Число новых вакансий в 2021 году выросло практически во всех отраслях: в розничной торговле, промышленности, строительстве, логистике, гостинично-ресторанном бизнесе. Высоким был и остается спрос на «синих воротничков» — курьеров, продавцов, HoReCa-персонал. Какие инструменты поиска используют работодатели из сферы малого и среднего бизнеса, чтобы быстро и с наименьшими затратами закрывать позиции — в материале РБК+.
Особенности малых
Расставание хотя бы с одним сотрудником может иметь плачевные последствия для малого бизнеса: не так просто найти замену специалисту, который, возможно, совмещал несколько функций. В компаниях-гигантах, напротив, четко прописаны зоны ответственности, все бизнес-процессы отлажены, поэтому даже с уходом группы сотрудников может ничего не измениться.
Зачастую поиск работника в небольшой компании связан с экстренной необходимостью или непредвиденными обстоятельствами. «Сегодня в небольшом бизнесе действительно заметный тренд состоит в том, что мало кто хочет работать и вкладывать силы в дело, — говорит Никита Пятаев, индивидуальный предприниматель, владеющий парком эвакуаторов. — Проще говоря, люди ленятся, поэтому приходится с некоторыми расставаться, отсюда и потребность в срочном найме».
Проблема усугубляется тем, что у малого и среднего бизнеса далеко не всегда есть возможность нанять в штат HR-специалиста. Задача подбора персонала в этом случае ложится на плечи руководителя, который параллельно выполняет множество других функций. «Это наиболее эффективный способ, когда численность работающих не превышает 40–50 человек. Дальше уже надо задумываться о создании кадровой службы, хотя бы — для начала — из одного человека», — говорит генеральный директор ресторана «МыЖеНаТы» — Виктория Тихонова.
Такая специфика вынуждает малый бизнес ставить несколько иные требования к инструментам подбора персонала, чем это делают более крупные игроки рынка.
Каналы поиска персонала
Еще до пандемии одним из самых перспективных каналов рекрутинга для небольшого бизнеса называли соцсети. Однако у соцсетей есть существенный минус: широкий охват аудитории может привести к размытию круга поиска. По этой причине предприниматели обращаются к возможностям специализированных платформ. Благодаря разным опциям, время от отклика кандидата на вакансию до его трудоустройства может составить два-три дня.
«Я использую для поиска сотрудников платформу «Авито Работа», так как создать объявление о вакансии там максимально просто, — делится опытом Никита Пятаев. — Разместил объявление и начал принимать звонки. С подходящими людьми мы договариваемся на прохождение обучения, стажировку. Если все прошло отлично и условия всех устраивают, начинаем работать».
По оценкам самой платформы, за год компании вдвое увеличили запросы на кадры. На данный момент на «Авито» размещено более 50 тыс. вакансий по Петербургу и Ленобласти, по всей стране число вакансий достигает 500 тысяч.
Как отмечает директор по развитию платформы «Авито Работа» Дмитрий Пучков, на текущий момент в Ленобласти лидирует категория «продажи», на которую приходится 17% от числа всех вакансий. На втором месте «производство, сырье, сельское хозяйство» и «строительство», занявшие по 13% каждая. Доля категории «транспорт, логистика» — 12%. В Санкт-Петербурге по числу вакансий лидирует «транспорт, логистика» с 14%, далее «продажи» — 13% от всех вакансий. На долю категорий «производство, сырье, сельское хозяйство» и «строительство», а также на «туризм, рестораны» приходится по 9%.
В какое время эффективнее искать персонал:
С 5 до 9 утра. В это время менее 7% работодателей и соискателей заходят на джоб-борды. Число тех и других примерно одинаково, и конкуренция за внимание соискателя ниже.
С 10 до 13 дня. Активность крупных работодателей наиболее высока, в этот промежуток времени приходится примерно треть всех посещений за день. Активность соискателей ниже активности рекрутеров.
С 14 до 17 дня. Рекрутеры начинают отвечать на отклики, полученные в первой половине дня. Это может отвлекать соискателей от просмотра новых вакансий.
С 18 до часа ночи. Более четверти кандидатов просматривают новые вакансии. Активность крупных работодателей в это время гораздо ниже.
Перспективы найма
До 45% представителей малого и среднего бизнеса нуждаются в найме новых сотрудников, говорится в исследовании Промсвязьбанка, «Опоры России» и агентства Magram Market Research. «Кадровый голод сейчас силен не только в высокотехнологичных отраслях, но и в таких сферах, как ретейл и обслуживание», — говорит владелец сети цветочных магазинов Андрей Киреев.
При этом представители малого бизнеса не готовы использовать сложные инструменты поиска сотрудников, отнимающие много времени и требующие определенных навыков. В приоритете простые готовые платформенные решения, позволяющие оперативно находить линейный персонал.
«Разумеется, самим компаниям и индивидуальным предпринимателям стоит обратить внимание на работу с кадрами, повышение мотивации и т.п., чтоб минимизировать текучку», — заключает Андрей Киреев.