Петербургская промышленность лучше адаптировалась к санкциям, чем от нее ожидали — такой вывод сделали эксперты по итогам 2022 года и начала 2023 года. В то же время, ситуация у компаний различается. Одни говорят, что на сегодня тяжелый этап преодоления сложностей для них в основном пройден, по крайней мере типологически, они уже знают, как отвечать на возможные новые вызовы и теперь их ресурсы вкладываются в развитие. По свидетельствам других — большая часть их ресурсов все еще затрачивается на поддержание текущего «статуса кво» и на поиск ответов на вызовы.
Представители обеих групп, участвовавшие в круглом столе РБК Петербург «Петербургская промышленность: адаптация и/или рост?», проведенного в рамках исследования нынешнего состояния средних и малых промышленных предприятий, рассказали о своих проблемах и возможностях — о препятствиях к расширению производства, устойчивому росту, новых нишах и о том, как они решают возникающие проблемы.
Выросли те, кто решил проблемы
По словам Владимира Евстратьева, генерального директора ООО «Группа Ладога», крупного производителя алкогольной продукции, в прошлом году самым сложным для его компании было соблюдать обязательства по платежам своим контрагентам и решить задачу по выстраиванию новых логистических цепочек поставки. «Несмотря на проблемы, мы выполнили все свои обязательства и благодаря этому показали по итогам 2022 года рост выручки на 46%», — отмечает он.
Как рассказала Надежда Езерская, генеральный директор ООО «НПФ «Механотроника РА», занимающейся разработкой и производством оборудования для электроподстанций, основная проблема для ее компании заключалась в поиске новых поставщиков комплектующих. «Мы смогли достаточно оперативно решить эту проблему — наши разработчики пересмотрели схемотехнику наших изделий. Часть комплектующих из Америки и Европы мы заменили на комплектующие из Китая. По тем позициям, которые мы не заменили, наладили новые логистические цепочки и нашли способы их привозить. К сожалению, увеличились цены и сроки поставки, — отметила Езерская. — Прошлый год был для нас сложным из-за того, что наши заказчики притормозили свои инвестпрограммы, и многие проекты по срокам реализации сдвинулись вправо».
Вынужденное подорожание
Компания ООО «Медоварус», производящая безалкогольные и слабоалкогольные напитки, по словам ее генерального директора Геннадия Яручика, пошла другим путем: «В первую очередь, мы стали активнее переходить на альтернативных импортных и российских поставщиков сырья, упаковочных и расходных материалов. В портфеле закупок увеличилась доля отечественных ингредиентов. К сожалению, у этих поставщиков, как и у многих в нашей стране, многие ингредиенты и машины включают в себя иностранную составляющую, следовательно сохраняются большие риски в бесперебойности поставок тех или иных замещающих компонентов. Мы вынуждены существенно увеличить стратегический запас сырья и материалов по всем позициям, необходимым для производства, обеспечивая бесперебойность работы производства и осуществления поставок по действующим контрактам».
Поскольку все эти проблемы серьезно увеличили затраты, компания вынуждена была существенно поднять свои цены в начале года примерно на 25%, отметил Геннадий Яручик, падение потребительского спроса и сокращение доходов населения сказалось на сокращении объемов продаж и как следствие производства, в 2022 году обороты компании упали на 12%.
«Наша компания продолжает работу по адаптации к сложившимся условиям. В этом году мы хотим удержаться на уровне производства 2022 года, что будет непросто», — добавляет он.
Виктор Зайцев, учредитель ООО «Фибралюкс», специализирующегося на производстве химических волокон, говорит, что рост производства в его сфере сильно сдерживается резким, в два раза за прошедший год, подорожанием сырья. Из-за этого растет себестоимость и, соответственно, цены на продукцию предприятия, которые во многих случаях неподъемны для потребителей. «Я сейчас убью свою доходность, немного снижу цены — чтобы вырасти хотя бы на 30%», — говорит он.
Для фармотрасли наиболее серьезные проблемы в прошлом году создали основные поставщики материалов и сырья, которыми раньше были европейские компании, утверждает директор завода «Герофарм» Алексей Митин. Компании удалось решить проблему. «Мы заместили европейские поставки большинства компонентов азиатскими. Некоторые сырьевые позиции также заменили, но пока не все. По тем аналогам, которые не удается найти внутри России или в дружественных странах с учетом требований к качеству, пришлось выстраивать сложные схемы закупки, что привело к росту их стоимости, — признает Алексей Митин. — Но несмотря на все это мы не останавливали разработку новых препаратов и планируем выводить на рынок новые продукты». Эксперт прогнозирует рост всей фармотрасли в 2023 году, поскольку американские и европейские компании сворачивают свою деятельность на российском рынке.
Демография усугубляет
Традиционная в последние годы проблема дефицита кадров обострила нынешние проблемы промышленников. Представители практически всех отраслей упоминали кадровую проблему как одно из главных препятствий роста.
«Основной фактор, сдерживающий рост нашего предприятия — это производственные кадры», — утверждает Андрей Дорохин, заместитель генерального директора ООО «Диком-Сервис», производящего мебель для офисов и предприятий торговли, складское оборудование. Компания предлагает решения, позволяющие, по его словам, меньшим количеством работников производить большие объемы продукции. Это необходимо для замещения ушедших иностранных производителей, в результате чего спрос на российскую продукцию резко вырос и в этой сфере. В некоторых сегментах есть возможность увеличить объемы в несколько раз, но у компании не хватает для этого мощностей (в том числе кадровых), признает Андрей Дорохин.
На компанию ООО «МЕДОВАРУС» сильно повлияла частичная мобилизация осенью 2022 года. «Сотрудники отправились в зону СВО, но кто-то и разбежался. Нам пришлось перестраиваться. Оперативно заменить кадры было сложно, да и не кем, пищевое производство требует опыта работы или кропотливого обучения, поэтому мы пересмотрели и согласовали с работниками графики и нормы, увеличили заработную плату у оставшихся сотрудников. Отток трудоспособного населения сказался по всем позициям. Сейчас мы рассматриваем для найма сотрудников без опыта, берем на стажировку студентов и лаборантов БиоТех ИТМО, ищем молодые кадры — обучаем их», — рассказал Геннадий Яручик.
Надежда Езерская подтверждает слова коллег: «Хоть мы и смогли пройти период мобилизации спокойно, из-за отсрочек, на которые мы имеем право как ИТ компания, и сохранили свой коллектив. Но существует большая проблема в поиске новых сотрудников, т.к на рынке труда дефицит квалицированных специалистов. Они либо в крупных организациях, либо уже оказались за границей».
Дефицит квалифицированных кадров по всем специальностям — прежде всего по рабочим специальностям: инженерной службе, операторов производственных линий, слесарей, энергетиков и т.д. — отмечает Александр Сафонов, генеральный директор ООО «Инновационное предприятие Апекс Плюс», производящего кормовые добавки для сельскохозяйственных животных. «Приходится брать людей совсем без опыта и учить на месте. Начинаем привлекать рабочих с других областей», — сетует он.
Председатель петербургского Комитета по промышленной политике, инновациям и торговли Кирилл Соловейчик охарактеризовал текущую ситуацию кадровой обеспеченности промышленности города: «Мы видим актуальные потребности промышленных предприятий и понимаем основные тенденции рынка труда. На сегодняшний день промышленности остро не хватает людей. В городе значительно вырос спрос на специалистов. На текущий момент не хватает более 10 тыс. сотрудников». При этом он заверил, что власти Петербурга стараются переломить ситуацию: «Мы разработали и сейчас внедряем решения по обеспечению промышленности недостающими трудовыми ресурсами», — подчеркнул Кирилл Соловейчик. Так например, для решения проблемы нехватки кадров запущен проект «Петербург заводской», который помогает устроиться на промышленные предприятия города. Кстати, для соискателей без опыта предусмотрено бесплатное обучение с дальнейшим трудоустройством.
Кроме того, в городе действует программа, по которой предприятия могут получить компенсацию на часть затрат на переобучение сотрудников. Кирилл Соловейчик указал на то, что необходимо сфокусировать свое внимание на тех специалистах, которые готовы работать в промышленности, но не имеют достаточной квалификации и опыта. В рамках данной программы предприятия имеют возможность подготовить для себя кадры путем переобучения в соответствии со своими специализированными требованиями.
Рост на новых нишах
Для ООО «НПФ «Механотроника РА» нынешний год стал периодом активного роста, которому во многом способствовал указ Президента о запрете с 2023 года применения некоторых видов иностранного ПО (с 2025 года запрет становится тотальным) на значимых объектах критической информационной инфраструктуры. «Наш основной заказчик — «Россети» — активно заменяет иностранное оборудование и ПО на российское. Поэтому для нас открылся большой фронт работ», — сообщила Надежда Езерская.
Новые ниши, образовавшиеся вследствие ухода из России крупных мировых производителей, пытается захватить и ООО «Инновационное предприятие Апекс Плюс». «При всех наших проблемах это позволило нам в 2022 году увеличить обороты на 50%, — сообщил Александр Сафонов. — В 2023 году мы рассчитываем на такой же рост».
По словам Юрия Удовиченко, генерального директора ООО ТД «Эверест», работающего в сфере производства кормов для домашних животных, компания намерена заместить производство кормовых добавок уходящих их России иностранных производителей. «Мы пытаемся построить крупный завод по производству конечной продукции. Российское оборудование для этого не подходит, и мы хотим привлечь в проект китайских друзей с их оборудованием», — говорит Юрий Удовиченко.
ООО «Группа Ладога» тоже растет, благодаря открытию новых ниш. «Мы были готовы к технологическому рывку, очень быстро нарастили номенклатуру выпускаемой продукции и объемы ее выпуска на российский рынок, закрыли много ниш на рынках СНГ, — сообщил Владимир Евстратьев. — В этом году динамика у нас пока сохраняется». Но он отмечает риски, которые угрожают росту.
Нужна стабильность госрегулирования
«Главное условие для продолжения нашего роста — стабильность госрегулирования. Это постоянство налоговой нагрузки, отсутствие изменений величины акцизов и стабильность условий банковского кредитования, — говорит Владимир Евстратьев. — Если Центробанк начнет ужесточать кредитную политику, то нам придется брать на себя дополнительную финансовую нагрузку для обеспечения финансовой устойчивости наших дистрибьютеров — малых компаний, у которых и так все не очень благополучно с оборотными средствами. Мы считаем это главным риском для нашей технологической цепочки». Разумеется, существуют также и риски в отношении экспорта, связанные, в том числе, с ужесточением вторичных санкций.
Такие санкции, в первую очередь распространяющиеся на иностранные банки, угрожают экспорту ООО «Инновационное предприятие Апекс Плюс» даже в союзные с Россией Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, сообщил Александр Сафонов. Что касается российского госрегулирования, то его больше всего мучает процедура регистрации препаратов. «Россельхознадзор нас постоянно тормозит. Регистрация длится до года», — сетует он.
Площадки для роста
Целый ряд компаний, особенно те, у кого спрос вырос в разы, отмечают, что для роста производства им нужно подобрать новые производственные площадки, соответствующие их потребностям. «Сейчас мы работаем на двух арендованных площадках. Чтобы растить продажи и идти в новые ниши, нужно наращивать объемы производства, что невозможно в рамках этих площадок, — утверждает Геннадий Яручик. — Мы в течение всего года рассматривали предлагаемые на рынке производственные помещения, которые могли бы удовлетворять нашим требованиям, но пока ничего не выбрали. Количество помещений, пригодных для производства и удовлетворяющих требованиям пищевого производства, в черте города ничтожно мало».
По мнению директора по развитию Индустриального парка «Марьино» Александра Паршукова, гораздо проще подобрать необходимую площадку не в исторически сложившихся промзонах, а в новых индустриальных парках, где для промышленников создана вся необходимая инфраструктура — инженерные сети, дороги, управляющая компания.
«За последние десять лет массового развития индустриальных парков этот институт сформировался и стал пользоваться доверием и популярностью у российских промышленников, — утверждает он. — В первые годы нашими услугами пользовались почти исключительно иностранные компании, которые в других странах давно привыкли к такому формату, а российские промышленники только присматривались. Сейчас в удобстве индустриальных парков убедились и они. Пик сделок на рынке промышленной земли был в 2021 году, когда к нам в Марьино пришли 10 новых резидентов, и уже тогда абсолютное большинство были российскими. Сейчас, после ухода иностранных конкурентов, количество заказов у производителей выросло кратно, и, как следствие, спрос на землю под новые заводы также находится на высоком уровне».
4 млрд руб. на поддержку
По словам председателя комитета, еще во времена коронавируса экономический блок правительства Петербурга выработал системные решения поддержки промышленности. «Осмысление нами каждой отрасли и тех вопросов, которые интересуют промышленников, было сделано вовремя. К моменту СВО и санкций мы проделали сложную работу и вышли с тем набором мер поддержки, который на 80% имеет ответы на вызовы», — утверждает он.
Меры господдержки оказались весьма востребованными бизнесом. Кирилл Соловейчик отмечает, что одно из наиболее популярных направлений — финансовая поддержка, а именно востребованность у промышленного бизнеса программ поддержки по линии Фонда развития промышленности Санкт-Петербурга в виде низкопроцентных займов. При этом год от года объемы этих мер поддержки увеличиваются. Так, поддержка по линии Фонда увеличилась с 350 млн руб. в 2019 году до 2 млрд в 2022 году, а в этом году еще полугодие не закончилось, а Фонд уже довел до предприятий 1,550 млрд руб. и до конца года планирует довести поддержку до уровня 4 млрд руб.
Объективные признаки роста
По словам заместителя директора Фонда развития промышленности Санкт-Петербурга Сергея Иванова, промышленность ориентируется сейчас в основном на российские рынки сбыта, на внутреннее потребление, где основным заказчиком выступает государство. «Растут главным образом те отрасли, которые связаны с государственными заказами и с развитием промышленности в целом», — утверждает он.
На первом месте по количеству запросов в Фонд за поддержкой — машиностроение, которое, по словам Иванова, исчерпало резерв мощностей и нуждается в их обновлении и расширении. Также в прошлом году очень активно обращался в Фонд фармацевтический кластер, предприятия химической промышленности. Это способствовало, по его мнению, росту промышленного производства, который фиксирует статистика. «В нынешнем году мы прогнозируем увеличение объема инвестиций в основной капитал и через какое-то время это повлечет за собой рост объемов производства», — уверен Сергей Иванов.
По словам Алексея Мятлика, руководителя петербургского дивизиона компании «Балтийский лизинг», предоставляющей промышленникам оборудование в лизинг, в прошлом году компания столкнулась с усугубившимся дефицитом оборудования и увеличением цен на все предметы лизинга. «Наши клиенты не могли найти необходимое им привычное оборудование, им приходилось адаптироваться к изменениям на рынке — искать другое оборудование, новых поставщиков. Нам приходилось заключать не самые выгодные сделки купли/продажи с большим объемом авансирования, — рассказал он. — Но мы видим, что адаптация все же произошла, налицо серьезный рост по приобретению оборудования. В этом году мы видим рост и у клиентов, особенно в машиностроении, полиграфии, пищевке и фармацевтике, и, соответственно, у нас — на 30%».
Свидетельством расширения промышленного производства в Петербурге можно считать и рост интересантов, которые обращаются в Индустриальный парк «Марьино». «Конечно, не все из них доходят до сделок, потому что открытие нового производства — это большой и сложный шаг для любой компании. Но мы понимаем, что любые серьезные переговоры о приобретении земли обусловлены мыслями о расширении. Руководители предприятий совершенно точно видят для своих компаний долгосрочную перспективу и понимают, как им адаптироваться к новым условиям, как преодолеть возникающие препятствия. Если говорить об отраслевой принадлежности, то в Марьино это широкий перечень отраслей с преобладанием химической промышленности и производителей различного оборудования», — говорит Александр Паршуков.
Пока городская промышленность смогла пройти адаптацию и во многих секторах пойти по пути роста. Хотя дефицит квалифицированных кадров, дороговизна оборудования, нехватка финансирования, неадекватное госрегулирование в некоторых секторах приводят к росту себестоимости и затрудняют развитие промышленности. В то же время серьезным стимулом для всех являются новые ниши на рынках, освободившиеся вследствие ухода иностранных конкурентов.
Дополняя обсуждение по рынкам сбыта российской продукции, аспирант-эксперт факультета социальных технологий РАНХиГС Санкт-Петербурга Никита Желудков отметил, что в контексте существующих санкций, российским предпринимателям также крайне важно активно проникать на рынки сбыта «дружественных» стран. По его словам, доля «недружественных» стран в российском экспорте товаров снизилась до 35% в прошлом году, тенденция сохраняется, а доля «дружественных» государств выросла с 42 до 65%. «Переориентация внешней торговли на рынки «дружественных» стран уже сейчас показывает положительные результаты. К концу этого года товарооборот может достигнуть 70%. В существенной степени нам активно содействует рынок ЕАЭС, необходимо продолжать развитие в этом векторе», — заключает Желудков.