От первого лица , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Инвестиции и риски: как меняется спрос на готовый бизнес в России

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба
Руководитель направления «Готовый бизнес и франчайзинг» на «Авито» Илья Дудковский — о росте интереса к предпринимательству и перспективных нишах для развития малого и среднего бизнеса

В 2023 году в России число малых и средних предприятий, по оценкам Минэкономразвития, не только вернулось на доковидный уровень, но и превысило его. Однако к позитивным итогам года в этом сегменте можно отнести не столько количественный показатель: важным трендом стал переход в предпринимательство тех, кто раньше работал в найме. О том, как меняется бизнес-климат и в какие сферы инвестируют жители Петербурга и Ленобласти — в интервью РБК+ Петербург рассказал Илья Дудковский, руководитель категорий «Готовый бизнес и франчайзинг» и «Оборудование и товары для бизнеса» «Авито».

Спрос и предложение

— Какова динамика интереса к покупке готового бизнеса в России? Есть ли отличия в Петербурге и области?

— Повышение предпринимательской активности в России наблюдается второй год подряд. Можно сказать, что категория готового бизнеса на «Авито» является своего рода «зеркалом» рынка, потому что этот же тренд мы видим на нашей платформе. В 2022 году спрос на покупку компаний и франшиз вырос на 16%, в 2023 году — 15,6%.

При этом в Петербурге и Ленобласти мы видим даже более высокие темпы роста: по итогам 2023 он составил 22%. Все это свидетельствует о том, что в экономике происходят качественные изменения, и предпринимательство уже не воспринимается населением как активность с более высокой степенью риска, чем другие форматы инвестирования. Люди начали активно изучать возможности вложить свои деньги. К тому же на рынке появилось достаточное количество людей с накопленным капиталом и опытом, вышедших из международных корпораций, которые готовы вкладывать деньги и компетенции в предпринимательскую деятельность, диверсифицируя свой доход. И мы считаем, что этот тренд будет продолжаться.

— Какие направления готового бизнеса наиболее привлекательны?

— Мы видим спрос и на покупку готового бизнеса, и на вхождение в долю в бизнесе в качестве соинвесторов и партнеров, и на приобретение франшизы, что особенно актуально для начинающих предпринимателей. Более того — сейчас привлекают аудиторию инвестиции и в более капиталоемкие проекты — например, в туристической сфере.

— О каком объеме инвестиций идет речь?

— Периодически на платформе появляются предложения на покупку бизнеса стоимостью более 1 млрд руб. — например, туристический комплекс или производственная компания. Хотя, конечно, подобные объекты обычно продаются через другие каналы. Чаще стоимость предлагаемого бизнеса находится в диапазоне от 1 до 10 млн руб., однако есть и более дорогие предложения — в пределах 100 млн руб., но их меньше. Видим мы и продажу микробизнесов. К примеру, запомнилось предложение по продаже вертикальной луковой фермы, которую можно было разместить в квартире.

К тому же стоимость разнится в зависимости от региона, вида деятельности и остаточной стоимости активов. Например, стоимость готового производства будет достаточно высокой, потому что такие предложения включают передачу специализированного оборудования, наличие уже отлаженных бизнес-процессов, обученной команды и уже наработанного пула клиентов. В Москве бизнес, скорее всего, обойдется дороже, чем в каком-нибудь другом городе.

Региональный срез

— За какой бизнес в прошлом году предприниматели были готовы платить в Петербурге и области?

— Высок рост спроса на франшизы. В Петербурге и Ленобласти это кафе, рестораны. И это объяснимо: внутренний туризм быстро развивается, отсюда и запрос на заведения общественного питания разных форматов и разных ценовых сегментов. Однако Петербург не является лидером по темпам роста в этом сегменте, хоть и входит в топ-10. Мы связываем это с более высоким уровнем развития ресторанной культуры в Северной столице, в то время как в других городах отрасль общественного питания продолжает формироваться, поэтому и темпы роста спроса на покупку кафе и ресторанов там могут быть выше.

Активно интересуются и пунктами выдачи заказов, и интернет-магазинами, в том числе магазинами на маркетплейсах. Онлайн-магазины сейчас являются одним из самых понятных бизнесов с низким порогом входа, так что интерес к ним стабилен. К тому же сам рынок онлайн-торговли развивается очень динамично, как и площадки маркетплейсов. Вместе с трансформацией рынка труда все это мотивирует людей искать новые возможности в этом сегменте. На четвертом месте салоны красоты и бизнес в индустрии здоровья, на пятом — компании из сферы услуг.

По данным «Авито», в 2023 году тройку самых крупных категорий по доле в общей структуре спроса на покупку бизнеса в Санкт-Петербурге и Ленинградской области составили предприятия общественного питания (19,5%), ПВЗ (15%), а также онлайн-магазины (10,8%). Самым быстрорастущим оказался сегмент интернет-магазинов и IT — год к году спрос увеличился более чем на 146%

— А капиталоемкие проекты, которые вы упоминали, востребованы здесь?

— В топ-5 они не входят. Но и спрос, и предложения в этом сегменте есть — речь про проекты в туристической сфере, где необходимы инвестиции в строительство. В Петербурге и Ленобласти это направление продолжает развиваться.

— В 2022 году Петербурга, по вашей статистике, не было в топ-5 городов с наибольшим ростом спроса на покупку готовых компаний и франшиз. Как изменилась ситуация в 2023 году?

— В прошлом году Петербург и Ленобласть вошли в число лидеров, заняв четвертое место. Но есть регионы, где рост более динамичный: лидер — это Удмуртия. Хорошо растут Татарстан и Красноярский край. Высокий спрос на покупку компаний или франшиз связан с тем, что интерес к собственному делу здесь еще продолжает формироваться, в то время как в крупных городах-миллионниках или регионах с высокой предпринимательской активностью интерес к бизнесу растет более умеренными темпами.

Но сравнивая два прошедших года нужно понимать, что в 2022 году мы и Москву, и Петербург рассматривали отдельно от областей — именно поэтому Северная столица не входила тогда в топ-5. К тому же мы говорим про темпы роста, а Петербург к моменту начала исследования уже обладал достаточно высокой базой — количеством представленных на платформе бизнесов.

— Почему, на ваш взгляд, россияне ищут предложения о продаже готового бизнеса в интернете?

— В прошлом году вместе с РБК Исследования рынков мы постарались исследовать этот вопрос и получили интересные выводы. Оказалось, что несмотря на все изменения, больше половины деловой аудитории сайта РБК в той или иной форме искали предложения о покупке бизнеса. Симметричные тенденции мы наблюдаем в поведении аудитории категории «Готовый бизнес и франчайзинг» на «Авито»: последние два года спрос на готовый бизнес и франшизы на нашей платформе ежегодно увеличивается двузначными темпами.

Можно предположить, что за время развития онлайн-торговли сформировалось целое поколение предпринимателей, которые привыкли использовать интернет-каналы для решения своих ежедневных задач — эту привычку они переносят и на процесс поиска объектов для инвестиций. Более того, если говорить о нашей платформе, то дополнительным фактором является мультикатегорийность — есть больше шансов, что объявление достигнет цели и найдет своего покупателя.

— О готовности инвестировать в бизнес должно свидетельствовать и то, насколько быстро он продается. Каков средний срок жизни предложений?

— Предложения разнородные, и сроки их реализации могут отличаться. Если мы говорим про франшизы, то такие объявления живут постоянно, потому что франшиза может продаваться рекуррентно. А если речь про готовый бизнес, то, как и в недвижимости, хорошие объекты быстро уходят. Т.е. играет роль совокупность факторов: место, оборот, история бизнеса и так далее. Объекты продаются максимально быстро в тех нишах, которые сейчас считаются растущими. Например, в конце 2023 года мы заметили активный спрос на детейлинг-центры — такие предложения уходили быстрее, потому что сейчас рынок подержанных автомобилей активно развивается. Отсюда и интерес к центрам, где приводят в порядок внешний вид и салон автомобиля.

Влияет на срок жизни предложения и эмоциональный фактор. Часто бывает, что предприниматель выставляет объект на продажу, но вскоре убирает его, потому что решил, что все-таки не готов отказаться от развития этого бизнеса. Да и сам процесс сделки на платформе не осуществляется, так что мы не можем сказать точно, продан ли бизнес, объявление о котором убрали с платформы, т.е. прямую конверсию объявления в продажу мы посчитать не можем. Так что срок жизни объявления, увы, не коррелирует с готовностью к инвестициям.

Инструменты безопасности

— Мы начали говорить про сделки. При покупке бизнеса вопрос безопасности очень чувствительный. Как он решается?

— Мы настраиваем технические процессы и правила модерации именно внутри платформы, что позволяет отслеживать и проверять объявления, отклоняя те, что не соответствуют правилам безопасности пользователей на платформе. Есть, конечно, и человеческий фактор. На него мы можем влиять лишь опосредованно, выпуская обучающие материалы. Например, в прошлом году, совместно с экспертами из различных отраслей, мы начали выпускать серию статей о том, на что стоит обратить внимание при выборе бизнеса, как провести финансовый и юридический аудит перед покупкой, о чем важно помнить, если вы планируете купить готовую компанию или создать бизнес «с нуля». Предпринимательство — активно развивающаяся сфера в нашей стране, и она требует информационной поддержки.

Хорошо, что все больше людей хочет в нее войти, это показывает живость экономики и готовность людей брать на себя новые обязательства, развиваться. Но, с другой стороны, в предпринимательской деятельности есть очень много нюансов, поэтому одной из задач развития мы видим повышение уровня образованности, которые будет способствовать росту осведомленности населения, в том числе и о возможных рисках, связанных с выбором или покупкой бизнеса. Важно помнить, что ни один бизнес не гарантирует доход.

От первого лица 2024 год может стать рекордным по выручке для российского фитнес-рынка
Содержание
Закрыть