Новый кризис, грянувший всего через два года после коронавирусного, ударил, в первую очередь, по российским компаниям, наиболее тесно вовлеченным во внешнеэкономическую деятельность (ВЭД). Но и другие отрасли оказались под ударом с учетом резко подорожавшего после подъема ключевой ставки ЦБ банковского финансирования. Как банки меняют свои продукты и как поддерживают клиентов из разных сегментов бизнеса, обсудили участники дискуссии «Адаптация банковских продуктов и условий под новые реалии. Какие программы предлагают банки в поддержку бизнеса», организованной отделом конференций РБК Петербург.
Банки: борьба за клиентов
Клиентская база — ключевой вопрос для тех банков, которые попали в санкционные списки. «Для нас сейчас критически важно сохранить диалог с клиентами, сохранить нашу клиентскую базу. Несмотря на то, что доля клиентов ВЭД у нас не столь велика, мы ценим каждого клиента и готовы слышать, слушать и принимать решение в соответствии с конкретными потребностями каждого», — подчеркивает начальник управления малого бизнеса Филиала «Санкт-Петербургский» Альфа-Банка Екатерина Бондаренкова.
В сравнительно удачном положении оказались те банки, которые имеют определенную устойчивую клиентскую нишу. «В этом году наши задачи по кредитованию выросли в разы. Это связано с тем, что мы направлены, в первую очередь, на поддержку агропромышленного комплекса, который имеет сегодня стратегическое значение», — говорит заместитель Директора Санкт-Петербургского филиала АО Россельхозбанк Наталья Огородникова.
Как подчеркнул начальник управления по Санкт-Петербургу и Ленинградской области департамента регионального корпоративного бизнеса ВТБ Максим Кущ, банк работает в стандартном режиме, все ресурсы задействованы для бесперебойного обслуживания клиентов, а также реализации программ поддержки среднего и малого бизнеса. В текущей ситуации предприниматели продолжают открывать в банке расчетные счета, а повышение ставок на депозиты в первом квартале содействовало приросту клиентской базы: «Только за март мы нарастили портфель привлеченных средств на 85 млрд рублей. По большей части, — это новые клиенты. И это означает, несмотря на то, что мы одними из первых столкнулись с ограничениями, лимит доверия к нам не уменьшился», — отмечает он.
По словам директора департамента малого и среднего бизнеса Санкт-Петербургского филиала ПСБ Александра Хайкинсона, несмотря на то, что банк является опорным для реализации государственного оборонного заказа, он остается универсальным финансовым институтом, и кредитование малого и среднего бизнеса является одним из приоритетных направлений работы банка. Поэтому основные вызовы лежат в области работы с «рыночными» клиентами. «Мы остаемся, несмотря на санкции, для всех клиентов тем же надежным партнером и предоставляем на высоком уровне качественные сервисы», — сказал он.
В целом на рынке наблюдается некоторое затишье. «С начала марта практически все кредитные сделки были поставлены на паузу. И банки, и крупные компании ждут, когда новая экономическая реальность окончательно сформируется и станет понятен новый уровень процентных ставок», — отмечает пресс-секретарь банка «Открытие» по СЗФО Иван Макаров.
Клиенты: запрос на офлайн и гибкие решения
У клиентов период паники прошел в конце февраля — начале марта. Остался, по словам банкиров, повышенный спрос на консультирование. Клиенты ищут помощи в решении повседневных вопросов и активно интересуются новыми кредитными программами, запущенными правительством. «Новые ограничения, нововведения в законодательстве, стремительно меняющиеся экономические условия, сложности с логистикой, увеличение расходов — все это требует от предпринимателей быстрых решений. И, как следствие, формирует спрос на консультации», — говорит заместитель Председателя Правления Банка «Александровский» Илья Кокарев.
«Стало намного больше запросов от клиентов, которые хотят получить консультацию или рекомендации. Есть какие-то предсказуемые для нас вопросы, а есть моменты, о которых мы узнаем просто по факту — например, о поведении иностранных партнеров. Мы рассматриваем каждый случай индивидуально и в соответствии с действующими нормами и правилами предлагаем решения, из которых клиент может выбрать оптимальный для себя вариант. Тем самым мы помогаем в ведении бизнеса», — рассказала директор Северо-Западного филиала — старший вице-президент Росбанка Елена Шевелева.
Запрос на консультации повлек за собой интересное последствие — откат от онлайн-общения с банком, бурно развивающегося в период пандемии, в пользу личных встреч с консультантами. «Банки, которые в последнее время активно росли, сосредоточившись только на онлайне, будут сейчас со всеми «делиться» клиентами — как физлицами, так и предприятиями малого и среднего бизнеса, потому что сейчас, когда требуется решить какой-либо сложный вопрос, до них просто не дозвониться», — подчеркивает Илья Кокарев. При этом, по его словам, возвращение в офлайн повлечет за собой удорожание банковских комиссий, поскольку за увеличенную нагрузку на фронт-офисы кто-то должен заплатить.
Среди актуальных вопросов для бизнеса — размещение свободных средств и поиск оптимальных для этого решений. «Наиболее востребованы сейчас у компаний депозиты на короткие сроки. Рынок кредитования как крупного и среднего, так и малого бизнеса по-прежнему находится в режиме ожидания», — отмечает Иван Макаров.
Если говорить о финансовом состоянии клиентов, то в наиболее тяжелом положении, по словам Елены Шевелевой, оказались компании, работающие в сегменте ВЭД и отличающиеся низкой диверификацией бизнеса. Напротив, хорошо себя чувствуют стартапы в области импортозамещения. Как рассказала Екатерина Бондаренкова, такие проекты все чаще предъявляют спрос на банковские услуги.
Говоря о клиентах малого и среднего бизнеса, Александр Хайкинсон поделился результатами последнего исследования индекса деловой активности малого и среднего бизнеса (RSBI) с региональным срезом, которое банк ежемесячно проводит совместно с «Опорой России». По итогам первого квартала текущего года индекс составил чуть меньше 48 пунктов, что означает небольшой спад деловой активности (рост начинается с 50 п.). При этом в 2020 году в первые месяцы пандемии минимальное значение индекса составило 38 п., а среднее за первый квартал — 45 п. То есть история с «ковидом» произвела больший эффект на предпринимателей, чем то, что происходит сегодня, отмечает Александр Хайкинсон.
В сфере ВЭД бизнес повсеместно озабочен поиском «дырок в заборе», как выразился один из участников дискуссии. То есть поиском обходных путей как в логистике, так и с точки зрения валютных платежей.
«Мы получаем сейчас много запросов на консультирование по ВЭД, в первую очередь бизнесу требуется поддержка на первых этапах сотрудничества с банком. Приток новых клиентов стимулирует небольшие банки перестраивать свои бизнес-процессы, активнее развиваться, расширять штат специалистов по ВЭД-операциям», — оценил ситуацию с ВЭД Илья Кокарев.
Поддержка: льготные госпрограммы и оптимизация расходов
Государство активно поддерживает бизнес через льготное кредитование, и, по словам банкиров, эти программы пользуются спросом. «Программа фондирования ЦБ, отраслевые программы для системообразующих предприятий, − все это востребовано и позволяет нам обеспечить клиентам доступное финансирование в условиях высоких ставок. Есть также программа «1764» − по номеру соответствующего постановления правительства. В ее условия были внесены изменения после повышения ключевой ставки. Но мы приняли решение сохранить ставки для инвестпроектов, решения по которым были уже приняты. Финансирование клиентов среднего и малого бизнеса ВТБ в рамках ранее заключенных кредитных соглашений мы проводим по ставке, одобренной в рамках прежней редакции программы. По Санкт-Петербургу и Ленинградской области объем таких сделок составит 11,7 млрд рублей», − отметил Максим Кущ.
Увы, госпрограммы не могут охватить все предприятия, нуждающиеся в финансировании, заметила, в свою очередь, Наталья Огородникова. «Есть программы для малого и среднего бизнеса, в которые попадают компании с выручкой до 2 млрд руб., есть программы для системообразующих предприятий. Основной вопрос — что будет с кредитованием крупного и среднего сегмента, который не попадает в эти группы», — отмечает она.
Впрочем, по словам банкиров, некоторые компании разделяют бизнес на отдельные юрлица, часть из которых формально подходит под критерии МСБ и имеет право на получение льготных кредитов.
В ситуации неопределенности, с которой сегодня столкнулся бизнес, важным фактором поддержки стали кредитные каникулы, реструктуризации и индивидуальные условия. «Мы предлагаем клиентам возможности для реструктуризации задолженности, позволяем удлинить срок выплаты кредитов до 10 лет, получить отсрочку по платежам в пределах года − то есть, перезагрузиться, выдохнуть. Как и во время пандемии, мы сократили до минимума число формальностей для принятия таких решений в банке», − рассказал Максим Кущ.
Как заметил Александр Хайкинсон, стоимость финансирования по собственным программам банка выше, чем ставки господдержки. Однако кое-что банки сделать могут. «Мы даем возможность пролонгации кредитов, позволяем управлять залоговой массой», — привел пример Илья Кокарев.
«Банк «Открытие» оказывает поддержку розничным клиентам и компаниям малого и среднего бизнеса в рамках государственных и дополнительных программ. Среди основных мер — кредитные каникулы, отсрочки платежей, льготное кредитование и реструктуризация действующих кредитов», — отмечает Иван Макаров.
«Главный тренд — это упрощение процедур и удешевление везде, где это возможно», — подчеркивает, в свою очередь, Екатерина Бондаренкова. Например, в «Альфа-Банке» это выдача гарантий по одному документу, эквайринг по ставке 1% для малого бизнеса, а не только из правительственного списка и так далее.
«Наша реакция — это введение льготных условий обслуживания с целью снижения расходов клиентов, вынужденных искать новые платежные и логистические каналы в турбулентной ситуации», — отмечает Наталья Огородникова.
«Задача банков сегодня — взвешивать ситуацию и находить заново баланс между поддержкой клиентов и устойчивостью самой банковской системы в новых реалиях», — заключает Елена Шевелева.