В период санкций и меняющейся законодательной базы именно юристы становятся опорой бизнеса, который, в свою очередь, ожидает от своих юридических команд стремления к росту, приобретения новых компетенций и креативного подхода в нестандартных ситуациях. В такой ситуации меняется роль и функции корпоративной юридической службы в компаниях разного уровня: из контролеров юристы превращаются в полноправных внутренних бизнес-партнеров. На каких принципах строится эффективное взаимодействие бизнеса и юридической команды в период турбулентности, какие новые функции брали на себя корпоративные юристы и какой инструмент борьбы с кадровым голодом на «юридическом» рынке труда стал самым действенным — обсудили участники круглого стола «Трансформация роли инхаус-юриста в новой экономической реальности», организованного РБК Петербург.
Задача года
В 2023 году корпоративные юридические службы продолжали работать над решением общих для всех российских компаний проблем, впервые появившихся еще в 2022 году. В их числе — минимизация рисков при организации новых логистических поставок, работа с зарубежными и с замороженными активами, изучение законодательства стран, ставших в последние два года основными российскими деловыми партнерами. При этом, отмечали участники круглого стола, и в 2023 году решения и рекомендации для бизнеса юристам по-прежнему приходилось формировать «на ощупь».
«Переориентация бизнеса в условиях новой экономической реальности, изменение законодательства в области финансового и валютного регулирования, значительное увеличение клиентской базы в сегментах корпоративного среднего, малого и розничного банковского бизнеса, новые бизнес-стратегии, идеи и партнерские соглашения, все это не могло не затронуть деятельность корпоративных юристов, которым также пришлось адаптироваться и идти в ногу со временем», — говорит руководитель регионального юридического центра Северо-Западного региона АО «Альфа-Банк» Дмитрий Юдин.
«Несмотря на то, что уже сформировалась какая-то практика по решению небольших, но наболевших проблем, она до сих пор неустойчива. Поэтому при разрабатывании стратегий юристам необходимо создавать новые модели и схемы для решений тех или иных бизнес-задач», — объясняет руководитель департамента корпоративных проектов ПАО «Балтинвестбанк» Ирина Чучвага.
На данный момент «вывести какие-то шаблонные решения невозможно», говорит партнер, руководитель практики «Недвижимость и строительство» Legal to Business Дарья Филина. «Каждый раз, решая, как поступить в некоей ситуации, мы проверяем множество факторов. В ситуации неопределенности приходится идти на ощупь», — подтверждает руководитель регионального управления правовой поддержки Северо-Запад X5 Group Евгений Зимин.
«Однако любой кризис способствует развитию, и уже сейчас очевидно, что функции и поле деятельности корпоративных юридических служб заметно поменялись и усилились», — добавляет Дарья Филина.
Новые вопросы
Юридические службы российских компаний, образовавшихся в результате ухода из России иностранных акционеров, в течение года разбирались с последствиями смены собственника. Наиболее сложными и трудоемкими из них руководитель направления правового сопровождения и комплаенса ООО «Современные технологии газовых турбин» Анастасия Маликова называет перестройку всех внутренних бизнес-процессов и решение проблем, связанных с правами на технологии и разработки. «Вопросы интеллектуальных прав стали частью правовых вопросов, попавших на радары корпоративной юридической службы, было необходимо дать поддержку бизнесу, перейти от сегодняшних решений к планам на будущее. Нужно было изучить вопрос, оценить свои возможности и, самое главное, дальнейшие перспективы», — вспоминает Анастасия Маликова.
Для торговых компаний наиболее актуальными стали вопросы правового взаимодействия с иностранными поставщиками и брендами, которые формально из России не ушли, но продукцию поставлять перестали. «В такой ситуации быстро появляются российские продукты, аналогичные импортным. Но ретейлер оказывается в сложной ситуации: с одной стороны, нужно удовлетворять запросы потребителей и продавать требуемый товар, а с другой — есть потенциальный риск, связанный с претензиями иностранного производителя оригинальной продукции», — поясняет Евгений Зимин. В качестве примера он привел спор одного из российских производителей ликеро-водочной продукции с Mast-Jägermeister, «неожиданно» закончившийся в пользу отечественной компании.
Юридические службы логистических компаний разрабатывали новые основы правовых взаимоотношений между участниками цепочек поставок. Логистика морского транспорта претерпела значительные изменения: многие иностранные морские перевозчики Россию покинули, и вместо них образовался пул отечественных компаний, сумевших купить свои суда и организовать морские линии, напоминает руководитель юридического отдела группы компании «Алерс» в России Анастасия Голубева. «Суда появились, а договорная инфраструктура, регламентирующая, на каких условиях они будут работать с заказчиками, не успевала за развитием бизнеса. В итоге мы вынуждены были прорабатывать много новых соглашений с нуля», — говорит Анастасия Голубева.
В 2023 году сменился фокус работы корпоративных юридических служб: во главу угла встали такие моменты, как форс-мажорные обстоятельства, карантинные условия — все то, что раньше было второстепенным. «Эти вопросы вызвали наибольшие трудности у компаний, которым приходилось защищаться и защищать свои интересы в судебных инстанциях, в переговорном процессе, в том числе в условиях медиации с контрагентами», — резюмирует Анастасия Маликова. Мерилом же эффективности работы корпоративных юристов стало «мирное» урегулирование вопросов, которые могли бы вылиться в судебный спор, и отсутствие судебных разбирательств.
Надежное плечо
Естественным результатом влияния внешней среды стала качественная трансформация роли корпоративных юристов: из сервисного подразделения юридические службы превратились в бизнес-партнеров. «Во многих компаниях заметно, что юристы и сами стали осознавать свою значимую роль. Это справедливо, ведь им нужно не просто оценить все риски того или иного решения, но при этом не забыть про задачи бизнеса, про развитие. По-новому на корпоративных юристов смотрят другие подразделения компаний. Они стали понимать, что инхаусы не просто предупреждают о рисках, но при этом понимают их стоимость, принимают определенные управленческие решения и несут за них ответственность», — подчеркивает Дарья Филина.
Юристы помогают собственникам развивать бизнес в условиях неопределенности, в нестандартных ситуациях. «Мы не можем сказать, что вот это сделать — невозможно. Мы должны найти такой вариант, при котором оно становится возможным», — говорит Анастасия Голубева.
С другой стороны, сами юристы получают широкие возможности для профессионального и карьерного роста. «У корпоративных юристов появляются новые полномочия и новая ответственность, и они начинают думать уже в парадигме бизнеса. Людям становится интереснее работать, они не ощущают себя шестеренкой в механизме: меняется подход «тут юристы, а там бизнес» на «юристы равно бизнес», — подчеркивает Евгений Зимин.
Научить всех
Происходящие изменения привели к тому, что у корпоративных юристов появились принципиально новые для них функции. Одна из них обучающая: «инхаусы» объясняют менеджерам, как можно и как нельзя действовать в тех или иных ситуациях. «Раньше юристы не проводили обучение и семинары для бизнеса. Теперь в любой компании объяснение юристов при возникновении важных и тем более критических вопросов, почему стоит делать так-то и как это повлияет на бизнес, стало нормой», — констатирует Анастасия Маликова.
Форматы такого обучения каждая компания выбирает индивидуально: это могут быть и семинары, и вебинары, и внутренние лигал-академии, отмечает Дарья Филина.
Например, в Х5 создана лигал-академия, в рамках которой юристы обсуждают друг с другом сложные моменты, приглашают для выступлений внешних спикеров, рассказывает Евгений Зимин. «Помимо академии появились и другие площадки коммуникации, где юристы могут поделиться практикой, рассказать о своих успехах и неудачах», — добавляет он.
Корпоративные юристы не только ищут ответы на все новые и новые юридические вопросы, но также привлекают для взаимодействия внешних консультантов. «Для того, чтобы идти с опережением, не всегда приходится что-то делать самим, в некоторых ситуациях эффективнее привлекать специалистов со стороны», — рассуждает Дмитрий Юдин.
Сторонний консалтинг очень востребован в узкоспециализированных сферах права, например, при изучении законодательства о банкротстве в той или иной стране, отмечает Дарья Филина. К помощи консультантов «со стороны» компании обращаются для проведения аудита, санкционного, налогового, антимонопольного комплаенса, при выходе на новые рынки. Так, чтобы начать работу в странах СНГ, на Ближнем Востоке, в Азиатско-Тихоокеанском регионе, в Китае российские компании активно привлекают юридических партнеров из этих стран.
«В таком случае корпоративные юрслужбы выполняют административную функцию — организовывают работу и взаимодействие с аутсорсинговыми юридическими фирмами, как зарубежными, так и российскими», — поясняет Анастасия Голубева. Из-за роста числа компаний, выходящих на рынок Казахстана, Legal to Business открыла в этой стране подразделение, приводит пример Дарья Филина.
«Одним из направлений международных отношений «Альфа-Банка» сейчас является развитие партнерских бизнес-программ с китайским рынком. Банк сотрудничает в том числе с внешними консалтинговыми компаниями. Пока мы будем вникать в тонкости китайского законодательства, мы можем просто потерять этот рынок. При этом корпоративные юристы банка также принимают участие, например, в партнерских соглашениях с поставщиками автомобилей из Китая на российский рынок», — говорит Дмитрий Юдин.
Найти юриста
Руководители юридических служб в этом году также столкнулись с дефицитом кадров. Остро данная проблема встала и в Санкт-Петербурге, подчеркивает Евгений Зимин. «Мы вынуждены идти в регионы и там конкурировать за специалистов, например, из Казани, Ижевска, Перми, Нижнего Новгорода. Иногородние специалисты обладают неплохой экспертизой, к тому же у них не такие высокие зарплатные ожидания, как у петербургских соискателей, и большая лояльность работодателю», — объясняет топ-менеджер.
Проблема нового найма сотрудников в данной сфере во многом следствие неэффективной системы юридического образования: молодые специалисты не обладают нужными реальному бизнесу soft-skills, отмечают участники дискуссии. «Кандидат может сколь угодно отлично знать право, но, если он не умеет разговаривать, объяснять, предлагать варианты действий — его сложно будет научить», — поясняет Евгений Зимин. В такой ситуации наиболее эффективным инструментом является сотрудничество бизнеса и вузов, пришли к выводу юристы.
«Нужно объяснять студентам специфику работы корпоративного юриста, какие компетенции стоит приобретать, чтобы стать хорошим специалистом», — согласна Дарья Филина.
Некоторые компании уже пошли по такому пути. Так, «Современные технологии газовых турбин» активно взаимодействует с вузами Санкт-Петербурга, привлекает студентов на практику, в рамках которой они решают посильные им задачи и получают реальный опыт, рассказывает Анастасия Маликова. «Уже есть случаи, когда стажеры становятся полноценными членами корпоративной юридической команды», — резюмирует она.
Также распространяется практика преподавания действующими корпоративными юристами высокого уровня целых курсов лекций в вузах. «Успешные специалисты рассказывают о soft-skills, о том, как взаимодействовать с бизнесом, объясняют, как находить бизнес-решения с помощью права. Право — это инструмент, и молодые специалисты должны уметь его применять на практике сразу после выпуска, иначе они бизнесу мало интересны», — заключает Евгений Зимин.
Премия для корпоративных юристов
Ранее РБК Петербург сообщал, что в Санкт-Петербурге учредили премию Legal to Business Awards для корпоративных юристов («инхаус») компаний Северо-Западного Федерального округа. Самые яркие представители профессионального сообщества и эксперты определят победителей в 12 номинациях: «Лучшая юридическая команда», «Налоговое право», «Интеллектуальная собственность», «GR (Государственно-правовые отношения)», «Санкционное право», «Реструктуризация / Медиация», «Litigation (Судебные споры)», «Банкротство / Исполнительное производство», «Трудовое право», «Антимонопольное право», а также в двух специальных номинациях от учредителей премии.
Организаторами Премии выступают РБК Петербург — центр региональных компетенций медиахолдинга РБК, а также Бюро юридических стратегий Legal to Business.