От первого лица , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Клиенты-новички и непрогнозируемые риски: итоги рынка страхования

Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург
Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург
Генеральный директор «Капитал-полис» Алексей Кузнецов — об итогах 2023 года для рынка страхования в России и в Петербурге

Страховой рынок России за вычетом обязательного страхования вырос на 13% за 9 месяцев текущего года по отношению к аналогичному периоду прошлого года. В Москве рост также на 13%, в Петербурге — падение на 3%. В чем причина такой разнонаправленной динамики, что происходит с добровольным медицинским страхованием на фоне роста цен в частных клиниках и какие сегменты страхового рынка выиграли в сложившейся ситуации — в интервью РБК+ Петербург рассказал генеральный директор «Капитал-полис» Алексей Кузнецов.

Системная проблема и прошлогодние сложности

— Каким стал 2023 год для рынка страхования?

— Безусловно, влияет геополитическая ситуация. Главный фактор неопределенности сегодня — это вопросы перестрахования. Потому что западные перестраховочные емкости нам недоступны, дружественные страны не торопятся перестраховывать наши риски, и осталась одна Российская национальная перестраховочная компания (РНПК), которая, по сути, аккумулирует на себе все риски России. Естественно, у РНПК возникает так называемый эффект кумуляции: если одновременно произойдет несколько общих страховых случаев на объекте, который застрахован в разных страховых компаниях, но перестрахован в одной — у перестраховщика будут огромные убытки. Поэтому РНПК действует очень осторожно, не все риски берет на перестрахование, и у страховых компаний, особенно небольших, возникли сложности. Это ключевая системная проблема, которая наиболее ярко проявилась именно в этом году.

Есть тенденции, которые перешли еще из прошлого года — например, рост цен на медицинские услуги, который продолжается и в этом году, уход с рынка добровольного медицинского страхования (ДМС) западных компаний и релокация ИТ-компаний, которые составляли существенный сегмент клиентов.

— Как это в целом сказалось на динамике ДМС?

— Мы проанализировали данные Центрального банка и увидели, что в Петербурге рынок ДМС упал на 20%, если сравнивать первые 9 месяцев 2023 года с аналогичным периодом прошлого года. По России в целом динамика 0%, а в Москве рост на 7%.

В Петербурге рынок ДМС упал на 20%, если сравнивать первые 9 месяцев 2023 года с аналогичным периодом прошлого года. По России в целом динамика 0%, а в Москве рост на 7%.

— Такое падение по Петербургу связано с отъездом ИТ-шников?

— Вероятно, во многом, да.

— А что в других сегментах страхования?

— Рынок КАСКО по-прежнему испытывает проблемы, связанные с удорожанием запчастей и их отсутствием для некоторых категории машин. Также мы наблюдаем удорожание машин и, как следствие, повышение цены страховки. По итогам 9 месяцев рынок КАСКО в денежном выражении вырос на 8% в Петербурге, на 20% по России и на 22% по Москве.

В определенном смысле бенефициаром этого года можно назвать страхование грузов. За 9 месяцев 2023 года в Петербурге рост составил в денежном выражении 30%, по России 38%, по Москве 40%. Основная причина — это рост цен на страховки за счет роста курса доллара в течение всего года, потому что все цены на страхование привязаны к валюте. Кроме того, частичный уход некоторых западных страховых компаний, ослабление их влияния на рынок грузов, в том числе, позволило ряду отечественных компаний, в том числе и нашей компании, в этом сегменте вырасти.

— Какова общая динамика по рынку добровольных страховых услуг?

— В России он вырос на 13%, в Москве вырос на 13%, в Петербурге упал на 3%. То есть, видна разнонаправленная динамика по Москве и Петербургу. Возможно, это связано с тем, что рынок Петербурга чуть более нервно реагирует на все изменения.

Главный конкурент — ОМС

— Вы сказали о росте стоимости медицинских услуг. Как в связи с этим меняются цены на ДМС, возможно, наполнение полисов?

— Цены на ДМС растут сопоставимыми темпами. Нашей компании в этом году исполнилось 30 лет, и наш опыт прохождения всех возможных кризисов российской экономики привел нас к пониманию того, что ухудшение программ по ДМС, их упрощение, выхолащивание, примитивизм ни к чему хорошему не могут привести, кроме как к разочарованию со стороны потребителя.

Раньше я шутил, что наш главный конкурент — это обязательное медицинское страхование. Сейчас это уже не шутка, потому что ОМС при всех своих проблемах развивается, в его развитие вкладываются деньги, оно оснащается новым оборудованием. И если ДМС будет упрощаться, у потребителя возникнет вопрос — а какой смысл тогда вообще в добровольном медицинском страховании?

Поэтому мы для себя приняли решение, что мы не будем идти по пути упрощения. В лучшем случае это оптимизация, но не более того.

— Что вы понимаете под оптимизацией?

— Если клиент говорит, что для него программа слишком дорогая, мы предлагаем посмотреть, что можно подкорректировать, чтобы вписаться в бюджет. Но при этом предупреждаем, что застрахованные сотрудники могут быть недовольны, потому что они привыкли к определенному уровню сервиса, к определенному набору услуг. А ДМС — это крупнобюджетная социальная статья расходов для предприятий. И если они, тратя относительно большие деньги, получают на выходе негатив от своего внутреннего потребителя, то какой тогда вообще в этом смысл.

— Сейчас в условиях кадрового голода все больше компаний задумываются как раз о социальных пакетах для привлечения и удержания сотрудников. Видите ли вы приток новых клиентов из наиболее кадрово-дефицитных отраслей, как, например, тяжелая промышленность?

— В этом году мы обнаружили необычный тренд — среди новых клиентов нашей компании было довольно много компаний, которые страховались вообще впервые с момента основания. Раньше, в основном, это были клиенты, которые переходили из одной компании в другую. Сейчас появились компании, которые существовали много десятков лет и никогда не практиковали ДМС, а в этом году приняли такое решение. Анализ ситуации показал, что, скорее всего, это действительно связано с дефицитом кадров и внедрением социальных бонусов, которые помогают заинтересовать сотрудников.

Акцент на сервис

— Каковы итоги деятельности вашей компании в текущем году?

— На фоне общего снижения по рынку страхования Петербурга наша компания по итогам 11 месяцев добилась пусть небольшого, но прироста — +6% в денежном выражении. Мы оказались в неплохой ситуации, в том числе за счет появления новых клиентов. Это дало нам возможность подняться в общероссийском рэнкинге по ДМС с 15 места (по итогам 6 месяцев) на 11 место (по итогам 9 месяцев). По страхованию грузов мы находимся на 20-м месте по России, по страхованию КАСКО — на 30 месте. Кроме того, в этом году нам повысили рейтинг финансовой надежности до уровня «ruA-».

— Какие еще события в жизни компании вы могли бы отметить?

— В этом году мы завершили формирование нашей концепции Smart ДМС. Она основана на трех базовых элементах: мобильное приложение, HR-кабинет для кадровой службы, которая взаимодействует со страховой компанией, и Smart экосистема «Здоровье»

Мы активно внедряем цифровые технологии в рамках концепции Smart. Помимо ДМС, это Smart КАСКО и Smart Логистик. Для КАСКО мы создали телеграм-бот, который помогает нашим застрахованным, попавшим в ДТП. Его первый релиз даже получил премию РБК Петербург Customer Experience Award. В основе развития цифрового сервиса для логистики лежит калькулятор, который позволяет рассчитывать тарифы по страхованию грузов сразу же на месте.

— Компании исполнилось 30 лет. И, как вы сказали, вам есть с чем сравнить текущую ситуацию на рынке. В чем ее отличие от предыдущих кризисов?

— Разве что в отдельных деталях. Например, в плане страхования, условно говоря, неспецифических рисков. Таких как, например, попадание в здание беспилотного летательного аппарата (БПЛА). С одной стороны, это военные риски, которые не покрываются страховкой нигде и никогда. С другой — мы не находимся в состоянии войны. И когда страховщики отказываются от урегулирования ущерба, суды занимают позицию страхователя — такие прецеденты уже были. И сейчас на рынке уже появляются такие продукты, как, например, специальное страхование от риска БПЛА.

Сейчас на рынке появляются такие продукты, как специальное страхование от риска БПЛА.

А в целом кризисные ситуации похожи друг на друга. И в любой ситуации нам важно удержать наших клиентов, тех, кто разделяет наши ценности. Мы концентрируемся не на уменьшении количества услуг для удешевления продукта, а на удержании сервиса на ожидаемом клиентами уровне.

— Какие цели ставите перед компанией на ближайший год?

— Мы понимаем, что предпосылок для существенного роста клиентской базы сейчас нет. Поэтому увеличение продаж для нас не цель номер один. Главное, как я уже сказал, удержание наших клиентов. Если в условиях турбулентности мы сохраним костяк, то в будущем мы сможем нарастить клиентскую базу. Поэтому мы концентрируемся на сервисе. А это, в свою очередь, предполагает определенный уровень цен. Наша стратегия — это цена средняя и выше средней по рынку. Тех, кто готов платить выше среднего, немного, но им мы готовы предложить тот сервис, на который они рассчитывают.

Содержание
Закрыть