Уходящий 2023 год был весьма непростым для петербургских промышленных компаний. Хотя многие оправились от шока 2022 года, приспособились работать в режиме санкций, наладили альтернативные поставки, нашли партнеров в дружественных странах, начали осваивать ниши на российском рынке, нормальной работе по расширению производств все еще мешают самые разные обстоятельства. Тем не менее, многие промышленники, несмотря на проблемы, завершают 2023 год с видимыми успехами — о достижениях и проблемах инвесторы рассказали в рамках дискуссии Клуба Winner РБК Петербург.
Промышленность на подъеме
Заместитель председателя Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт‑Петербурга Дмитрий Прожерин считает положение городской промышленности сейчас в целом стабильным, индекс промышленного производства вырос к 2022 году на 10% и превышает общероссийский показатель на 6 процентных пунктов. Отмечает он и рост инвестиций в промышленное производство. В частности, инвестиции в основной капитал высокотехнологичных отраслей выросли на 40%.
«На ПМЭФ подписано 30 соглашений на 160 млрд руб. Это наш градусник по текущему состоянию. Были сомнения, но мы приятно удивлены новым соглашениям — они живые, будут реализованы», — уверен Дмитрий Прожерин.
Он обращает внимание, что новые инвестпроекты совершенно разные — по объемам вложений (от 300 млн руб. до 60 млрд руб.), по отраслям, по формату (одни просто расширяют действующее производство, другие внедряют новые технологии).
Василий Кузьмин, собственник и генеральный директор ВМПАВТО (специализируется на разработке и изготовлении смазочных материалов) говорит, что в 2023 году компания начала производство моторного масла. «Мы работаем, трудимся, а потребители покупают нашу продукцию. Конечно, огромную роль сыграл прежде всего уход иностранных конкурентов. Для нас это все было как в сказке, — признает он. — Все говорят о «черном лебеде», а я хочу сказать о «сером волке». Пришел серый волк, дунул и те, у кого дело стояло на шатком основании — не устояли. А мы долго готовились, строили из камня и поэтому «волк» ничего не смог с нами сделать».
Когда компания приняла решение выйти на новый для себя рынок моторных масел, она столкнулась с проблемой присадок. «У нас производят масла на основе западных присадок, импортируемых. А мы приняли решение организовать собственное производство российских присадок и за год выполнили эту задачу. У нас были для этого компетенции и опыт», — говорит Кузьмин. Недавно компания открыла новый цех. «Это автоматизированный цех по производству моторных масел, мощностью до 1 тыс. тонн в месяц. Сделали собственный пакет присадок для моторных масел разных классов. Построили за год, на свои средства, ни у кого ничего не брали», — сообщил он.
«Кто-то ставит в приоритет инвестиции, еще что-то, а мы считаем труд людей главным источником всех благ. За все время работы мы не взяли ни одного кредита, тем не менее развиваемся. Главное — чтобы никто не мешал», — заявил Василий Кузьмин.
Экспорт перестраивается
Алина Зайченко, сооснователь, генеральный директор компании «СКТБ Кольцова», занимающееся разработкой и производством устройств ввода и отображения информации для различных комплексов, подчеркивает, что их компания продолжает успешно развиваться, не испытывая существенных изменений. «У нас более 26 лет опыта работы в данной отрасли, и мы продолжаем развиваться, придерживаясь собственных целей и стратегии. Также мы понимаем, что в современном мире нельзя стоять на месте, и поэтому постоянно ищем пути для улучшения нашей продукции и расширения рынка. У нас есть филиал в Чехии, мы планируем его развивать, но, к сожалению, путь приборостроительных российских компаний сейчас закрыт в Европу, хотя наши изделия являются конкурентоспособными. Несмотря на это, основным рынком компании остается Россия, так как спрос на нашу продукцию внутри страны достаточно высокий» — констатирует она.
«А текущие трудности являются обычной частью бизнес-процесса и не ставят под угрозу успех компании», — добавляет Алина Зайченко.
У компании «Ритверц», специализирующейся на радиоизотопной продукции работы тоже прибавилось. «У нас стоит задача не импортозамещения, а скорее экспортозамещения, поскольку бòльшая часть наших клиентов оказалась в недружественных странах. Наша продукция интересна по большей части в Европе, в Америке, в Японии, в Австралии, — говорит Игорь Равич, менеджер проекта строительства нового завода в «Марьино». — Живем как все — решаем проблемы с логистикой, с финансами. У нас наукоемкое производство. Продукцию производим, поставляем, потому что она востребована. Потребители хотят ее получать, но у всех разное давление сверху, разные возможности — кто-то имеет возможность продолжать сотрудничество, а кто-то нет. В такой ситуации мы пытаемся решать возникающие проблемы. Главное — логистика и прохождение денег через границы».
До сих пор компания работала на арендованных площадях, а сейчас проектирует собственное производство в «Марьино» и намерена целиком туда переместиться.
Справляются даже иностранцы
Александр Белунин, генеральный директор Sarstedt — зарегистрированной в России немецкой семейной компании (производит и поставляет в Россию и другие страны системы взятия крови, лабораторный пластик и другие расходные материалы) — говорит, что в его бизнесе особых проблем в этом году не было. «Россия очень важный рынок для компании. Мы производим медицинские компоненты и, как и фарма, не подпадаем под санкции. Соответственно, все, что касается производства, поставок расходных материалов для медицины, произведенных в Германии, Соединенных Штатах или других странах, сейчас доступно в России. Насколько мне известно, большинство видов продукции других поставщиков подобных материалов также сейчас доступно специалистам и пациентам в нашей стране», — говорит он.
Хотя сложности у его компании были, признает он. «Сложно было в тот момент, когда немецкие коллеги определялись с возможностью продолжать поставки в Россию ввиду неясной ситуации с санкционными вопросами. Но когда было принято решение продолжать работать в России мы, конечно, вздохнули с облегчением, — говорит гендиректор Sarstedt. — Сейчас некую тревожность вызывает история с перевозкой грузов через сухопутные границы. Но мы рассчитываем, что этот вопрос решится в ближайшее время положительно. Пока все едет, ничего не остановилось и существенного влияния логистика не оказывает — просто существует некая напряженность. Мы рассчитываем, что после Нового года все образуется».
Здоровая конкуренция
Благоприятным фактором для бизнеса турецкой компании «НСК Химия», производящей антипригарные покрытия и фурнитуру для кухонной посуды, является отсутствие российских производителей аналогичной продукции. «До февраля 2022 года на нашем рынке присутствовали американцы, итальянцы, немцы. Сейчас все они ушли. Осталась одна китайская компания и мы, — говорит генеральный директор «НСК Химия» Озил Мехмет. — Мы развиваемся. Мы еще до 2022 года решили строить производство. Сейчас заканчиваем строительство предприятия в «Марьино». Но двигаемся очень медленно — проблема с материалами, очень много бюрократических моментов. Должны открыть производство в мае 2024 года, но вряд ли успеем».
По его словам, компания планирует осваивать новые направления. «Сейчас мы производим покрытия для посуды, на втором этапе хотим освоить производство автомобильных красок. У нас есть партнер — у него 48% нашей компании. Он вкладывает средства в наше развитие. Он понимает, что сейчас хорошее время для нашего бизнеса — поскольку западные конкуренты ушли и определенное время конъюнктура будет хорошей. Но даже когда они вернутся, нам это будет полезно — потому что возникнет здоровая конкуренция, которая необходима для качественного продукта», — считает гендиректор «НСК Химия».
Не согласен эксперт с тем, что импортозамещение может решить все проблемы. «Хорошего, качественного продукта не получится, если закрыться от внешнего мира, — уверен Озил Мехмет. Мы должны что-то получать из Китая, что-то из Турции, Германии и что-то находить в России. Без иностранных поставок мы ничего не сможем сделать. Так же и с технологией, и с оборудованием. На сегодняшний день 70-80% производимой посуды в России происходит на турецком оборудовании. Каждый год в России открываются заводы по производству посуды, которым необходимо оборудование, сырье. Если бизнес хочет производить — нужен глобальный мир. Другого варианта нет».
Уход западных компаний открыл хорошую нишу и для «Нева Фуд», изготавливающей соусы и майонез для ресторанно-гостиничного бизнеса. «Переносим производство в Марьино и собираемся увеличить объемы в 8 раз, — говорит генеральный директор «Нева Фуд» Денис Сергеев. — Мы вкладывались в процессы, в компетенции и это выстрелило после ухода западных компаний. Наша компания делает новых продуктов едва ли не больше, чем вся масло-жировая промышленность в России — не по объему (мы небольшая компания), а по ассортименту. Наша сила в том, что мы делаем персональный продукт там, где большие компании не могут».
Компания работает в России, в Белорусии, в Казахстане. «Сейчас заходим в Узбекистан. Также собираемся выходить в Арабские эмираты, в Саудовскую Аравию», — сообщил он.
Поезд не остановить
Определенные итоги своей работы подвел и руководитель Индустриального парка «Марьино» Александр Паршуков. Главный из них — заметное увеличение количества резидентов парка. Оно произошло вследствие осознания промышленниками преимуществ работы в индустриальном парке.
«5-10 лет назад наш индустриальный парк не был особенно востребован российскими компаниями, почти все наши клиенты были иностранцами — признает Александр Паршуков. — Российские промышленники хотели дешево и сердито: без полноценной инженерной подготовки, зато по низкой цене».
Резкий приток отечественного бизнеса в «Марьино» случился в 2021 году. «Ценность нашего продукта в какой-то момент обрела значимость для российских компаний. И мы стали получать массу обращений от тех, кто не хотел больше брать дешевую землю и потом ходить по инстанциям — согласовывать перевод ее из «сельхозки» в промышленность, менять Генплан и ПЗЗ, договариваться с ресурсоснабжающими организациями о подведении коммуникаций и потом жаловаться чиновникам, что газ к ним еще не идет. Они хотели получить готовый участок для того, чтобы построить свой завод и через полтора-два года уже производить продукцию, — утверждает Александр Паршуков. — С тех пор абсолютное большинство наших клиентов — это российские промышленники».
По его словам, есть еще один мотив у компаний, становящихся резидентами «Марьино». «Они начали свой бизнес где-то в девяностых годах, им сейчас 25 — 30 лет, и они доросли до следующего шага к собственным современным площадям. Им уже не нравятся зависимые отношения с арендодателями помещений в старых советских цехах. Они хотят быть полноценными хозяевами своего бизнеса», — утверждает Александр Паршуков.
При этом он отмечает любопытную вещь: «Многие из инвесторов не очень, даже, интересуется тем, что предлагает государство в качестве мер поддержки. Возможно, конечно, что они чего-то не знают или боятся бюрократии, но скорее всего просто рассчитывают на собственные силы и не привыкли возлагать надежды на стороннюю помощь», — говорит глава «Марьино».
Однако резиденты индустриального парка «Марьино» не против привлечения городских властей к решению социальных вопросов. Например, строительства детского сада для детей сотрудников. Все понимают, что получить разрешение на это довольно сложно и потому обращаются за помощью к властям. Проблему кадров промышленники также готовы обсуждать с городскими властями, которые реализуют программы подготовки технических специалистов.
«Обсуждая здесь сложности, которые есть в каждой отрасли, мы понимаем, что обсуждаем поезд, который идет по рельсам. Его ничто не остановит — потому что процесс уже идет и с теми трудностями, которые попадают на пути, он справится», — заключил Александр Паршуков.