Компетенция , Санкт-Петербург и область ,  
0 

«Из 500 потенциальных партнеров выбрали только пять»

Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург
Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург
Павел Крупин, основатель сети стритфуд кафе «Vлavaше» — о бурном росте франшиз в сфере общественного питания и главном стопоре для развития сегмента

«Еще пять лет назад 60-70% бизнеса в Европе и Америке были открыты по франшизе, в России это было всего 2%. Сегодня ситуация изменилась, и мы активно заходим в этот тренд. Только наша компания привлекла около 50 партнеров в 2023 году. В среднем мы за месяц можем открыть 15 точек, но фактически открываем всего пять, и то под большим вопросом.

Сам интерес к франшизам понятен, мы это видим и по своему бизнесу. Еще два-три года назад, когда мы отрабатывали модель, проверяли разные форматы — павильоны, корнеры, стрит-ретейл, формировали базу знаний и запускали производство, будущие франчайзи смотрели на наш бизнес с «расширяющимися глазами». Они не понимали, что им продают — готовый бизнес или управленческую модель? Сейчас, когда сформирована база и есть «упакованный» продукт, рынок растет, но ограничивает этот рост отсутствие персонала.

Изменить ситуацию может или роботизация процессов, или глобальные изменения. Например, государство начнет привлекать молодежь к труду. Раньше было модно пойти поработать официантом, получить опыт, а сейчас никто не идет. Скорее в тик-токеры и ютьюберы запишутся, чтобы получить «миллионы за первый день работы» или идут на курсы, чтобы запустить свои курсы. Это большая проблема сегодня.

Но первая и самая ужасная проблема франчайзера — не угадать с партнером. У нас в Москве была такая ситуация. Если в Петербурге партнер вкладывает в бизнес 5-7 млн руб. — для него это либо последние, либо очень тяжело заработанные деньги, а в Москве человек открывает три точки, вкладывает 30-35 млн руб., работает месяц и говорит: «Мне не понравилось, я не хочу этим заниматься». И для него потеря этих денег не стоит ничего. Но далее непонятно, что с этими точками делать. И это большая яма, в которую мы попали. Мы хотели Москву передать полностью на франчайзинг, но теперь строим там управляющую компанию, чтобы вести свои точки.

Имея такой опыт, мы ведем жесткий отбор партнеров, отговариваем от покупки франшизы, рассказываем обо всех трудностях: о том, что договор «кабальный», а если произойдет отравление посетителей — то это еще и уголовное дело. И если человек уходит читать договор и не возвращается, значит, он еще не готов. За год к нам пришло более 500 человек, но отобрали мы из них — пятерых. Для многих это мечта, поэтому они охотно погружаются в процесс, обучаются. Важно, чтобы франчайзи сам умел стоять за стойкой, поработал поваром и кассиром, понимал все процессы и был погружен в них, чтобы спрашивать с персонала и качественно развивать продукт».

Содержание
Закрыть