Инструменты , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Прозрачный надзор: что изменится при проверках бизнеса

Фото: ru.freepik.com
Фото: ru.freepik.com
Реформа контрольно-надзорных органов, стартовавшая в 2021 году, снизила число проверок для бизнеса и изменила формат взаимодействия предпринимателей и властей. О практических результатах — в материале РБК+ Петербург

В последние два года контрольно-надзорная деятельность стремительно меняет формат. Совершенствуется система управления рисками, внедряются современные цифровые решения и сервисы, а вместо внушавших предпринимателям ужас длительных плановых и внеплановых проверок контролеры пользуются инструментами профилактики нарушений — профилактическими визитами и предостережениями. В итоге 2022 году количество проверок достигло исторического минимума, и в 2023 году этот тренд сохранится, отметили представители надзорных органов в рамках IV Всероссийского форума контрольных органов в Санкт-Петербурге.

Минимум проверок

Одной из ключевых задач в рамках реформы, как отметил в своем приветствии участникам Форума контрольных органов премьер-министр РФ Михаил Мишустин, является динамичное снижение административной нагрузки на предпринимателей и поддержка российского делового сообщества. Для этого в деятельность контролеров активно внедряются инструменты профилактики нарушений, которые все больше приходят на смену проверкам и штрафам.

По данным Минэкономразвития, в январе-августе 2023 года органы контроля провели 216,8 тыс. проверок, что на 12% меньше, чем за аналогичный период 2022 года. «Этот тренд ярко проявился уже в 2022 году, который стал поистине годом стратегического минимума проверок — их было проведено всего 339 тыс. Это на 62% меньше, чем в 2021 году и едва ли достигает четверти количества проверок, которые проводились в 2015 году. И пока что, по нашим прогнозам, в 2023 году проверок больше не станет, мы наоборот ожидаем снижение этого показателя еще в пределах 10% к уровню 2022 года», — заявил статс-секретарь — заместитель Министра экономического развития РФ Алексей Херсонцев.

2022 стал годом стратегического минимума проверок — их было проведено всего 339 тыс. Это на 62% меньше, чем в 2021 году и едва ли достигает четверти количества проверок, которые проводились в 2015 году

О снижении количества плановых и внеплановых контрольно-надзорных мероприятий заявили и представители прокуратуры. По решению генерального прокурора России повышен уровень согласования всех плановых и внеплановых проверок, все заявления на проведение плановой проверки рассматриваются только аппаратом прокуратуры субъекта, а внеплановые проверки хозяйствующих субъектов проводятся в исключительных случаях по согласованию с руководством местной прокуратуры, напомнил прокурор Санкт-Петербурга Виктор Мельник.

«В 2023 году прокурорами согласовано минимальное количество плановых проверок, около 90 тыс. Когда же мы только начинали проводить такую работу, количество плановых проверок превышало миллион, — подчеркнул заместитель начальника Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры РФ Дмитрий Егупов. — На протяжении двух последних лет мы также последовательно держим на минимальном уровне долю согласованных внеплановых контрольно-надзорных мероприятий»

Иллюстрацией применения новых подходов к контрольно-надзорным мероприятиям можно считать Санкт-Петербург. По данным Виктора Мельника, городская прокуратура в 2023 году отклонила порядка 70% из 13 тыс. поданных заявок на проведение плановых проверок и более 80% из 1,5 тыс. заявлений на внеплановые проверки. «Подобная оценка будет дана предложениям и на следующий год», — пообещал Виктор Мельник.

Упор на профилактику

Контрольно-надзорные органы все больше используют в своей деятельности инструменты, позволяющие компаниям и государственным учреждениями предотвратить нарушения обязательных требований — предостережения и профилактические визиты. И такой подход, как заявил Михаил Мишустин, «буквально на глазах меняет отношение к контрольным мероприятиям в том числе и среди предпринимателей».

По статистике Минэкономразвития, за 8 месяцев 2023 года проведено без малого 709 тыс. профилактических визитов, это почти на 200 тыс. больше, чем за весь 2022 год. Совсем недавно в арсенале контролеров появился новый инструмент — проведение профилактического визита по заявлению контролируемого лица. Мораторий на проверки бизнеса в отношении объектов, не относящихся к высоким и очень высоким рискам, косвенно послужил росту внимания, уделяемого контрольно-надзорными органами организациям бюджетной сферы — школам, детским садам и другим социальным учреждениям. «Бизнес и социальная сфера уже делят пополам внимание наших коллег из контрольных ведомств», — пояснил Алексей Херсонцев.

за 8 месяцев 2023 года проведено почти 709 тыс. профилактических визитов, это на 200 тыс. больше, чем за весь 2022 год

По словам директора Департамента государственной политики в сфере лицензирования, контрольно-надзорной деятельности, аккредитации и саморегулирования Минэкономразвития Александра Вдовина, в 2023 году плановые контрольные мероприятия для бюджетных учреждений дошкольного и общего образования были заменены на обязательные профилактические визиты. Его итогом является предписание, указывающее руководителю учреждения на подлежащие устранению нарушения, а не штраф. В ближайшем будущем перечень таких учреждений будет расширен. Как рассказал Александр Вдовин, с 2024 года обязательными профвизитами будут заменены проверки государственных бюджетных учреждений здравоохранения и социального обеспечения детей, проект соответствующего нормативно-правового акта уже подготовлен.

«Звезда» на дверь

Одним из базовых принципов реформы контрольно-надзорной деятельности провозглашен риск-ориентированный подход. Его смысл в том, что форма и интенсивность контроля за деятельностью предприятия или учреждения напрямую зависят от рисков нанесения ущерба, возможных из-за несоблюдения обязательных требований хозяйствующим субъектом. Участники дискуссии согласились с тем, что существующая система индикаторов риска требует серьезной доработки. Как заявил Михаил Мишустин, в будущем «предстоит развивать систему отраслевых индикаторов, которые позволят заранее предусмотреть, какие объекты нуждаются во внимании и действовать на опережение, не ожидая возможных нарушений».

Четкое понимание правил игры в этой сфере необходимо всем — и самим контролерам, и бизнесу, и гражданам как конечным потребителям продуктов и услуг, уверена аудитор Счетной палаты РФ Светлана Орлова. «Бизнес тоже должен со своей стороны нести ответственность. Вот где-то отравились дети, где-то отравились взрослые. А люди ощущают, что качество услуг должно быть в компетенции контрольно-надзорных органов. Люди должны радоваться от того, что улучшается здравоохранение, образование, качество услуг, поэтому мы стараемся создать понятные правила игры для школ, больниц. Зачем их кошмарить, лучше научим их соблюдать эти правила», — говорит Светлана Орлова.

Принцип клиентоцентричности, подразумевающий, что конечный клиент любой проверки и любого профвизита — это обычный гражданин, потребитель товаров и услуг, лег в основу еще одной инициативы Миниэкономразвития. «Было бы полезно, если бы итоги профилактического визита выражались в наглядной оценке ведомствами того объекта, который они посетили. Одна из главных задач — информировать население о том, что их окружает с точки зрения безопасности. И в этом смысле наша идея состоит в том, чтобы после обязательных профилактических визитов ведомства выставляли «звезды», которые бы затем отражались, например, на сервисах карт», — предложил Алексей Херсонцев. Он уверен, что это мотивировало бы и бизнес, и граждан к более серьезному поведению.

«Одна из главных задач — информировать население о том, что их окружает с точки зрения безопасности. И в этом смысле наша идея состоит в том, чтобы после обязательных профилактических визитов ведомства выставляли «звезды», которые бы затем отражались, например, на сервисах карт», — предложил Алексей Херсонцев.

Цифровизация контроля

Контрольно-надзорная деятельность, как и многие другие сферы государственного регулирования, все больше уходит «в цифру». В частности, совершенствование IT-сервисов предусмотрено новой «Концепцией совершенствования госконтроля на 2024-2026 годы», рассказал заместитель директора Департамента регуляторной политики правительства РФ Андрей Придонный. Правда, пока этот документ «еще в невысокой степени готовности находится в Министерстве экономического развития», но идут его активные обсуждения со Счетной палатой, Советом Федерации, Госдумой, Генеральной прокуратурой и с бизнес-объединениями, уточнил он.

Одним из таких сервисов, пояснил Алексей Херсонцев, является доработка механизма обратной связи хозяйствующих субъектов с контрольными органами через портал Госуслуг. В качестве примера он привел сервис, позволяющий компаниям и учреждениям в досудебном порядке продлевать сроки исполнения предписаний или обжаловать установление категорий риска объектов. «Пока система обратной связи работает не так, как хотелось бы, но мы уверены, что вместе с коллегами из Минцифры добьемся более высокого качества работы данного инструмента», — заверил Алексей Херсонцев.

В числе «цифровых новинок», которые заработают уже в ближайшее время, Алексей Херсонцев назвал возможность обжалования проверок из личного кабинета на Госуслугах и новый сервис — систему «Дистанционный инспектор». «Эта тема будет активно продвигаться в 2024 году, сейчас она в работе по регионам. Фактически она позволяет в онлайн-режиме получать информацию о статусе ответов, выявленных нарушениях, создавать документы, и в целом без инспектора снимать показания по объекту и передавать их», — пояснил чиновник.

С 2024 года будет активно развиваться возможность обжалования проверок из личного кабинета на Госуслугах и новый сервис — система «Дистанционный инспектор».

«Мы последовательно идем по пути перевода в электронный вид всех этапов общения контролеров и бизнеса, начиная от присвоения категории риска и заканчивая надзором, цель этого — сделать систему контрольно-надзорной деятельности гласной, открытой, прозрачной. Это позволяет снизить репрессивный характер госконтроля и в конечном итоге благотворно сказывается на инвестиционном климате всей страны», — резюмировал Дмитрий Егупов.

Содержание
Закрыть