За последний месяц российский рынок операционного лизинга автомобилей столкнулся с целым рядом новых вызовов. Во-первых, «встали на паузу» многие иностранные компании, которые традиционно составляли значимую часть рынка. Во-вторых, растет стоимость фондирования, значит, неизбежен подъем ставок по новым договорам. В-третьих, уход из России ряда иностранных автопроизводителей заставляет искать альтернативу привычным маркам. О том, как реагируют на новые вызовы участники рынка — в материале РБК+ Петербург.
2021 год: рост и диверсификация
К 2022 году рынок операционного лизинга автомобилей в России подошел с хорошими результатами. По данным агентства «Эксперт РА», объем нового бизнеса, то есть стоимость переданных клиентам автомобилей, в данном сегменте по итогам девяти месяцев 2021 года увеличился в пять раз, до 7 млрд руб. Парк машин в операционном лизинге за первое полугодие 2021 года вырос на 7% до 94 тыс. единиц, притом, что за весь 2020 год рост составлял всего 2%.
По итогам девяти месяцев 2021 года объем нового бизнеса увеличился в пять раз, до 7 млрд руб. Парк машин в операционном лизинге за первое полугодие 2021 года вырос на 7% до 94 тыс. единиц.
При этом рынок менялся не только количественно — диверсифицировалась его структура. Если в начале становления оперлизинга в России основными арендаторами автопарков были представительства крупных иностранных компаний, имеющих опыт работы с подобным инструментом в западных странах, то с развитием авторынка операционный лизинг стал проникать все глубже, расширяя клиентскую базу. В итоге главными пользователями операционной аренды легковых автомобилей в основном стали корпоративные клиенты (более 95% по итогам 2020 года) — это преимущественно компании из секторов HoReCa и FMCG. Также с начала пандемии и развития онлайн-торговли наблюдался рост спроса со стороны компаний, ведущих деятельность в сфере доставки и логистики. Кроме того, в первом полугодии 2021 года резко выросла доля физлиц в числе клиентов — до 20% против 2% в 2019–2020 годах.
«Подобные изменения обусловлены во многом запуском сервисов по подписке и операционной аренде автомобилей со стороны крупных банковских лизинговых компаний», — поясняют аналитики Эксперт РА.
Постепенно менялась и структура предложения, в котором изначально доминировали компании иностранного происхождения. «Существенная часть клиентов-представительств иностранных компаний, находящихся на территории РФ, работают с иностранными лизинговыми компаниями, и договоры между ними согласуются на уровне штаб-квартир, то есть не в России», — отмечает Наталья Кожемякина, руководитель направления операционной аренды и технического обслуживания автопарка компании «Балтийский лизинг» (входит в первую десятку рэнкингов «Эксперт РА» по размеру парка и по количеству автомобилей, переданных в лизинг за I полугодие 2021 года). Но постепенно их доля на российском рынке размывалась.
2022: рост ставок и поиск новых клиентов
Последние события по-разному отразились на отечественных и иностранных участниках рынка (многие из которых берут паузу) и могут в дальнейшем привести к новым структурным сдвигам. Замдиректора Группы рейтингов финансовых институтов АКРА Сурен Асатуров заметил, что дальнейшая позиция иностранных лизингодателей будет зависеть от решения головных структур в отношении готовности продолжать свою деятельность в России.
Клиенты лизинговых компаний также отреагировали на ситуацию по-разному. «Многие иностранные парковые компании [которые располагают существенным парком автомобилей — от 50 и более - ред.] ожидают решения руководства о том, насколько активно они будут продолжать развивать свой бизнес в РФ, оптимизируют затраты. Поэтому значительная часть клиентов-иностранцев берет паузу. Мы, со своей стороны, пересмотрели воронку продаж и делаем акцент не на иностранные компании, а на те, которые продолжают работу в РФ в прежнем режиме», — говорит Наталья Кожемякина.
Например, сохраняет активность сегмент, обеспечивший существенную часть роста рынка в прошлом году, — маркетплейсы. «У нас есть несколько запросов от таких компаний. Они не выжидают и готовы заключать договоры по новым ценам», — добавляет эксперт «Балтийского лизинга».
В свою очередь, компании-лизингодатели пересматривают ставки и условия финансирования по новым договорам. «Повышение ключевой ставки Банка России привело к увеличению стоимости фондирования для лизингодателей, а разгоняющийся уровень инфляции на фоне ослабления рубля — к росту стоимости имущества. Все эти факторы в конечном итоге стимулируют рост среднего платежа по оперлизингу. Дополнительное давление также оказывает увеличение стоимости обслуживания автомобилей из-за роста цен на комплектующие и их дефицита на рынке в связи с нарушением логистических цепочек и приостановкой деятельности ряда крупных автопроизводителей в РФ», — отмечает младший директор по банковским рейтингам агентства «Эксперт РА» Зоя Советкина.
С одной стороны, это отрицательно скажется на уровне спроса. С другой, как заметил ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов, «если какие-то собственники могут отказаться от автомобиля совсем, то другим ездить все равно нужно, и вот они как раз могут воспользоваться услугами операционного лизинга, что поддержит его». Причем, по его словам, воспользоваться этой услугой могут не только юридические, но и физические лица, что также может изменить структуру этого рынка.
В целом, несмотря на упомянутую выше паузу со стороны иностранных лизингодателей, российские компании работают в условиях растущей конкуренции за клиентов. «У нас есть несколько кейсов с клиентами, которые в конце прошлого года заключили партнерские соглашения с иностранными лизинговыми компаниями (ЛК), автомобили находились в поставке, сейчас дошли, но ЛК уже предлагают новые условия сотрудничества, к которым клиенты не готовы. Они обратились к нам, и мы стараемся предложить им более интересные условия», — описывает ситуацию на рынке Наталья Кожемякина.
По ее словам, несмотря на все отрицательное влияние санкций, они могут дать серьезный стимул к росту рынка операционной аренды легкового и легкого коммерческого транспорта.
«Причина в том, что компаниям становится совсем невыгодно держать авто у себя на балансе, поскольку появились трудности с заказом запчастей, выросли цены на обслуживание. А когда этими вопросами занимаются профильные лизинговые компании, у которых есть обширные партнерские базы и преференции от сервисных организаций, эти задачи решаются гораздо проще, к тому же, клиенту для этого никаких усилий прилагать не нужно, плюс ко всему он сэкономит деньги», — добавляет Наталья Кожемякина.
Новые марки и игроки
Отдельная проблема лизинговых компаний — уход с рынка целого ряда иностранных автопроизводителей. Пока что компании пользуются старыми запасами дилеров. «Мы работаем со всеми поставщиками, кто продает оставшиеся в наличии автомобили. У некоторых еще доходит поставка, заказанная до последних событий», — поделилась Наталья Кожемякина.
Однако уже сейчас компании ищут замену ушедшим маркам. «В условиях снижения доли присутствия европейских марок, а также приостановки деятельности ряда российских производителей из-за дефицита иностранных комплектующих, лизинговые компании будут заключать все больше договоров с китайскими автопроизводителями, которые активно осваивают наш рынок в последние годы», — прогнозирует Зоя Советкина.
Если санкционные ограничения сохранятся, а иностранные автопроизводители не вернутся в страну, это может привести к сокращению выбора марок автомобилей, которые будут предлагать лизингодатели, отмечает Дмитрий Баранов. В то же время, по его словам, помимо вышеупомянутых азиатских марок и автомобилей с пробегом рынок может пополниться автомобилями с нетрадиционными силовыми установками (электро-, газ, гибридные).
В итоге свои позиции смогут укрепить отечественные компании, но не исключено, что на отечественном рынке лизинга могут появиться и новые игроки «В первую очередь из соседних стран, где представлены разные бренды авто», — говорит Дмитрий Баранов.
Эксперты полагают, что смягчить последствия шока могли бы меры государственной поддержки. «Мы ожидаем, что государство будет вовлечено в ситуацию, и допускаем расширение государственных программ поддержки, направленных на лизингодателей и лизингополучателей. Также не исключены послабления со стороны банковского регулирования в отношении заемщиков из лизинговой отрасли, как это наблюдалось нами во время пандемии», — резюмирует Сурен Асатуров.
Справка
Операционный лизинг предполагает возврат автомобиля лизингодателю по окончании срока договора — в отличие от финансового, где лизингополучатель обычно выкупает автомобиль по остаточной стоимости, а договор заключается на весь срок полезной эксплуатации.