«За последние полгода, когда многие рынки перестраивались, а фондовый рынок переживал серьезные трудности, владельцы апартаментов не потеряли ничего. Период, когда «все плохо», — это как раз то время, когда ясно видна устойчивость инвестиций в недвижимость. Но, выбирая данный инструмент инвестирования, нужно учитывать несколько факторов.
Петербург является лидером по количеству апартаментов относительно любых российских городов, в том числе и Москвы. Здесь создана большая база объектов, и инвесторы разбираются, какие преимущества есть у того или иного апарт-отеля. Надежность — это один из важных факторов, благодаря которому выбирают апартаменты. При этом наш сегмент рынка не может развиваться без доверия инвестора к управляющей компании и ее проектам. Это доверие позволяет людям, которые занимаются другим бизнесом, вкладывать часть своих денег в недвижимость. При этом с недвижимостью за границей сейчас много негативных кейсов. А недвижимость в России стабильно приносит доход.
Перед покупкой апартаментов нужно четко определить свою цель: зачем вам эта покупка? Если вы покупаете для того, чтобы там жить, то это достаточно нестандартный опыт. Как правило, это решение для весьма небольшой выборки обеспеченных и творческих людей, которые часто меняют место проживания. Глобально апартаменты — это инвестиционная недвижимость. Если вы приобретаете апартаменты с целью инвестировать, то стоит ориентироваться на долгосрочную перспективу. Вложить — и через год заработать в два раза больше, как на спекуляции акциями, не получится. Недвижимость — это некий пенсионный фонд, средства на черный день. Это безрисковый инструмент инвестиций, где нет опасений, что актив может обнулиться или заморозиться.
Для старта инвестиций в этом сегменте рынка коммерческой недвижимости довольно низкий порог входа. Сейчас апартаменты кредитуются банками через ипотеку. Изначально, когда апартаменты только появлялись, ни один банк не давал ипотеку на коммерческую недвижимость. Что касается ликвидности, то апартаменты можно продать, даже когда в экономике кризис. Даже сейчас, на «замершем» рынке, если вы готовы дисконтировать порядка 10%, то у вас их купят.
Апартаменты приносят инвестору стабильный доход с минимальными затратами на управление, так как поиском арендаторов, всеми вопросами обслуживания и сервиса занимается управляющая компания. Я знаю примеры, когда людям приносила доход недвижимость, которую они никогда не видели. А потом решили продать и успешно продали, так ни разу и не увидев.
При этом я не говорю, что нынешняя ситуация позитивно сказывается на нашем бизнесе. С весны 2020 года начался спад в туризме: сначала обусловленный «ковидом», а затем транспортными ограничениями из-за геополитических событий. Но даже на фоне этих негативных факторов заполняемость апартаментов осталась высокой благодаря внутреннему туризму, в том числе деловому. Уровень заполняемости практически всех сервисных апарт-отелей был выше 90%, и лишь сейчас загрузка объектов пошла на убыль, что закономерно с завершением сезона.
Внутренний туризм показал хорошие результаты, перекрыв ожидания от международного туристического потока. При этом, если бы был международный туризм, мы бы получили гораздо лучший результат. Уровень загрузки — это не прямой показатель вашей доходности. Загрузка может быть одинаковой, а вот доход от зарубежных гостей может быть выше, так как они готовы платить за проживание по более высоким тарифам.
Кроме того, арендаторы апартаментов — один из самых подвижных сегментов общества. Так, из-за частичной блокировки Tik-Tok, многие блогеры покинули апарт-отели, а после закрытия ряда зарубежных IT-компаний — уехали представители этой сферы. Но я уверенно могу сказать, что сервисные апартаменты как сегмент коммерческой недвижимости демонстрируют устойчивость к негативной среде и выполняет самую главную функцию — сберегают средства».
Реклама, рекламодатель: ООО «ВЕЛЛ», https://formcity.ru/