От первого лица , Санкт-Петербург и область ,  
0 

По разным корзинам: как состоятельные клиенты снижают финансовые риски

Александр Рябинин, Росбанк L’Hermitage Private Banking
Александр Рябинин, Росбанк L’Hermitage Private Banking
Управляющий директор Росбанк L’Hermitage Private Banking Александр Рябинин — о ключевых трендах на рынке private banking и перспективах работы с состоятельными клиентами в составе группы «Интеррос».

К началу лета на банковском рынке произошло сразу несколько серьезных изменений: с 10 июня ключевая ставка ЦБ перестала выражаться двузначным числом, а несколько банков сменили собственников. Среди них Росбанк, который вышел из группы Societe Generale и стал частью группы «Интеррос». Прогнозами о том как ситуация на банковском рынке будет развиваться в дальнейшем, и куда понесут свои капиталы клиенты в сегменте Private после закрытия 3-месячных депозитов под 20%, открытых в марте 2022 года, — в интервью РБК+ Петербург рассказал управляющий директор Росбанк L’Hermitage Private Banking Александр Рябинин.

Сохранить экспертизу

— Росбанк вышел из группы Societe Generale и стал частью группы «Интеррос». Какие ключевые изменения ожидают банк в связи с этим?

— Росбанк и группу «Интеррос», которая была учредителем банка еще в 90-х годах, связывают давние партнерские отношения. По условиям сделки с Societe Generale группа «Интеррос» обеспечит преемственность управленческой команды, то есть весь топ-менеджмент во главе с председателем правления Ильей Поляковым останется в банке. Вся экспертиза, которую мы впитали за время работы внутри группы Societe Generale на уровне менеджмента, остается с нами. Мы продолжим использовать ее в дальнейшей работе, как и следовать высоким международным стандартам корпоративного управления, управления рисками — это важно, особенно в текущих условиях.

— А что изменится для клиентов?

— Для клиентов по факту ничего не изменится, даже реквизиты счетов. После возвращения в группу «Интеррос» мы не становимся банком при промышленной группе, а продолжим развиваться в качестве системно значимого банка и надежного партнера для клиентов. Подчеркну, что Росбанк имеет один из самых высоких показателей норматива достаточности капитала среди российских банков и наивысшие кредитные рейтинги национальных рейтинговых агентств (АКРА, ААА (RU), «Эксперт РА», ruААА). Мы по-прежнему придерживаемся международных стандартов ведения бизнеса со взвешенной риск-политикой и демократичной системой управления. Росбанк также остается привилегированным партнером Societe Generale, что позволяет нам продолжать получать доступ к актуальным международным практикам.

— Какие возможности вы видите для банка и для ваших клиентов в связи с возвращением в группу «Интеррос»?

— Мы продолжали партнерские отношения с «Интерросом» и в тот период, когда являлись частью группы Societe Generale. Поэтому вряд ли стоит ожидать принципиальных изменений. Сохраняется управленческая команда. Возможно, даже ускорятся какие-то внутренние процессы, связанные с принятием решений по тем или иным сделкам. В любом случае, в сложившейся ситуации, у клиентов появилась определенность о будущем банка, понимание, что речь идет о сильном акционере и о намерении Росбанка развиваться.

В любом случае, в сложившейся ситуации, у клиентов появилась определенность о будущем банка, понимание, что речь идет о сильном акционере и о намерении Росбанка развиваться.

— Вы уже упомянули, что сохранили статус привилегированного партнера Societe Generale в России. Что дает вам этот статус в текущей ситуации?

— Это значит, что сохраняется доступ к проектам и методологии Societe Generale по таким важным направлениям для нас, как комплаенс, риск-политика, аудит, управленческие практики. Статус партнера позволит Росбанку продолжить привилегированные коммерческие отношения для поддержки рыночной и инвестиционно-банковской деятельности, private banking.

Недвижимость, вино и золото

— С 2000-х годов банк развивает сегмент private. В чем важность этого направления для банка сегодня, каков потенциал развития у него в Петербурге?

— Росбанк одним из первых в России начал развивать направление private banking. Работа с состоятельными клиентами — это особый бизнес для любого банка, своего рода показатель уровня сервиса, экспертизы команды, свидетельство безупречной репутации и устойчивости позиций кредитной организации. Доверить крупные капиталы можно лишь надежному партнеру. Часто собственники бизнеса или топ-менеджеры компаний — корпоративных клиентов, оценив качество сервиса и прозрачный подход в работе, принимают решение доверить и управление личными финансами. Кроме того, текущие события в целом подталкивают многих клиентов к тому, чтобы открывать счета в крупных стабильно работающих системно значимых банках.

Уже сейчас мы наблюдаем рост и по количеству клиентов, и по объему размещенных средств, и понимаем, что это движение будет продолжаться еще какое-то время. В Санкт-Петербурге, безусловно, мы видим потенциал для развития. Кстати, именно поэтому недавно был открыт новый офис с выделенным пространством для клиентов Росбанк L’Hermitage Private Banking. К нам приходят за комплексным решением для себя, для бизнеса и семьи.

— Какие банковские услуги сегодня в первую очередь интересуют клиентов private?

— С учетом того, что ключевая ставка до 10 июня выражалась в двузначных цифрах, клиенты ориентируются, в основном, на депозиты. Также востребованы государственные облигации. Как в любой турбулентной ситуации, востребованы вложения в недвижимость, в золото.

— То есть после бурного интереса к сложным инвестиционным инструментам, популярным в период пандемии, произошел откат к традиционным способам сохранения капитала?

— Пандемия тоже была периодом турбулентности, но тогда ситуация была иная. Тогда мы надеялись и понимали, что это временное явление и это возможность для того, чтобы зайти в тот или иной актив по интересной цене. Сейчас ситуация продолжает оставаться нелинейной, плюс внешний фон не позволяет клиентам инвестировать в иностранные рынки.

Да и просто клиенты воспользовались возможностью получить депозит под 20% и 15% годовых. Кто-то зафиксировал ставку на три месяца, кто-то на полгода, соответственно. Те депозиты, которые были на три месяца, подходят к концу, и клиенты уже смотрят в сторону новых депозитов или облигаций. В сентябре будут высвобождаться полугодовые депозиты. Я думаю, что если парадигма немного изменится, и внешний фон тоже как-то поменяется, то, наверное, клиенты будут возвращаться в зону более усложненных инвестиционных инструментов.

— Что поменялось в предпочтениях клиентов относительно нефинансовых услуг?

— В пандемию одним из самых частых запросов была организация трансферов или бизнес-джетов для перелетов по стране и за рубеж. Сейчас клиенты продолжают пользоваться этими услугами, но в дополнение к ним актуальными стали вопросы, связанные с недвижимостью в России и за рубежом, приобретением золота (в слитках), в том числе в связи с отменой НДС. Также сейчас актуальность приобретает альтернативный класс инвестиций, который может выражаться в материальных активах, таких как предметы искусства, коллекционное вино, драгоценные металлы.

Сейчас актуальность приобретает альтернативный класс инвестиций, который может выражаться в материальных активах, таких как предметы искусства, коллекционное вино, драгоценные металлы.

— В этих условиях вы принимаете решение об открытии нового офиса в Петербурге, в чем его особенность?

— Как я уже говорил, банк усиливает присутствие там, где видит перспективы для развития бизнеса. С одной стороны, мы активно развиваем онлайн-сервисы. Сейчас большинство операций состоятельные клиенты могут совершать самостоятельно онлайн, не выходя из дома. Всегда можно связаться с менеджером и урегулировать даже сложные вопросы дистанционно. С другой стороны, мы стремимся сочетать новейшие цифровые технологии и персональный подход к обслуживанию. Мы понимаем, как важно личное общение в работе с клиентами private banking, возможность в приватной обстановке получить консультацию и принять взвешенное решение. Новый офис как раз ориентирован именно на private-клиентов. Здесь соблюдены все подходы, в том числе в планировке, связанные с конфиденциальностью и приватностью.

С точки зрения локации мы отталкивались от потребностей клиентов: провели опрос, предложив несколько вариантов расположения. По отклику поняли, что Васильевский остров — это наиболее оптимальная локация.

Можно ожидать еще большей диверсификации с целью снижения рисков — в том числе, возможно, еще и по юрисдикциям.

— Какие тренды будут определять развитие сегмента private в ближайшее время?

— Мы живем в такое время, когда все пытаются найти точки опоры, но ситуация все равно динамично меняется, и пока не удается эти точки для себя как-то определить. Пожалуй, из трендов сегодня можно выделить усиление диверсификации. Мы привыкли к тому, что клиенты распределяют активы по нескольким инструментам, юридическим лицам — банкам, управляющим компаниям и т. д. Сейчас можно ожидать еще большей диверсификации с целью снижения рисков — в том числе, возможно, еще и по юрисдикциям. Растет спрос на экспертизу, состоятельные клиенты хотят сотрудничать с надежным партнером, с тем, кто умеет помочь зарабатывать в сложных и меняющихся условиях.

Инструменты Новые реалии корпоративного банкинга
Содержание
Закрыть