Рыночный расклад , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Сезон без Booking

Фото: ru.freepik.com
Фото: ru.freepik.com
Петербургские отели отработали нестандартный летний сезон — без международных систем бронирования и почти без зарубежных туристов.

За 8 месяцев 2022 года Петербург посетили 5,54 млн туристов; 96% трафика пришлось на гостей из российских регионов, подсчитали в «Турбарометре» (пилотный проект комитета по развитию туризма Смольного, Аналитического центра при правительстве РФ и Росстата). После пандемийных ограничений туризм вернулся в Петербург в усеченном виде — без иностранных гостей, а также без Booking и Airnbnb, которые еще недавно были неотъемлемой частью инфраструктуры для путешествий. Кто заменил международные системы бронирования и что изменилось в туризме в новых специфических условиях — в материале РБК Петербург.

Борьба с атрофией

Уход из России международных систем бронирования стал одним из главных обстоятельств, определивших вектор развития туристического рынка в уходящем сезоне. Российские аналоги Booking, которые до весны 2022 года не особенно активно продвигали свои услуги, понимая, что соревноваться с мировыми гигантами бесполезно, начали борьбу за клиента. «Преуспели ostrovok, bronevik, sutochno и другие системы», — сказал Алексей Мусакин, вице-президент Российской гостиничной ассоциации (РГА), на прошедшем в августе «Первом Форсайте отельеров Петербурга». Тем не менее даже все вместе по объему бронирования они не заменили Booking, добавил Мусакин.

Это связано с тем, что, во-первых, снизился общий объем бронирования. Во-вторых, к Booking и Airnbnb были подключены даже небольшие гостиницы, в штате которых нет специалистов по продажам. Процесс переключения на альтернативные системы займет время. «Но самое главное, — говорит Алексей Мусакин, — российским системам бронирования нужны пользователи. Если у туристов молодого и среднего возраста в телефоне всегда был «Букинг», который, придя в Россию, вложил в рекламу десятки миллионов долларов, то сейчас у всех разные системы, которым еще нужно много продвигаться, чтобы стать узнаваемыми».

Таким образом, уход Booking, который фактически заменял отелям собственные службы продаж, создал для них стимул тренировать наполовину атрофированные «мышцы», отметили собеседники РБК Петербург.

Уход Booking, который фактически заменял отелям собственные службы продаж, создал для них стимул наращивать прямые продажи

Наших стало больше

Еще один важный для туристической отрасли тренд — изменение структуры спроса, произошедшее в связи с резким сокращением зарубежного турпотока. За 8 месяцев 2022 года число иностранных гостей города составило 160 тыс., сообщил «Турбарометр». Это больше, чем в пандемийном 2021 году, но существенно меньше, чем в 2019 году, когда доля иностранных туристов в 10-миллионном потоке гостей города достигала 50%.

Несмотря на это, владелец пятизвездочного отеля «Гельвеция» Юнис Теймурханлы считает, что высокий сезон в петербургских гостиницах прошел весьма успешно. Загрузка, по его словам, составляла в июле и августе примерно 60–75%, и это хороший показатель.

Более того, перераспределение турпотока в пользу гостей из российских регионов позволило гостиницам снизить потери от ухода международных систем бронирования, считает собеседник РБК Петербург. Россиянам уже хорошо известно, что агрегатор не бронирует для них отели и никакой привязки к «Букингу» у них уже нет, поясняет Юнис Теймурханлы. «Букинг» не ушел до конца, так как листинги российских гостиниц все равно остались, рейтинги остались, отзывы остались», — говорит отельер. Что касается собственно бронирования, то клиенты активно использовали ресурсы онлайн-тревел-агентств (ОТА), таких как как Яндекс.Путешествия, «Островок», «Броневик», one to trip и других. «Поэтому уже в сам разгар туристического сезона мы не ощущали отсутствия «Букинга», — резюмирует Теймурханлы.

Фактор доверия

С точки зрения размеров комиссий, которые отели платят агрегаторам, разницы между Booking и российскими сервисами нет: выплата составляет те же 15–17%. Однако доверие, которое российские туристы испытывали к Booking, в определенном смысле сыграло на руку отельерам, поскольку российские сервисы пока не вызывают у клиентов такого доверия.В результате прямым следствием ухода Booking из России стал рост прямых продаж в отелях и, как следствие, сокращение комиссий, которые гостиницы выплачивают агрегаторам. «Когда он ушел, пользователи оказались в растерянности: ни один из российских ресурсов не вызывает у них такого доверия, — констатирует Юнис Теймурханлы. — Они охотно используют его как маркетплейс, изучают отели, условия, но на всякий случай бронируют напрямую. Доля прямых продаж выросла стремительным образом. И доля онлайн-агрегаторов упала. Это тренд, играющий в нашу пользу, так как чем меньше бронирований через агрегаторы, тем меньше наши комиссии. Доля прямых продаж уже составляет 70%».

Похожие комментарии дают и другие участники рынка. «От ухода «Букинга» мы существенно сэкономили. По продажам был некоторый спад весной, с наступлением туристического сезона загрузка достигла уровня 2019 года, а в июле-августе даже превзошла», — рассказывает владелец сети отелей и хостелов «Друзья» Сергей Морев.

«Что стало лучше, больше прямых бронирований. Это самый главный плюс. Люди стали искать сведения о гостиницах в интернете, стали сравнивать и выбирать. Иногда им проще найти сайт гостиницы, чем пройти квест по бронированию на отечественных системах», — уверен Григорий Иванов, владелец гостевого дома «15 комнат» и мини-отеля «Безумный дворецкий».

Цены не упали

Вопреки опасениям, перераспределение турпотока в пользу российских граждан не привело к вынужденному снижению цен на гостиничные услуги. Более того, средняя цена за номер оказалась выше прошлого года на 12–14%, по данным компании STR. «Мы понимали, что за высокий сезон переживать не стоит, даже при отсутствии иностранных граждан, — говорит Юнис Теймурханлы, — но, как оказалось, даже в 2020 году их было больше, чем в этом, их объем равнялся 1,5–3%, 95–97% постояльцев — россияне, а из них 90% — это жители Москвы и Московского региона».

Не снижать цены позволил тот факт, что возможность отдыха за пределами России резко сократилась. При фактически закрытом выезде и отсутствии иностранных банковских карт у многих российских туристов высокая цена размещения не стала причиной для отказа от поездок, поясняют участники рынка. На этот раз полными были парковки гостиниц, а трасса Петербург — Москва способствовала притоку туристов из регионов Центрального федерального округа. Кроме того, Петербург также стал транзитным хабом для тех, кто все-таки ехал за границу через Финляндию. «До 9% наших гостей — это транзитные путешественники, отправляющиеся в Европу через аэропорт Хельсинки», — констатирует владелец «Гельвеции».

Всего за 8 месяцев 2022 года, по данным «Турбарометра», в гостиницах Петербурга разместилось 2,31 млн путешественников, это на 6% выше, чем в 2021 году, а остальные останавливались на квартирах у друзей и родственников, а также в съемном жилье, это также был уверенный тренд сезона. Доля гостей в апартаментах и квартирах выросла в несколько раз: если за первое полугодие 2021 года там остановилось 660 тыс., то в 2022 году — более 3 млн.

Новый тип клиентов

Участники рынка отмечают еще один заметный тренд сезона. Начиная со второго квартала среди гостей города увеличилась доля семей с детьми, которым требуются 3–4-местные номера, а количество таких номеров в гостиницах на сегодняшний день минимально, говорит Юлия Кислова, эксперт и редактор «Турбарометра Петербурга». «Фактически в одном номере отеля нужно было разместить четверых взрослых людей, когда родители еще не готовы снимать отдельный номер своим детям-подросткам», — уточняет эксперт.

Владельцы небольших отелей и гостевых домов Петербурга также почувствовали на себе тренд на семейные путешествия. «Нас этот тренд также коснулся, в этом году мы хотели уходить от таких гостей, как семьи с маленькими детьми, переходим в сегмент «премиум», а элитный гость не любит детский шум, — говорит Валерий Фенько, владелец бутик-отеля «Павловские апартаменты». — Но спрос был таким большим, что мы решили сохранить это направление».

В 90% номеров отеля есть кухни, этот формат Валерий Фенько подсмотрел в европейских семейных гостиницах. «Это и помогло привлечь семейных туристов, приезжали даже с грудничками», — рассказывает отельер.

Семейный туризм будет долгим трендом, и соотношение номеров с большим числом спальных мест следует увеличивать, чтобы удовлетворить растущий спрос, отмечают эксперты. Заработать на этом тренде смогли также владельцы квартир и апартаментов. Только на сервисе Avito для краткосрочного найма в Петербурге летом 2022 года предлагалось более 12 тыс. вариантов. Скорее всего, за счет более низких цен по сравнению с отелями. По данным сервиса TravelLine, средняя стоимость ночи в петербургских отелях 4 звезды за июнь—август составляла 9 595 руб., а отелях 5 звезд — 16 616 руб. В апартаментах комнату с удобствами можно было снять за 2–5 тыс.

Разные оценки

Если говорить о влиянии перечисленных трендов на итоговый экономический результат, то игроки рынка расходятся в оценках. В частности, они указывают на то, что переориентация гостиничной отрасли на внутренний туризм оказалась на руку прежде всего тем игрокам, которые не зависят от наиболее состоятельных клиентов. Как отмечает Виктория Шамликашвили, инвестор пятизвездочного бутик-отеля Hotel Indigo St. Petersburg Tchaikovskogo, отсутствие иностранных туристов привело к тому, что пятизвездочные отели недосчитались постояльцев. «Платежеспособного спроса нет, люди вынужденно выбирают дешевое, пусть даже не очень качественное проживание», — уверена отельер.

Что касается иностранных туристов, то их состав с точки зрения географии в этом сезоне существенно изменился: среди иностранцев появились гости из Катара, Арабских Эмиратов, Ливана, Марокко и Вьетнама, сообщила Юлия Кислова. Около 52% иностранного турпотока в Петербург обеспечивают страны дальнего зарубежья, и порядка 48% приходится на представителей стран ближнего зарубежья. Всего иностранцев в Петербурге побывало 160 тыс., что составило менее 4%.

Спасут ли нас арабы

На гостей из арабских стран (таких как ОАЭ, Катар, Бахрейн, Саудовская Аравия, Марокко), а также на туристов из Индии и стран Юго-Восточной Азии власти Петербурга делают особую ставку, рассчитывая, что они смогут компенсировать исчезновение туристов из стран Запада.

Посмотреть «всю Россию» условные «арабские шейхи» могут и из Петербурга, надеются в комитете по развитию туризма. «Арабский шейх не увидит большой разницы между куполами Золотого кольца и собора в Царском Селе», — отметил Сергей Калинчук, маркетолог и один из авторов метабренда «Санкт-Петербург». Он полагает, что за счет презентационных мероприятий к 2025 году Петербург сможет обеспечить 800 тыс. посещений в год иностранных туристов.

Что касается «арабских шейхов», они останавливаются в отелях самого высокого уровня по локации и исходят из наличия люксов — везут с собой свиту, обслуживающий персонал. Такие локации в Петербурге есть вокруг Исаакиевской площади — отели Lotte, Four Seasons, «Астория».

Однако некоторые игроки рынка скептически оценивают надежды привлечь в Петербург массового туриста из арабских стран. «Для них эта культура чуждая. И это тяжелый рынок для нас, у гостей с юга другие представления о жизни и комфорте: они любят яркое, золотое. И холода они не любят. Поэтому могут посещать Петербург только летом. Это сезонная история. Но если город будет продолжать активно продвигать себя, рано или поздно сформируется привычка ездить сюда тоже. Это работа всех — от органов госвласти, прессы до туркомпаний и отелей».

Впрочем, несмотря на ряд объективных сложностей, с которыми сталкивается индустрия гостеприимства, совокупный вклад туристической отрасли в экономику Петербурга скорее внушает оптимизм. За первые восемь месяцев года, по предварительным оценкам, отрасль принесла городскому бюджету порядка 215 млрд руб. В 2021 году этот показатель был почти вдвое ниже и составлял 124 млрд руб.

За первые восемь месяцев года туристическая отрасль принесла Петербургу порядка 215 млрд руб. В 2021 году этот показатель был почти вдвое ниже и составлял 124 млрд руб.

Рыночный расклад Изобретая кофеварку
Скачать Содержание
Закрыть