#74 Недвижимость СПб, 1 декабря 2022
Рыночный расклад , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Школа как центр притяжения

Образовательный центр «Формула»
Образовательный центр «Формула» (Фото: ГК «А101» )

По данным застройщиков, наличие качественных объектов социнфраструктуры важно для 60% клиентов, наравне со стоимостью жилья, разнообразием планировок и безопасными дворами. О том, как школы и детские сады становятся магнитом для покупателей и драйвером развития территорий — в материале РБК+ Петербург.

Залог конкурентоспособности

Не секрет, что изначально многие застройщики воспринимали строительство школ и садиков как навязанные властями обременения, приводящие к удорожанию проектов. Постепенно отношение стало меняться, сейчас девелоперы понимают, что социальная инфраструктура — одна из важнейших составляющих комфортной жилой среды, особенно в масштабных проектах. Современные, качественные школы могут стать отличительным знаком проекта и магнитом для покупателей.

«Качественная социальная инфраструктура, как и районная сервисная инфраструктура — это неотъемлемая часть девелоперского продукта. Наличие хороших школ и детских садов находится в «первой пятерке» запросов у примерно 60% покупателей жилья», — приводит данные опроса директор дирекции «Социальные объекты» ГК «А101» Юлия Чернец. Осенью 2022 года компания объявила о выходе на рынок Ленобласти с проектами комплексного освоения территории во Всеволожске и Лаголово (Ломоносовский район).

Эксперт уверена, что хорошая школа в пешей доступности уже является не столько преимуществом проекта, сколько залогом его конкурентоспособности в принципе. «Школа может и должна быть точкой притяжения района, центром общественной жизни в нем. В ней можно устраивать мероприятия семейного формата, организовывать лекции для всех желающих, проводить районные или даже межрайонные спортивные соревнования. Но чтобы стать таким центром и при этом давать ученикам качественное и всестороннее образование, сама школа уже сегодня должна быть совсем другой», ­— подчеркивает Юлия Чернец.

Новые требования

Современным ученикам неуютно в классической коридорной системе и в классах, где можно только сидеть и получать от учителя готовые знания, глядя в затылок друг другу и на учителя. «Сегодня школа должна дать ученикам возможность свободно двигаться во время урока и самим определить, как решить поставленную задачу», — уверена глава образовательного проекта «Лернити» Елена Булин-Соколова.

Помещения должны способствовать гибкому формированию групп и легко трансформироваться — например, нужно предусмотреть возможность перемещения мебели, когда это требуется для какой-то активности, наличие в классе нескольких центров фокусировки внимания группы — магнитно-маркерных поверхностей, чтобы записывать идеи во время обсуждения, мультимедийных проекторов, чтобы презентовать проектные решения, добавляет Булин-Соколова.

Образовательный центр «Формула»
Образовательный центр «Формула» (Фото: ГК «А101» )

Эксперт отмечает, что для качественной групповой работы пространств классов бывает недостаточно. «Тогда ученики могут использовать открытые пространства вне класса, в том числе, работая там вместе с учителем, — говорит Булин-Соколова. — Большей открытости содействуют и окна во всю стену и прозрачные вставки в двери и стены классов. Они обеспечивают зрительный контакт тех, кто снаружи с теми, кто внутри».

Практичное обучение

Современная школьная программа претерпела множество изменений, и новые школы должны им соответствовать. «Дети выполняют много совместных проектов, у них появились новые дисциплины, такие как конструирование, прототипирование, информационные технологии, биотехнологии, робототехника и медицина. Все они требуют других площадей, дополнительных инженерных мощностей и специального оборудования», — отмечает Юлия Чернец. В итоге в школах появляются лаборатории и мастерские, IT-полигоны и кулинариумы, гидрологические фермы и швейные мастерские.

Образовательный центр «Формула»
Образовательный центр «Формула» (Фото: ГК «А101» )

С ней согласна Мария Андрианова, директор школы «Формула» (ГБОУ Школа № 338 в Новой Москве), которая добавляет, что оценки уже далеко не всегда являются для современных школьников достаточной мотивацией. «Детям важно заниматься тем, что им по-настоящему интересно. И не просто читать об этом, а реализовывать проекты на практике. При этом стоит учитывать и все углубляющуюся специализацию школьного образования. Например, в нашей школе ученики старших классов выбирают для себя одно из нескольких направлений: естественно-научное, социально-экономическое, технологическое или гуманитарное», — говорит она.

У школы для этого должны быть соответствующие технические возможности. В «Формуле», например, работают IT-класс и медиа-класс. В них дети обучаются основам программирования или медиа-продакшена, получая знания по своим будущим профессиям уже на школьной скамье, рассказывает Андрианова. По ее словам, более 80% учеников заняты на внеурочных занятиях, секциях и кружках прямо в здании школы. Среди дополнительного образования более всего востребованы танцы, театральная студия, спортивные занятия.

Подход к организации спортивных площадок и их наполнения тоже меняется. «Это не только классический спортзал или площадка во дворе, а скалодромы, современные памп-парки для любителей скейтбординга или площадки для воркаута. Причем, пользоваться ими могут не только дети, но и их родители, а также просто жители соседних кварталов, помогая сделать школы социокультурным центром района», — добавляет Елена Булин-Соколова.

Образовательный центр «Формула»
Образовательный центр «Формула» (Фото: ГК «А101» )

Для укрепления семейных связей «Лернити» разработало программы по взаимодействию с родителями учеников, которые начинаются еще до того, как дети пошли в школу. Затем помогают им на всех этапах взросления ребенка. «В нашем Родительском клубе «Дом» мы учим взрослых играть с детьми, выбирать с ними книжки и вместе читать, сочинять сказки на ночь, вместе смотреть кино, развивая при этом привязанность малышей, формируя уважительные взаимоотношения с младшими школьниками, добиваясь взаимопонимания с подростками. Для нас очень важно не ограничивать лекциями, семинарами, дискуссиями. Мы создаем пространства, где родители могут вместе с детьми реализовывать интересные проекты и с удовольствием проводить досуг», — отмечает эксперт.

Цена изменений

Создание объектов, отвечающих современным запросам детей и родителей, сопоставимо с возведение типового проекта, говорят эксперты. Главное — правильное использование площадей. По оценкам генерального директора компании ED Architecture Елены Араловой, авторское нетиповое здание школы в пересчете на 1 кв. м стоит ровно столько же, сколько типовое. «В среднем это 80 тыс. руб. на 1 кв. м, в регионах и 130 тыс. руб. на 1 кв. м. в Москве. Это ценник на реализованные нашей компанией проекты в Тюмени и Москве соответственно», — отмечает она.

При этом пространство в современных школах используется гораздо эффективнее, в первую очередь, за счет гораздо меньшей площади коридоров. «В российской школе на ребенка в среднем приходится 20-24 кв. м., в той же Финляндии — порядка 16 кв. м., а в уникальных российских проектах, например, в школах, построенных ГК «А101» показатель может составлять и 13,5 кв.м. Конечно, все необходимые для учебного процесса помещения в финских школах есть в полной мере. Сэкономленные на площади деньги можно направить на более качественные интерьерные и инженерные решения», — подчеркивает Елена Аралова.

По данным Юлии Чернец инвестиции в создание социальных объектов зависят, прежде всего, от расчетного количества мест в них. По стандартам ГК «А101» сегодня в рамках московских проектов это 2,5 млн руб. на одного ученика или воспитанника детского сада.

Главный элемент

По оценкам ED Architecture прогрессивных школ, которые учитывают все современные тенденции по проектированию пространства, менее 1% от общего объема возводимых в стране. «Пока подобная практика в основном ограничивается Москвой и только начинает распространяться на Петербург и регионы», — констатирует Елена Аралова.

Но надо понимать, что здания, построенные по новаторским проектам и оснащенные современной техникой, не принесут никакого эффекта без учителей, разделяющих современные подходы к образованию. Чтобы привлечь таких педагогов, «Лернити» проводит конкурсный отбор в рамках проекта «Учитель Новой Москвы».

Помимо работы в уникальной школе победители получают дополнительные бонусы. Например, ипотеку на льготных условиях от банков-партнеров ГК «А101». Для преподавателей школ в районах проводятся обучающие курсы, которые помогают им не только эффективнее использовать образовательные пространства, но и внедрить в свою работу новые методики.

«Одним из главных требований к учителю является готовность и желание все время учиться самому, показывать детям, как он чего-то не умел и учился этому. Эти же подходы будут использованы и в петербургской агломерации», — заключает Елена Булин-Соколова.

Инновации Новая стратегия развития строительной отрасли
Содержание
Закрыть