#74 Недвижимость СПб, 1 декабря 2022
Инструменты , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Сбалансированная среда

Фото: ru.freepik.com
Фото: ru.freepik.com
Подход застройщиков к созданию нежилой инфраструктуры в новых проектах претерпевает изменения.

Доля нежилых помещений в новых проектах в Петербурге и области растет. По оценкам девелоперов, за последние 7 лет она выросла вдвое до 8-10% в общем объеме застройки. Как отмечают консалтеры, этот рост коснулся не только площадей коммерческих помещений на первых этажах жилых зданий, но затронул паркинги, кладовки и общественные зоны. Во сколько это обходится покупателям, и какие преимущества создает для жизни — в материале РБК+ Петербург.

Двойной рост

Если в 2015 доля нежилых помещений на первых этажах новостроек занимала 2-5% от общего объема застройки, то уже к 2020 году она увеличилась до 6-7%. В некоторых жилых комплексах этот показатель может доходить до 8-10%, говорит директор по маркетингу ГК «Ленстройтрест» Ян Фельдман. ­

«По моему мнению, средний уровень — порядка 6-7% от общего объема застройки — будет оптимальным с точки зрения насыщенности новых кварталов объектами торгово-бытовой инфраструктуры, эффективности работы таких площадей для собственников и сохранения необходимого уровня конкуренции в локации», — добавляет Фельдман.

Ян Фельдман, ГК «Ленстройтрест»
«Средний уровень — порядка 6-7% от общего объема застройки — будет оптимальным с точки зрения насыщенности новых кварталов объектами торгово-бытовой инфраструктуры», — говорит директор по маркетингу ГК «Ленстройтрест» Ян Фельдман.

Эти небольшие, на первый взгляд, цифры включают в себя весь комфорт будущего проживания в новом жилом комплексе: спортивную инфраструктуру, библиотеки, коворкинги, клубы по интересам, уличный формат торговли, паркинги, кладовые и места для общения жителей. Все, что вам может понадобиться в повседневной жизни.

Паркинги и кладовки

Подход застройщиков к созданию нежилых помещений в новых ЖК меняется вслед за увеличением их доли. Все чаще в домах появляются подземные паркинги, а число парковочных мест стабильно увеличивается. В крупных городах это связано с тем, что покупатели становятся более требовательными. Парковочные места для них — необходимый элемент комфортного проживания.

«Застройщики видят эту тенденцию и учитывают при строительстве объектов, — говорит вице-президент Becar Asset Management Катерина Соболева. — Некоторые компании специально предусматривают спуск в паркинг на лифте. Другие стараются удешевить стоимость проекта и создают отдельные входы».

В домах комфорт-класса количество квартир примерно в три раза превышает число машино-мест, отмечает Соболева. Все дело в том, что в таких домах довольно много небольших квартир (студий и однокомнатных). Как правило, их покупают либо молодые люди, которые еще не приобрели автомобиль, либо инвесторы для последующей сдачи в аренду. В проектах бизнес-класса квартир больше чем парковочных мест примерно в 1,5-2 раза. Соответственно, не каждая квартира продается с машино-местом.

Спрос на паркинги достаточно устойчив и зависит от динамики спроса на квартиры, хотя эта зависимость не прямая, а связана со степенью заселенности комплекса, с насыщенностью парковочными местами в локации, говорит начальник отдела маркетинговых исследований и аналитики «Главстрой Санкт-Петербург» Владислав Фадеев.

«Спрос на паркинги находится на сопоставимом с 2021 годом уровне, несмотря на то, что общий спрос на квартиры снизился вследствие экономической ситуации», — добавляет он.

ГК «Ленстройтрест» делает ставку на наземные парковки — строит отдельно стоящие многоярусные паркинги и подземные автостоянки. Количество машино-мест при этом определяется нормативами. «Мы не видим смысла строить больше с учетом развития каршеринга и доступности такси. Люди хотят, чтобы внутренняя территория использовалась функционально: рядом с домом были пункты проката велосипедов и парковка автомобилей каршеринга», — поясняет позицию компании Ян Фельдман.

Другая тенденция на рынке — сокращение площадей квартир. В результате возникает проблема хранения вещей. «Поэтому застройщики предлагают к покупке кладовые помещения, которые зачастую располагаются прямо на этаже. Стоят они от 50-100 тыс. руб., — говорит Катерина Соболева. — Сейчас эта тенденция прослеживается в проектах «Группы ЛСР», ГК «ПИК» и Setl Group».

Катерина Соболева, Becar Asset Management
«Другая тенденция на рынке — сокращение площадей квартир. В результате возникает проблема хранения вещей. Поэтому застройщики предлагают к покупке кладовые помещения, которые зачастую располагаются прямо на этаже», — отмечает вице-президент Becar Asset Management Катерина Соболева

Коммерция как знак отличия

Подход застройщиков к коммерческим помещениям меняется по мере того, как девелоперы учатся эффективнее их проектировать и сдавать в аренду или продавать.

Меняется само восприятие коммерческих помещений, подчеркивает Владислав Фадеев. «Сейчас коммерческие помещения являются необходимым элементом и зачастую отличительной особенностью жилых комплексов, — говорит он. — Они помогают создать насыщенною инфраструктурными объектами среду для жителей. Например, в наших жилых комплексах «Северная долина» и «Юнтолово» уже сегодня работает более 450 коммерческих объектов. При этом грамотное проектирование помещений на ранней стадии позволяет эффективно сдавать их в аренду в дальнейшем (или продавать), тем самым максимизировать прибыль».

Владислав Фадеев, «Главстрой Санкт-Петербург»
«Сейчас коммерческие помещения являются необходимым элементом и зачастую отличительной особенностью жилых комплексов, — говорит он. — Они помогают создать насыщенною инфраструктурными объектами среду для жителей», — подчеркивает начальник отдела маркетинговых исследований и аналитики «Главстрой Санкт-Петербург» Владислав Фадеев.

Такой подход стал уже не исключением, а скорее частой практикой, поскольку грамотно спланированная торговая инфраструктура может способствовать продаже жилья, а в дальнейшем поддерживать имидж жилого проекта, подтверждает заместитель директора департамента консалтинга Nikoliers Евгения Кулеш.

В сегменте масс-маркета на коммерческие помещения приходится 3-5% от продаваемой площади жилого комплекса, в зависит от класса жилья, высотности и окружения объекта. Например, в малоэтажном ЖК «Любоград» в Стрельне помещений под магазины и кафе будет немного, говорит генеральный директор Агентства недвижимости «КВС» Анжелика Альшаева. «Во-первых, число жителей в этом объекте будет относительно небольшим, во-вторых, район уже развит и неподалеку есть гипермаркеты и другая коммерческая инфраструктура», — поясняет Альшаева.

За последние пару лет коммерческие помещения в новостройках подорожали в пределах 30-40%, говорят девелоперы. Наиболее востребованный метраж — от 30 до 70 кв. м, для крупных арендаторов интересен формат до 200 кв. м.

«В фокусе внимания инвесторов как небольшие дома в районах со сложившей инфраструктурой, так и крупные проекты комплексной застройки, в хорошей локации и активно развивающиеся. Состав арендаторов, как правило, зависит от класса недвижимости», — отмечает Ян Фельдман.

Арендаторам всегда интересно располагаться в составе новых жилых проектов, подчеркивает Евгения Кулеш. «Особенно комфортно в них себя чувствуют продуктовый ретейл, некоторые форматы общепита (кофейни, пекарни), аптеки и сервисный профиль: медицинские кабинеты, салоны красоты, детские центры», — добавляет эксперт.

Евгения Кулеш, Nikoliers
«Арендаторам всегда интересно располагаться в составе новых жилых проектов. Особенно комфортно в них себя чувствуют продуктовый ретейл, некоторые форматы общепита (кофейни, пекарни), аптеки и сервисный профиль», — говорит заместитель директора департамента консалтинга Nikoliers Евгения Кулеш.

Баланс интересов

Спрос на коммерческую недвижимость в текущей ситуации упал. «В течение этого года мы наблюдали снижение стоимости аренды на коммерческие помещения в городе за исключением двух категорий: во-первых, помещений для супермаркетов, во-вторых, небольших помещений до 50 кв. м, которые могут быть использованы под разные нужды — например, для ПВЗ интернет-магазинов», — говорит Владислав Фадеев.

Особенно заметно падение спроса отразилось на крупных сделках: таких, как покупка больших помещений под продуктовые гипермаркеты, которые могут стоить 70-80 млн руб., констатирует Анжелика Альшаева. Впрочем, не всегда сами застройщики заинтересованы в продаже всей коммерческой недвижимости на первых этажах зданий.

«Если мы владеем помещением, мы можем самостоятельно выбирать арендатора и, таким образом, влиять на инфраструктуру жилого комплекса. Например, в «Ясно.Янино» мы сдаем помещение медицинскому центру, который принимает пациентов по ОМС: благодаря этому у жителей есть доступ к медицинской помощи», — привела пример Анжелика Альшаева.

Анжелика Альшаева, Агентство недвижимости «КВС»
«Если мы владеем помещением, мы можем самостоятельно выбирать арендатора и, таким образом, влиять на инфраструктуру жилого комплекса», отмечает генеральный директор Агентства недвижимости «КВС» Анжелика Альшаева.

Другие девелоперы и вовсе не продают помещения, а лишь сдают их в аренду. Идея единого управления всеми коммерческими площадями в рамках одного проекта позволяет сделать наполнение проекта более сбалансированным, говорит Евгения Кулеш.

Такой стратегии, в частности, придерживается «Главстрой Санкт-Петербург». «Мы уже несколько лет придерживаемся стратегии сдачи помещений в аренду, что обусловлено желанием создавать равномерную среду проживания в районе, созданную с учетом пожеланий жителей», — поясняет Владислав Фадеев.

Но не у всех компаний есть для этого ресурсы и компетенции, поскольку это не является профильным бизнесом для девелопера. Поэтому чаще всего, коммерческие помещения реализуются, как и квартиры. Однако застройщики могут влиять на заполнение коммерции через проектирование помещений определенного метража, с соответствующими инженерными коммуникациями и другими техническими характеристиками. Также гармонизации наполнения коммерческой инфраструктуры способствуют специальные условия покупки для интересных арендаторов.

Например, ГК «Ленстройтрест» предложила специальные программы для жителей, которые хотят открыть свой бизнес рядом с домом. «Так, у нас открываются пекарни, пиццерии, детские развивающие центры. Мы считаем, что привлечение местных жителей к развитию коммерческой инфраструктуры в новых кварталах — это работающая история», — говорит Ян Фельдман. Пока доля таких сделок незначительна, но в будущем может стать популярной.

Но помимо магазинов, предприятий сферы услуг, торговых объектов и другой коммерческой инфраструктуры девелоперы предусматривают площади, ориентированные на полезные сервисы для жителей — соседские центры, коворкинги, клубы по интересам и т.п. «В каждом нашем квартале — Янила, Юттери, IQ Гатчина и Окла — мы открываем полезные сервисы для новоселов. Такое насыщение новых жилых кварталов социальной инфраструктурой позволяет повысить их привлекательность в глазах жителей и сформировать соседские комьюнити, потребность в которых растет с каждым годом», — резюмирует Ян Фельдман.

Содержание
Закрыть