Инструменты , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Инфраструктура поддержки: как бизнес развивается в Петербурге

Фото: ru.freepik.com
Фото: ru.freepik.com
В Петербурге растет число малых и средних предприятий, а с ними и количество институтов поддержки бизнеса. Насколько они эффективны - в материале РБК+ Петербург

В Петербурге более 2 млн человек вовлечены в частный бизнес — это свыше 60% трудоспособных горожан, подсчитали в Смольном. Как малому бизнесу эффективнее развивать свое дело, какие возможности и инфраструктура есть для этого в Петербурге — обсудили эксперты, представители городской администрации и предприниматели в рамках делового завтрака РБК Петербург «Инфраструктура партнеров малого бизнеса».

Сомасштабная поддержка

По данным ФНС, на 1 января 2023 года в Петербурге насчитывалось 388 тыс. коммерческих организаций — 196 тыс. юрлиц и 192 тыс. ИП. При этом число действующих ИП уже превысило доковидный уровень на 7%. Растет и число малых и средних предприятий. «Такой масштаб бизнеса требует от нас как органов власти — сомасштабной поддержки», — отметил председатель Комитета по промышленной политике инновациям и торговле (КППИТ) Кирилл Соловейчик.

Кирилл Соловейчик, Комитет по промышленной политике инновациям и торговле (КППИТ)
Кирилл Соловейчик, Комитет по промышленной политике инновациям и торговле (КППИТ) (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

Городские площадки для бизнеса: «Центр поддержки экспорта», АО «Технопарк Санкт-Петербурга», который помогает инновационным кампаниям, «Центр развития и поддержки предпринимателей», «Фонд содействия кредитованию», который обеспечивает гарантийную поддержку и микрокредитование, и «Фонд развития субъектов малого и среднего бизнеса».

Однако само отношение к господдержке у предпринимателей сильно отличается. Так, часть выступает за более интенсивное развитие господдержки и увеличение финансирования. Другая, наоборот: все структуры закрыть, а на освободившиеся средства уменьшить бизнесу налоги. «Полагаю, истина где-то посередине. Для успешного развития бизнесу нужны госпрограммы и защита интересов», — говорит председатель совета Союза малых предприятий Владимир Меньшиков.

Владимир Меньшиков, Союз малых предприятий
Владимир Меньшиков, Союз малых предприятий (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

Отраслевой подход

Именно поэтому инфраструктура партнеров малого бизнеса сегодня — это не только государственные центры и фонды, но и общественные организации и даже институт франчайзинга. «В Петербурге более 50 общественных организаций бизнеса, отраслевых и межотраслевых, — рассказал Владимир Меньшиков. — Реально работающих из них 15-20. Но мне кажется, это важный институт партнерства. Во-первых, это не требует бюджетных затрат. Во-вторых, если люди объединяются, это говорит о том, что у них есть общие ценности и/или проблемы».

Эффективность такого подхода видна на примере ювелирного бизнеса, который в 2023 году объединился после отмены для отрасли права пользоваться упрощенной системой налогообложения. Как рассказал основатель ювелирной компании «Диомида» Армен Манукян, после введения с 1 января 2023 года соответствующего закона, малый ювелирный бизнес начал исчезать. «Мы создали свою инфраструктуру поддержки друг друга — Ассоциацию малого ювелирного бизнеса, и пытаемся выжить, — говорит Манукян. — В этом году нас принудительно перевели на НДС. И никто не учел, что в каждом ювелирном магазине есть сотни изделий — на миллионы рублей, это остатки прошлых лет. При их продаже НДС для нас превращается в оборотный налог. И сегодня уже 25% малых предприятий сектора ушли с рынка».

Армен Манукян, «Диомида»
Армен Манукян, «Диомида» (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

Итог для отрасли печальный: «В 1990-ые рынок был черный, потом он исчез, поскольку стало экономически нецелесообразно так работать. Сейчас нас опять загоняют в эти рамки, судя по статистике онлайн платформ, так если в начале года на «Авито» продавалось 30 тыс. ювелирных изделий, то теперь 600 тыс.», — отметил ювелир. И это на фоне строгого регулирования ювелирной отрасли и грядущей маркировки — как самих изделий, так и остатков.

Отсюда следует важное условие для развития бизнеса — разумное и предсказуемое регулирование. «У нас в союзе — предприятия сферы потребительского рынка. Им меры поддержки нужны меньше, за исключением займов и защиты их прав. Но хотелось бы получить видение того, что государство планирует в долгосрочной перспективе и в части законодательного регулирования, и в части мер поддержки», — поясняет Владимир Меньшиков.

Счастливый общепит

Среди отраслевых улучшений бизнес обсуждает послабления для общепита — недавно отрасль освободили от НДС для того, чтобы компании могли расти и не дробиться, чтобы использовать упрощенку. Однако от того, что общепит освободили от НДС, легче ему не стало, прокомментировал Павел Крупин, основатель стрит-фуд сети «Vлаvаше»: «Да, НДС для нас убрали, но добавили налог на прибыль — теперь он 20%. Это помогло крупным холдингам, но средним компаниям — нет».

Павел Крупин, стрит-фуд сеть «Vлаvаше»
Павел Крупин, стрит-фуд сеть «Vлаvаше» (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

Выходом становится развитие партнерской франчайзинговой сети. «Через него мы можем масштабироваться, не уходя в НДС, — пояснил Павел Крупин. — Маржа небольшая, наценка небольшая, количество сотрудников и количество труда, который мы производим, не отличается от крупного ресторанного бизнеса. Но мы пошли через партнеров и вместе с ними стали открывать предприятия, поскольку это реальная поддержка для малого бизнеса».

Льготные кредиты

Важной частью инфраструктуры поддержки малого бизнеса являются банки. Как отметил управляющий отделением Сбербанка по Санкт-Петербургу Алексей Ушенин, повышенным спросом у предпринимателей пользуются льготные кредиты в рамках программ господдержки. Так, по программе Минэкономразвития (МЭР) за 2022 год с клиентами малого и микробизнеса Северо-Западного банка Сбербанк заключил более 3 тыс. кредитных договоров на сумму более 14 млрд руб.

Алексей Ушенин, Сбербанк по Санкт-Петербургу
Алексей Ушенин, Сбербанк по Санкт-Петербургу (Фото: Северо-Западный банк ПАО Сбербанк)

Такое большое число выдач по программе МЭР в банке связывают и с развитием самого процесса кредитования. «Получение кредитов онлайн в рамках Программы позволило выдавать небольшие кредиты в большем количестве», — добавил Ушенин.

Бизнес также активно пользуется государственными программами Минсельхоза (Постановление правительства 1528) и промышленной ипотеки (Постановление Правительства 1570).

Кадры и лимиты

Другое важное направление, требующее поддержки — набор и обучение кадров. Так, генеральный директор компании «Ромра» Николай Хохряков отметил две проблемы, требующие урегулирования для малого производственного бизнеса, — это лимиты по оборотам компании и численность персонала.

«Численность для малой компании ограничена 100 работниками, но у нас, в основном, работают женщины. В итоге 7-8 из них в декрете, 2-3 болеют. Да, по документам это 100 человек, но по факту работает 70-80, и мы не можем нанять новых, так как ограничены лимитом, — рассказал Хохряков. — Нужно сделать для нас, как сделали для общепита — его освободили от НДС и подняли им численность предприятия до 300 человек».

Николай Хохряков, «Ромра»
Николай Хохряков, «Ромра» (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

Кроме того, растут и зарплаты. «Сейчас соискатели смотрят работу на Hh.ru на 120-160 тыс. С лимитами по обороту для малого бизнеса это невозможно, пропорционально растут и налоги», — поясняет Николай Хохряков. И если крупные компании могут предложить зарплату выше, то малый бизнес из гонки за кадры выбывает.

Отсутствие кадров приводит и к замедлению развития бизнеса. «Наши мощности позволяют открывать 10-12 точек в месяц, а открываем 5-6, именно из-за отсутствия персонала, — отметил  Павел Крупин. — В Москве недавно открыли 6 точек сети, а персонал для них привезли из Петербурга».

Обучить самим

Закрывают дефицит персонала предприятия разными способами. Так, Сергей Чистый, генеральный директор ООО «Рассвет», занимающейся производством кожгалантереи, рассказал о своем опыте сотрудничества с колледжами. «Выпускники колледжей не хотят работать по специальности, а чтобы выпускник хоть как-то задержался на производстве, ему нужен сразу оклад опытного сотрудника. Если бы было субсидирование подготовки кадров со стороны государства, это бы помогло отрасли. Я бы взял больше рабочих», — добавил он.

Сергей Чистый, ООО «Рассвет»
Сергей Чистый, ООО «Рассвет» (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

Еще одним интересным трендом Сергей Чистый называет взросление стажеров. «Большую заинтересованность в работе проявляют не 18-летние, а 30-летние, но научить их специальности могут только сами предприятия. И здесь появляется новая проблема — прибывшим на обучение из небольших российских городов и поселков, где с работой значительно хуже, чем в Петербурге, нужны общежития, куда они могли бы поселиться на первые 1-2 месяца», — отметил предприниматель.

Решением может стать открытие учебного центра, где можно готовить кадры как для своего предприятия, так и для других, в этом случае можно рассчитывать на получение субсидии, отметил Кирилл Соловейчик.

Системный подход

Выходом может стать и более активное привлечение самозанятых как для создания учебных центров, так и развития бизнеса в целом. В Петербурге на сегодняшний день, по подсчетам ФНС, уже 500 тыс. самозанятых. «Одна из наших задач — помогать самозанятым переходить на более устойчивые формы ведения предпринимательской деятельности, — отметил Валерий Берсенев, директор НО «Фонд развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт— Петербурге» (Центр «Мой бизнес»). — В первую очередь нам важно продвигать самозанятых на таких сервисах, как "Профи.ру", "Авито", то есть, научить их работать с цифровыми продуктами, которые напрямую способствуют увеличению спроса на товары и услуги самозанятых. Также нам важно разъяснить, что доход 2,4 млн руб. в год — это не предел, а статус индивидуального предпринимателя или регистрация юрлица дает им возможность расти — в том числе нанимать работников, брать более ответственные заказы. Кстати, по госзаказу самозанятые в России в прошлом году заработали 1 трлн руб. Представляете, какой масштаб возможностей открывается в случае масштабирования», — сообщил Валерий Береснев.

Валерий Берсенев, Центр «Мой бизнес»
Валерий Берсенев, Центр «Мой бизнес» (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

Однако нередко малый бизнес испытывает трудности уже на старте, хотя их вполне можно было бы избежать или минимизировать. Например, при регистрации товарного знака. По словам основателя рекламно-производственной компании "Буква Led" Павла Рябинина, в Петербурге на это уйдет до 1,5 лет.

Павел Рябинин, «Буква Led»
Павел Рябинин, «Буква Led» (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

«Любое непонятное слово в названии бизнеса требует подтверждения. И любая вывеска — очень долгие согласования. В отличие от Казани, где аналогичный процесс занимает 7 дней, или Москвы, где можно не согласовывать вывеску, если ты в ней уверен. У нас же процесс согласования имеет заявительный характер, то есть нужно подготовить и подать проект, а потом два месяца ждать ответ», — отметил он.

Ольга Жукова, Общественный совет по развитию малого предпринимательства при губернаторе Петербурга
Ольга Жукова, Общественный совет по развитию малого предпринимательства при губернаторе Петербурга (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

По словам исполнительного директора Общественного совета по развитию малого предпринимательства при губернаторе Петербурга Ольги Жуковой, сегодня форм поддержки малого бизнеса намного больше, чем когда-либо. Но многие системные проблемы остаются не разрешенными: налогообложение микробизнеса, высокие цены на подключение к энергоносителями, ситуация с вывозом твердых бытовых отходов и другие. Они требуют комплексного решения с привлечением самого бизнеса. 

Экспертиза Не бояться цифры: зачем малому бизнесу большие данные
Содержание
Закрыть