Инструменты , Санкт-Петербург и область ,  
0 

­­­­Инфраструктура для стройки

Фото: ПАО «Россети Ленэнерго»
Фото: ПАО «Россети Ленэнерго»
Девелоперы и ресурсоснабжающие организации — о перспективах оптимизации техприсоединений и болевых точках строительной отрасли

Затраты на техприсоединение ко всем инженерным сетям могут составлять до 10% бюджета на строительство, отмечают участники рынка. При этом данный этап серьезно влияет на сроки реализации проекта. Как можно оптимизировать взаимодействие между девелоперами и ресурсоснабжающими организациями, в рамках дискуссии РБК Петербург обсудили петербургские застройщики и представители «Россети Ленэнерго».

Ускорить и упростить

Законодательство в сфере подключения к сетям ресурсоснабжающих организаций исчерпывающе описывает общий порядок, однако у застройщиков возникают вопросы, требующие дополнительного разъяснения, такие как определение размера платы за подключение, вынос сетей и сокращение сроков подключения к сетям монополистов.

При этом в оптимизации сроков подключения новых объектов заинтересованы и сами поставщики. «Мы сейчас продвигаем идею сопровождения еще на этапе инвестпроекта, — говорит генеральный директор компании «Россети Ленэнерго» Игорь Кузьмин. — Поскольку резервы мощности у компании существуют и в городе, и в области, зачастую нет необходимости строить новые центры питания и тем самым создавать дополнительную нагрузку на тариф, на инвестиционную составляющую. Соответственно, это снижает стоимость присоединения к электрическим сетям, появляется возможность загрузить существующее оборудование, сократить финансовые и временные затраты — и застройщикам, и электросетевой компании».

Игорь Кузьмин, «Россети Ленэнерго»
Игорь Кузьмин, «Россети Ленэнерго» (Фото: пресс-служба)

Такой опережающий подход и развитие системы «одного окна» приводит к оптимизации работы с крупными энергетическими компаниями, отмечают петербургские девелоперы. «Раньше застройщики бегали за доблестными монополистами, чтобы быстрее реализовать свой проект, сейчас эта ситуация меняется, в частности, с электросетевой компанией, — говорит руководитель департамента инженерного обеспечения группы компаний ПИК Андрей Никанов. — Теперь «Россети Ленэнерго» приходят к застройщикам: «Ребята, у нас с вами договор. Давайте мы оперативно все построим и уйдем». Это большущий плюс».

Участки под ключ

Но новое строительство и подключение — не единственный актуальный вопрос. Пока остается неурегулированным вынос существующих электросетей. «Когда застройщик уже купил земельный участок, выходит на объект, а на нем оказывается куча сетей — частая ситуация. Это приводит к остановке работ примерно на полгода-год, пока выносятся сети. Это комплексная проблема, которую город должен решать перед продажей земельного участка, — уверен директор по технологическому развитию Группы «Аквилон» Андрей Учитель. — Но пока эту проблему решает застройщик за свои средства, часто это очень долго. Соответственно, это влияет на сроки строительства, ввода объекта в эксплуатацию, на некий дискомфорт со стороны покупателей, которые переживают, а вовремя ли они получат жилье».

Участники дискуссии
Участники дискуссии (Фото: пресс-служба)

Энергетики сетевой компании «Россети Ленэнерго» в ответ готовы предоставить комплексное решение проблемы — технологическое присоединение «под ключ». «Ранее свои задачи и вопросы вы решали с различными подрядными организациями, но теперь можно работать напрямую с нами. Это эффективное решение с точки зрения синхронизации сроков технологического присоединения, освобождения территории от сетевых объектов, строительства временных и постоянных внутриплощадочных электрических сетей, — уверен заместитель генерального директора по цифровой трансформации и дополнительным услугам «Россети Ленэнерго» Денис Коньков. — Механизмы для этого есть: начиная от дизель-генераторных установок (ДГУ) и временных подстанций до строительства постоянных сетей, а также применения сервисных кабельных линий».

По словам Игоря Кузьмина, «Россети Ленэнерго» берут сети застройщиков на обслуживание. «Объем строительства очень большой, при этом мы не только успеваем создавать необходимую инфраструктуру для новых объектов, но и предоставляем комплекс услуг по обслуживанию энергооборудования. У нас есть для этого все ресурсы», — уточняет он.

Начиная с 2024 года решения о строительстве новых подстанций будет принимать системный оператор. Для согласованной работы Игорь Кузьмин предлагает застройщикам действовать сообща, чтобы оптимизировать процесс: «В этом году изменилось законодательство на федеральном уровне. Теперь системный оператор будет решать, где, исходя из надежности сети, нужно строить центры питания в первую очередь, чтобы деньги потребителя были потрачены не зря».

Электрозарядные станции

Другой актуальный для застройщиков вопрос связан с созданием электрозарядных станций для электромобилей жильцов. По данным одного из участников дискуссии, сейчас в Петербурге 1,4 тыс. электромобилей. Но еще три года назад их было 300. При этом к 2030 году, делают прогнозы девелоперы, электрокаров может быть уже половина от общего числа машин.

Запросы на развитие электрозарядной инфраструктуры поступают как от частных клиентов — на оснащение индивидуальных домов, так и в сегменте жилья высокого класса. Лидер по запросам — Петровский остров. Появление зарядной станции для электрокаров — конкурентное преимущество для жилого проекта, отмечают участники встречи, но реализовать его удается не всегда.

«Просто так эту станцию не поставить, — говорит директор по строительству «Охта Групп» Александр Герчиков. — Законодательство таково, что застройщик не может себе их позволить, потому что для этого нужны дополнительные помещения, категорирования, пожарные требования жесткие. Поэтому все стараются вынести ЭЗС на землю, во двор. В паркинге поставить станцию не получается».

На сегодняшний день девелоперы оценивают затраты на строительство ЭЗС в паркинге с благоустройством примерно в 500 тыс. руб.

Государство частично компенсирует затраты на строительство электрозарядных станций. Максимальная субсидия на одну станцию составит 60% от ее фактической стоимости, но не более 1,9 млн руб. Операторы также смогут получить деньги на техническое присоединение станции к электросетям — 30% от платежа, но не более 900 тыс. руб. — Эта программа идет с 2022 года, и относится только к установке быстрых зарядных станций, мощностью от 150 кВт.

Электрозарядные станции (ЭЗС)
Электрозарядные станции (ЭЗС) (Фото: пресс-служба)

Но даже поддержка государства, по словам девелоперов, не снимает все риски. Есть сложности с взиманием платы. «У нас уже есть зарядные станции, но существует большая проблема с управляющей компанией. Как вообще они должны брать деньги с потребителей? Поэтому пока денег в этом направлении для девелоперов нет», — отметил один из участников дискуссии.

В «Россети Ленэнерго», со своей стороны, фиксируют рост спроса и планируют развивать электрозарядную инфраструктуру. «Мы не рассматриваем себя в качестве конкурентов, — говорит Денис Коньков. — Мы всегда позиционируем себя в качестве партнера. В этом году обеспечили технологическое присоединение 45 быстрым электрозарядным станциям в городе. В ближайшее время они заработают. Буквально неделю назад ввели в эксплуатацию 6 собственных электрозарядных станций, увеличив парк компании до 73 ЭЗС. Мы умеем размещать их возле домов, крупных торговых центров, на территориях АЗС и автосалонов, на парковках и готовы поделиться своим опытом».

В среднем загрузка зарядной инфраструктуры в Петербурге составляет порядка 7%. Тариф на услугу по зарядке в «Россети Ленэнерго», утвержденный на 2023 год, составляет 22 руб. за кВт/ч.

Окупить станции застройщикам гораздо сложнее. Одним из решений может стать программа по совместному развитию сети ЭЗС, когда застройщики возводят зарядные станции на более выгодных, чем сегодня, условиях, необходимо также рассматривать вопрос компенсации затрат или привлечения инвестора для строительства электрозарядных станций.

Лицом к лицу

Помимо технологического присоединения к электрическим сетям, реализация проектов, связанных с развитием сети ЭЗС, проектирование и строительство объектов энергетики и создание систем уличного освещения — наиболее востребованные услуги, которые «Россети Ленэнерго» предоставляют сегодня девелоперам.

«Ситуация меняется, монополисты повернулись лицом к застройщику, поняли, что с нами надо сотрудничать, что мы никакие не конкуренты, не рвачи, чтобы мощность какую-то урвать и уйти, — резюмирует Андрей Никанов. — Мы готовы вкладываться в их инфраструктуру, помогать в реализации госпроектов и развивать свои собственные сети».

Практика «Сделать, чтобы было так» — женские ответы на вопросы бизнеса 2023 года
Содержание
Закрыть