События прошлого года обрезали значимую часть связей российской ветеринарии с международной индустрией. Тем не менее, отрасль устояла — во многом благодаря изменению отношения владельцев к питомцам, которое повлекло рост спроса на ветеринарные услуги. Насколько предложение соответствует этому спросу, каковы болевые точки отрасли и чем может помочь гуманный подход в ветеринарии — в интервью РБК+Петербург рассказал основатель ветеринарных госпиталей «Прайд» Алексей Клявин.
Человечность как фактор стабильности
— Как рынок ветеринарных услуг Петербурга пережил события прошлого года?
— Исторически российская ветеринария была сильно интегрирована в международную. Мы жили в парадигме один мир — одна профессия, развивали индустрию вместе. Наше сотрудничество с некоторыми зарубежными партнерами резко и неожиданно для нас сократилось. Вначале нам пришлось быстро искать замены для многих препаратов, менять цепочки поставок, договариваться с производителями оборудования. Был момент с ажиотажным спросом и ценами на импортные вакцины и диетические корма. Сейчас паники в индустрии уже нет, хотя часть ассортимента в России по-прежнему недоступна.
— Что помогло быстрее адаптироваться?
— Мы постоянно сотрудничаем с производителями новых препаратов и оборудования, в том числе и с отечественными. У нас была и сохраняется сейчас возможность выбирать и получать новинки для работы с пациентами, что помогает нам как клинически, так и финансово. Последнее реально важно — ведь из-за санкционных ограничений в логистике, сроки и стоимость доставки критически возросли, а рентабельность снизилась. Но этически мы не могли позволить себе просто переложить это на владельцев животных. Все-таки в ветеринарии нет понятия человеческого ОМС, где на определенном уровне медицинская помощь будет оказана пациенту всегда.
— Насколько вообще сопоставима ветеринария и человеческая медицина?
— Безусловно, ветеринария это отдельное направление и ставить ее в один ряд с человеческой медициной некорректно. Но по восприятию и некоторым атрибутам ветеринария все же близка к гуманной (человеческой) медицине. Иногда ее даже сравнивают с педиатрией, потому что в роли заказчика выступает опекун, но в нашем случае пациентами являются не дети, а домашние животные. Тем более, что во всем мире — и в России тоже — растет тренд очеловечивания отношений с домашними животными, они становятся полноценными членами семей.
— Значит ли это, что спрос на ветеринарные услуги растет?
— Да, спрос на ветеринарные услуги стабильно высокий и растет от года к году. Все больше людей ответственно относятся к своим питомцам, понимают необходимость регулярной вакцинации и профилактических визитов. Также могу отметить, что увеличилось число владельцев готовых спасать животное и лечить его в самых сложных случаях, как например, онкология.
— Насколько предложение готово удовлетворить этот спрос?
— Мы видим очень интересную экономическую ситуацию, где владельцы животных готовы платить за дорогие корма, вакцинации и груминг, и при этом нет такого, чтобы каждый месяц в Петербурге открывалась хотя бы одна новая клиника. То есть в нашей сфере предложение не успевает за спросом. И одна из главных причин состоит в том, что на рынке просто нет достаточного количества специалистов. Сейчас в России ветеринарных врачей узких специализаций меньше, чем, например, космонавтов или олимпийских чемпионов.
Мы видим очень интересную экономическую ситуацию, где владельцы животных готовы платить за дорогие корма, вакцинации и груминг, и при этом нет такого, чтобы каждый месяц в Петербурге открывалась хотя бы одна новая клиника. То есть в нашей сфере предложение не успевает за спросом.
— Как вы оцениваете общий уровень качества ветеринарных услуг в России на текущий момент?
— Если сравнивать нас с любыми развитыми странами, то в России пациенты получают просто фантастические условия по соотношению цена-качество. При том, что и сам уровень качества в нашей стране я бы оценил как выше среднего. Общий уровень цен в ветеринарии ниже, чем в «человеческой» медицине, несмотря на то, что лечение животных частно сложнее и затратнее.
— За счет чего растет качество?
— Качество услуг растет, во-первых, благодаря росту квалификации врачей, во-вторых, за счет появления новых технологий. Но этот рост происходит неравномерно. В основном рынок перекладывает ответственность за развитие на самих врачей, и лишь некоторые клиники целенаправленно вкладывают в развитие и обучение команды. Кроме того, небольшие ветклиники лишены возможности инвестировать в дорогие технологии — такие проекты сложно окупаются. Например, наша клиника использует такое же оборудование, как и человеческие госпитали, для проведения компьютерной томографии, но окупаемость данного оборудования в ветеринарии гораздо дольше. Хотя бы потому, что мы в среднем в сутки обслуживаем на нем только 10-12 пациентов, в то время как коллеги в два, а то и в три раза больше.
Рост происходит неравномерно. В основном рынок перекладывает ответственность за развитие на самих врачей, и лишь некоторые клиники целенаправленно вкладывают в развитие и обучение команды. Кроме того, небольшие ветклиники лишены возможности инвестировать в дорогие технологии — такие проекты сложно окупаются.
Основной ресурс и где его взять
— Вы упомянули дефицит кадров, чем обусловлена нехватка врачей в России?
— Люди, и особенно врачебный персонал — это основной ресурс отрасли. В последнее время много талантливых специалистов уехали из страны, а подготовка новых врачей сложный и дорогой процесс, в котором долгое время не было заинтересованности у государственной образовательной системы. Мы не получаем из вузов готовых узких специалистов по ветеринарии мелких домашних животных. Как правило, выпускники — врачи общей направленности и им всегда требуется длительная адаптация для работы при специализированном приеме (эндокринологи, экзотологи, хирурги и др.).
— Какие пути решения вы видите?
— Государство начало смотреть в этом направлении, у нас уже есть продуктивный контакт с руководством Петербургского ветеринарного университета и с Управлением ветеринарии. Мы много работаем с ними, но быстрых результатов не ждем — при текущей системе хороший врач — это 10-15 лет подготовки.
При текущей системе хороший врач — это 10-15 лет подготовки.
— Есть ли у клиник возможность зарплатной конкуренции за кадры? Приводит ли такая конкуренция к росту зарплат?
— Зарплаты врачей растут, но очень медленно и часто не компенсируют сотрудникам потраченные на обучение ресурсы. Мы вынуждены балансировать, чтобы сохранить доступность услуг для клиентов и достойную оплату труда нашим сотрудникам.
На мой взгляд, справедливая зарплата ветеринарных врачей должна быть в разы выше. Например, у нас нет ночного тарифа на услуги, у клиентов не принято компенсировать врачу транспортные расходы, если он выезжает на дом. При этом ветеринарные врачи много и напряженно работают. Одна из проблем рынка — это выгорание и выход из профессии в возрасте до 30 лет, фактически через несколько лет после ее получения. При том, что в развитых странах доктора успешно работают до преклонного возраста и профессия считается престижной и высокооплачиваемой.
Одна из проблем рынка — это выгорание и выход из профессии в возрасте до 30 лет, фактически через несколько лет после ее получения.
— Есть ли возможность изменить ситуацию?
— Мы долго изучали международный и внутренний опыт и проблемы для того, чтобы ответить на этот вопрос. И в результате создали концепцию гуманной ветеринарии, в которой мы объединили любовь к животным, доверительные отношения с владельцами и ценность самих ветеринарных врачей.
Тройственный союз
— Что означает «гуманная» в отношении ветеринарии?
— Обычно термин «гуманность» употребляется по отношению к людям в значении доброго отношения и отзывчивости. Гуманная ветеринария — это стремление своевременно помочь животному сохранить здоровье и вернуть его к полноценной жизни, поддержать владельцев и создать экологичную рабочую среду для врачей и всей команды.
Владелец животного — важный участник процесса. Животное не может само прийти к ветеринарному врачу и рассказать, что с ним случилось, не может само купить лекарства в аптеке и принимать их по предписанию. Соответственно, врач должен не только быть профессионалом и лечить, но и должен уметь разговаривать с клиентами — быть способным доступным языком поделиться диагнозом, планом лечения, не всегда позитивным прогнозом. В результате возрастает роль ветеринарного врача.
Владелец животного — важный участник процесса. Животное не может само прийти к ветеринарному врачу и рассказать, что с ним случилось, не может само купить лекарства в аптеке и принимать их по предписанию. Соответственно, врач должен не только быть профессионалом и лечить, но и должен уметь разговаривать с клиентами
Игнорирование роли и потребностей ветеринарных врачей у нас в стране в последние десятилетия привели к тому, что их очень мало и от этого страдают в первую очередь пациенты. Нужно сделать так, чтобы у ветеринарных врачей были все необходимые ресурсы для оказания помощи: доступ к последним достижениям ветеринарной науки, достойная оплата труда, уважение и готовность сотрудничать со стороны владельца.
— Как влияет гуманный подход на затраты клиники — возможно, с точки зрения оборудования, препаратов, дополнительной подготовки персонала? На цены? Готовы ли сегодня владельцы питомцев платить за гуманный подход?
— Мы только начали работать в этом направлении. Я инвестирую много времени и финансов в то, чтобы развивать гуманную ветеринарию в нашей стране. Чтобы ее принципы и стандарты объединили ветеринарное сообщество и владельцев животных. По моему плану в первое время на это будут уходить огромные ресурсы, а отдачу жду через годы.
Нам предстоит большая работа не только по изменению мировоззрения владельцев животных, но и самих врачей. Уже сейчас у нас есть образовательный центр «Прайд», наши госпитали оснащены всем необходимым оборудованием, но только материальные ресурсы не смогут изменить подход, он должен меняться в головах.
— На ваш взгляд, как будет развиваться рынок ветеринарных услуг в Петербурге в ближайший год? Что на него будет влиять?
— Объем рынка растет и будет расти, и в части увеличения количества клиник, и в части увеличения спроса. Также произойдет сегментация рынка. Мы считаем, что ветеринарный рынок будет развиваться по модели, которая давно существует в международной медицинской практике: госпитали станут центрами референсного и экспертного мнения, куда будут обращаться в случае сложных, узких вопросов. Они будут продолжать расти за счет повышения квалификации врачей и эффективности их работы, а профилактика и рутинные манипуляции останутся на небольших ветеринарных клиниках.
Объем рынка растет и будет расти, и в части увеличения количества клиник, и в части увеличения спроса. Также произойдет сегментация рынка.
Росту маленьких практик будет способствовать отсутствие конкуренции и льготные налоговые режимы для ИП. Приведу пример, чтобы наглядно показать разницу между госпиталем и клиникой. Площадь «Прайда» на Минеральной улице 4,3 тыс.кв.м — это сравнимо с полноценной человеческой больницей и по размеру, и по укомплектованности сложным наркозным и диагностическим оборудованием, десятки специалистов. А небольшая ветпрактика — это 100 кв м и несколько врачей.
Конечно, на рынок могут сильно повлиять законотворческие инициативы правительства об ответственном отношении к животным, если они не останутся только на бумаге и будут реализованы в жизни.
— Что будет с ценами на ветеринарные услуги?
— Я думаю, что цены будут расти. В итоге от этого выиграют все участники процесса — врачи будут получать достойную оплату, все больше новых специалистов будет выбирать ветеринарию своей профессией, а значит еще больше животных и их владельцев будут получать качественную и профессиональную помощь.