От первого лица , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Как меняется доступ к информации о недвижимости и земле в Петербурге

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба
Руководитель Управления Росреестра по Санкт-Петербургу Владимир Корелин — о ключевых изменениях в деятельности ведомства в 2022 году.

За год региональное Управление Росреестра обрабатывает свыше 1 млн заявок. Как работа с ними меняется в условиях цифровизации, какие запросы граждан и бизнеса теперь обрабатываются быстрее, а также о новом земельном банке — в интервью РБК+ Петербург рассказал руководитель Управления Росреестра по Санкт-Петербургу Владимир Корелин.

Код доступа

— Какие задачи стояли перед Управлением Росреестра по Санкт-Петербургу в 2022 году?

— Мы выстраивает свою работу с учетом приоритетов, определенных поручениями Президента РФ, Правительства и руководства федерального Росреестра. Главное для нас — максимально обеспечить удовлетворение современных запросов государства, граждан и бизнеса.

— Над чем сейчас работает управление?

— Над повышением качества и доступности государственных услуг и эффективности исполняемых функций. Мы обеспечиваем непрерывное сопровождение рынка недвижимости, реализацию государственных программ, участвуем в социально-значимых проектах Росреестра.

— Как изменилась работа управления после переподчинения правительству РФ?

— Росреестр перешел в прямое подчинение правительству в 2020 году. Тогда же ему были переданы полномочиями по нормативно-правовому регулированию земельных и имущественных отношений в части гражданского оборота недвижимого имущества. За последние годы по инициативе Росреестра было принято более 40 федеральных законов. Нововведения направлены на оптимизацию, упрощение учетно-регистрационных процедур и для удобства клиентов Росреестра.

— Можете привести примеры таких «оптимизаций»?

— Например, 478-ФЗ, продливший срок «дачной амнистии». В Петербурге, в силу нашей городской специфики, таких объектов не так и много. Тем не менее, в этом году поставлено на кадастровый учет с одновременной регистрацией права собственности в упрощенном порядке 1,4 тысячи жилых домов и объектов недвижимости в садоводствах и на участках ИЖС.

— Какие еще изменения внесены этим законом в механизм оформления прав на объекты недвижимости?

— Они коснулись объектов, в отношении которых отсутствуют правоустанавливающие документы. Сегодня гражданин имеет право на бесплатное оформление в собственность земельного участка, на котором расположен жилой дом, возведенный до 14 мая 1998 года и используемый для постоянного проживания, в случае отсутствия документов на дом и земельный участок. Ранее оформление прав на такие объекты было возможно только в судебном порядке. Кроме того, теперь законодательством определено, что если земельный участок предоставлен гражданину до дня введения в действие Земельного кодекса РФ — до 30 октября 2001 года — на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, такой земельный участок считается предоставленным ему на праве собственности. Исключение, если такой участок в соответствии с федеральным законом не может предоставляться в частную собственность.

Банк земли и единый реестр

— Как продвигается реализация инициативы Росреестра о создании единого ресурса о земле и недвижимости?

— В целях реализации программы Президентом России даны поручения главам субъектов. Руководителем Росреестра О.А.Скуфинским перед территориальными органами ведомства поставлена задача по эффективному взаимодействию с ними. В городе работа ведется совместно с профессиональной командой Правительства Петербурга в рамках утвержденной губернатором и петербургским управлением Росреестра «Дорожной карты по наполнению ЕГРН необходимыми сведениями». Среди первоочередных мероприятий — реализация проектов картографического и геодезического обеспечения территории города, исправление накопившихся реестровых ошибок. В этом году будет исправлено 97 реестровых ошибок.

1 декабря 2021 года Правительство РФ утвердило государственную программу «Национальная система пространственных данных», реализация которой рассчитана до 2030 года. По ней данные различных информационных ресурсов будут консолидированы. Результатом будет современная отечественная государственная цифровая геоплатформа.

— Что это даст?

— Созданные на базе Единой цифровой платформы цифровые сервисы предоставят необходимый функционал и инструментарий, с помощью которых органы власти, бизнес и граждане смогут оперативно получать комплексные сведения о земле и недвижимости. Это важно для оказания качественных государственных услуг. Для органов государственной власти — это хорошее подспорье в принятии решений управления территориями, в сфере строительства и эффективного использования земель.

— Как оцениваете первые результаты проекта Росреестра «Земля для стройки»?

— Это важный инструмент для эффективного использования городских земельных участков. Суть проекта заключается в том, что Росреестр вместе с органами исполнительной власти проводит анализ эффективности использования земельных участков, в том числе находящихся в федеральной собственности, для определения возможности вовлечения их в оборот для жилищного строительства. Данные отражаются на Публичной кадастровой карте (pkk.rosreestr.ru). При обращении к ресурсу можно выбрать свободные земельные участки, имеющие потенциал вовлечения в оборот в целях жилищного строительства, заполнить форму и направить заявку в Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга.

— Сколько сейчас в «Банке земли» таких участков?

— Сейчас это 56 земельных участков для ИЖС. По итогам тендеров, проведенных в 2022 году, 14 из них уже вовлечены в оборот под жилищное строительство.

Цифровизация услуг

— Насколько активно идет цифровизация услуг Росреестра?

— Цифровизация — тренд современности. Этот формат выбирают все больше наших клиентов. В Санкт-Петербурге более половины обращений по регистрации прав и кадастровому учету поступает в электронном виде. От органов государственной власти — 90%.

— Использование интернет ресурсов может нести риски мошеннических действий, как этому противостоят?

— Росреестром был инициирован закон, направленный на обеспечение защиты персональных данных и предотвращение мошеннических действий. В интернете можно встретить «сайты-двойники» Росреестра, предлагающие услуги предоставления выписок из ЕГРН, а фактически, перепродающие непроверенную информацию. Сегодня введен законодательный запрет на существование таких сайтов и перепродажу сведений Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН). По нему уже заблокировано более 300 сайтов.

— Что изменится с 1 января 2023 года?

— Росреестр полностью перейдет на электронное взаимодействие с органами государственной власти, а с 1 января 2024 года и с юридическими лицами.

— Какие преимущества это дает, уже есть понимание?

— Процедура становится более четкой, удобной и быстрой. C 29 июня 2022 года Росреестр уже перешел на безбумажный документооборот с МФЦ. Сотрудники МФЦ переводят в электронный вид поступающие документы, заверяют их цифровой подписью и в электронном виде передают в Управление Росреестра. Таким образом мы исключили временные затраты на логистику, поэтому государственный регистратор может быстрее приступить к правовой экспертизе документов и направить результат в МФЦ для выдачи клиентам. В результате средний фактический срок по заявлениям на регистрацию прав, принятым в офисах МФЦ, сократился за первый же месяц в два раза и составил два рабочих дня.

— Какие задачи ставите перед петербургским управлением Росреестра на 2023 год?

— Продолжить работу по улучшению услуг Управления. В этом нам помогает обратная связь от представителей Нотариальной и Торгово-промышленной палат Санкт-Петербурга, Союза промышленников и предпринимателей, саморегулируемых организаций застройщиков и кадастровых инженеров, риелторского и научного сообществ, СМИ. Вместе мы обсуждаем возникающие проблемные вопросы в рамках заседаний Общественного совета при Управлении. Они стали хорошей площадкой для отработки решений и неким барометром, по которому мы выявляем болевые точки, а также точки роста.

Также важным направлением останется информационная поддержка и помощь в подготовке документов для постановки на кадастровый учет и государственной регистрации прав на объекты газификации и газоснабжения. Это крайне важно для повышения качества жизни людей, социально-экономического развития территорий нашей страны.

Содержание
Закрыть