В каких сферах есть возможности для развития, а в какие отрасли лучше не инвестировать в этом году — обсудили приглашенные эксперты и резиденты Club 500 в Петербурге в рамках панельной дискуссии «Кризис 2022. Время возможностей». Об успешных кейсах участников, советах по работе с персоналом в кризис и перспективных нишах для импортозамещения — в материале РБК+ Петербург.
Новые ниши
Основатель группы компаний ITGLOBAL.COM Дмитрий Гачко считает, что любой кризис прекрасен новыми возможностями. Сейчас, например, отличное время для импортозамещения в IT-отрасли. «Три года назад мы вложились в два стартапа по разработке софтверного продукта для больших корпораций, они были прямыми конкурентами американских компаний, — вспоминает Гачко. — Мы вложили в один из этих стартапов 200 млн руб. за 2,5 года: в людей, в разработку продукта. Буквально за две недели ситуация изменилась кардинально — у команды разрывается телефон, отдел продаж в мыле. Сейчас рынок пустой, конкурентов смыло, западные компании с него вышли, вместо того, что чтобы медленно, пошагово завоевывать рынок, можно отгружать товар, как горячие пирожки».
По словам Дмитрия Гачко, главное — вовремя заметить новые перспективные ниши. «В свете того, что в ближайшее время будет принят новая редакции закона «О цифровых финансовых активах» и майнинг будет легализован, он может стать вполне большим бизнесом. Я бы рекомендовал посмотреть в эту сторону», — говорит эксперт.
С оценкой перспективности данного направления согласен и генеральный директор АНО «Академия Ф7» Александр Махров. «Спрос со стороны потенциальных клиентов на создание майнинговых ферм есть. Мы сейчас готовим проект по предоставлению электричества для крупных майнеров, хотя раньше отказывались с ними работать. Майнинг казался «серой» сферой, в которой часто использовали нелегальные подключения. Но сейчас оказалось, что майнинг — это именно то направление, которое можно и нужно развивать».
Участник Club 500 Елена Белякова, основатель компаний «Альтернативные линии», «HighKPI», «Дом ДПК», также уверена, что кризис — это время возможностей. «Я начинала свой бизнес в 2008 году, говорят, что тогда тоже был экономический кризис, но я лично этого никак не почувствовала. В 2014 году, когда мы к основному бизнесу параллельно открыли две новых компании, тоже было непростое время», — отметила Белякова. По мнению спикера, ждать улучшения ситуации не стоит, нужно действовать.
Удержать цены и клиентов
Для совладельца Coffee Soldiers и Modena Coffee (компании по обжарке и поставкам кофе) Александра Богатыренко точкой для переосмысления бизнеса стал февраль, когда в компании очередной раз пересчитали ценообразование и поняли, что по валовой маржинальности проваливаются примерно на 7%. «Что мы сделали? Мы привлекли в новое производство порядка 100 млн руб., которое будет отвечать, как требованию государства по импортозамещению, так и по созданию рабочих мест и занятости людей», — отметил Богатыренко. Задача нового проекта — дать доступную цену продукта для сегмента HoReCa, ретейла и экспорта.
Основатель сети Vlavashe Павел Крупин поделился примером своего кейса работы в пандемию. «Когда случился «ковид», общепиту вообще запретили работать. У меня тогда было порядка 20 точек, мы эту задачу решили за счет быстрой смены кода ОКВЭД с общепита на магазин хлебо-булочных изделий. Решили, что будем продавать шаверму на вынос. Мы открылись, когда закрылись все конкуренты и «хлопнули» плюс 150% к обороту за первые два месяца. Стали развивать доставку, на нее приходилось 70% оборота», — рассказал он.
После начала военной операции в Украине сильно выросли цены на продукты. Для сети общепита с небольшой наценкой, которая зарабатывает на объемах, колебание в себестоимости плюс 30-40% могло стать фатальным. «Но закрылся McDonald’s и мы не просто смогли выжить, а сейчас рвем рынок, у нас плюс 40% оборота к февралю. Из 50 млн руб. стало 70 млн. руб.», — говорит Павел Крупин. По его словам, поток посетителей вырос. «Очень много людей, которые ходили в рестораны со средним чеком в 1000 — 1500 руб., теперь хотят к нам, потому что начли экономить. Это тоже возможность. Сейчас вообще время возможностей, главное правильно их увидеть и никогда не опускать руки», — говорит предприниматель.
«Понять глубину падения»
Но чувствуют себя хорошо и имеют позитивные перспективы далеко не все ниши. Всем, кто успел выскочить из коммерческой недвижимости до 24 февраля 2022 года, очень крупно повезло, считает Артем Гудченко, президент группы компаний RENTA, ресторатор (проекты ECLIPSE, ASKANELI). Он рекомендует в ближайший год ничего не покупать на этом рынке. «Доход от объектов — это прямая производная от арендной ставки, а она производная от дохода арендаторов, который в ближайшее время будет падать. Меня просили не говорить о грустном, но тогда это можно сформулировать как «отрицательный рост», — говорит Гудченко.
Ситуация с ресторанным бизнесом тоже непростая. «Годы пандемии уже сильно проверили рестораторов на прочность, все ресурсы по поиску новых идей, усиления команды и продукта исчерпаны. Сейчас рестораторы пошли в сторону новых рынков, в Дубаи сейчас находятся примерно все. Это наиболее привлекательный рынок, но помимо Дубая сейчас рассматривают Шри-Ланку, Казахстан и многие другие страны», — отметил Артем Гудченко.
По его прогнозам, для российского ресторанного рынка сегмент fine dining имеет призрачные шансы на выживание в отсутствии гида Michelin, премии World's 50 Best Restaurants и растущего туристического спроса, который и формировал отрасль. «Расчет только на ностальгию наших состоятельных гостей, которые хотели бы отдохнуть в Ницце, Париже и Милане, но не могут этого сделать, и хотят возможность воссоздать атмосферу утраченного. Вероятно, это даст возможность остаться на плаву, но честно скажу, перспективы довольно грустные», — говорит Артем Гудченко.
При этом для демократичных форматов время подходящее: даже в самое кризисное время — люди будут хотеть есть, пить и развлекаться. «Но я бы всех предостерег о того, чтобы инвестировать сейчас в ресторанные проекты. В ближайший год уровень неопределенности настолько высок, мы пока не понимаем, что произойдет с потребительским спросом, куда качнется маятник, и насколько глубока будет пропасть с точки зрения падения потребительских доходов. Рынок к концу года изменится кардинально», — ожидает он.
Время коллабораций
Сейчас хорошее время для коллабораций, уверен Артем Гудченко. Он приводит пример своего совместного ресторанного проекта с производителями вина и крепкого алкоголя грузинской компанией ASKANELI.
«Мы получили доступ к их продукции по себестоимости. На фоне того, что цены на импортный алкоголь улетели в космос, это очень ценно. Взамен наши партнеры получают увеличение узнаваемости своего бренда на российском рынке и гарантированный канал сбыта в условиях запрета на рекламу алкоголя на ТВ, радио и в наружной рекламе. Запомнить название ресторана проще, чем название на этикетке винной бутылки», — добавляет он.
Артем Гудченко считает, что многие компании могут использовать подобные схемы, вместо конкуренции по цене на этапе закупок или продаж, можно создать агломерацию, чтобы усилить бизнес. «Это способ выжить», — подчеркивает спикер.
Работа со страхами
Все участники дискуссии отметили, что после 24 февраля нервозность сотрудников возросла, продуктивность работы упала, многие задумались об эмиграции. Выстроить коммуникацию с персоналом в компании в это непростое время необходимо, но можно сделать это разными способами.
Александр Махров поделился опытом проработки страхов по принципу фатальности — нужно представить, что самое страшное уже произошло и план своих действий в такой ситуации. По его словам, страхи его сотрудников были самыми разными и даже иррациональными: от объявления всеобщей военной мобилизации, невозможности выехать за рубеж, дефицита продуктов, «железного занавеса» и атомной войны. «Это сработало, атмосфера тревожности в коллективе снизалась на порядок. Люди перестали бесконечно думать о том, что с ними произойдет», — рассказал Махров.
Елена Белякова практикует другой способ, как уберечь персонал от лишних переживаний. «Если мозг моего сотрудника занят новостями и переживаниями, нужно дать ему больше нагрузки и занять дополнительной работой, чтобы он думал не о ситуации в мире и о своих проблемах, а задачах компании, которые нужно решить. Над тем, на что он действительно может повлиять», — говорит Белякова.
Александр Богатыренко настроен более решительно. «Нужно уметь абстрагироваться от информационного шума. Если на работе у сотрудников есть время обсуждать мемы про военную операцию и спорить, кто прав, значит, у них слишком много свободного времени. Стоит подумать, нужны ли такие люди компании», — категоричен он.
Не стоит тратить время на удержание и мотивирование не лояльного компании персонала, полагает Артем Гудченко: «Сейчас потерять работу будет в миллион раз легче, чем ее найти. Рынок труда будет настолько переполнен, что в нужный момент вы легко найдете тех специалистов, которые будут нужны».
Эксперт советует предпринимателям, которые привыкли работать в режиме 24/7 или 5/2 попробовать взять дополнительный выходной. Режим рабочей рутины подходит для стабильной ситуации, а в кризис нужны новые свежие идеи и силы, без полноценного отдыха им просто неоткуда будет взяться.