водоросли, морская капуста, крапива, кофейная гуща и многие другие, казалось бы, не предназначенные для изготовления одежды и обуви.

Среди российских производителей первым российским экобрендом считается Petrichor. Его создательница наблюдала за тем, сколько отходов «выдает» модная индустрия, и постаралась их минимизировать. Все остатки тканей отправляютсят в Санкт-Петербург, где их растворяют по специальной технологии и делают бумагу.

Но объемы производства и потребления текстиля стремительно растут. По данным исследования, проведенного благотворительным фондом «Второе дыхание» и группой «Эколайн», с 2000 по 2015 год ежегодное производство одежды удвоилось, а использование (количество раз, когда она надевалась) сократилось на 36%. К 2030 году глобальное потребление вырастет еще на 63% — с 62 млн до 102 млн тонн.

Исправить ситуацию можно, развивая переработку вещей. Тем более что одежда из таких материалов — это уже сформировавшийся и укрепившийся тренд, которому следуют многие бренды. Кстати, еще в 2019 году почти треть россиян заявляли, что предпочитают покупать одежду и обувь тех брендов, которые выбрали экологичный путь развития. Например, Nike выпускала футболки из переработанных пластиковых бутылок, что снизило потребление энергии на 13%, при этом было переработано более 13 млн футболок. Mango планирует к 2025 году половину своих изделий из полиэстера производить из переработанных материалов. К слову, в 2020 году этот показатель составлял лишь 19%. А французский бренд Bensimon, выпускающий известные теннисные туфли с 1979 года, несколько лет назад начал производить кеды с использованием seaqual-волокна, материала из пластиковых отходов с побережья океана. С уходом ряда брендов этот процесс в России замедлился, но не остановился.

При этом компании, которые говорят об ответственном производстве, стараются и к упаковке относиться внимательно. Выпуская экологическую продукцию, они упаковывают ее тоже экологично, используя либо переработанные материалы, либо многоразовые сумки. К слову, одна экосумка может заменить десятки и даже сотни пластиковых пакетов. А дизайнерский шопер и вовсе может прослужить довольно долго. По данным маркетингового агентства Research and Markets, в прошлом году мировой рынок экологичной упаковки достиг $238 млрд. В большей степени этого пока придерживаются производители продуктов. Но в модной индустрии также активно двигаются в этом направлении.

Еще один тренд — ресейл или перепродажа. Еще не так давно покупка одежды в секонд-хенде или «с рук» казалась чем-то зазорным. Однако спрос на такие товары растет с каждым годом во всем мире. Для сравнения: в 2018 году в США 56 млн женщин покупали подержанные вещи. А с ноября 2020 года спрос вырос на 45%. И продолжает расти.

Ежегодно в мире выбрасывается несколько десятков миллионов тонн одежды и лишь 12% из них перерабатываются. Сейчас ситуация несколько меняется. Как писал ранее РБК, к 2029 году рынок перепродажи одежды вырастет почти вдвое по сравнению с рынком «быстрой моды».

Причем продажей одежды занимаются не только сэконд-хенды, но и крупные бренды — от COS и Levi’s до Gucci, которые имеют собственные платформы для продажи или действуют через посредников.

Все чаще люди стали пользоваться и арендой одежды. Такая услуга и природе помогает, и экономит средства. Подобная практика активно используется и в России — брать напрокат не только костюмы для вечеринки или платье на свадьбу, но и повседневную одежду для определенных мероприятий. По итогам 2022 года объем мирового рынка онлайн-проката одежды достиг $2 млрд долларов США. А к 2028 году, по мнению аналитиков, эта сумма достигнет $3,5 млрд.

В будущем подобный бережный подход и экотренды в индустрии моды будут только нарастать, создавая все новые ниши и наращивая свою целевую аудиторию».

От первого лица Инвестиции и риски: как меняется спрос на готовый бизнес в России
Содержание
Закрыть