От первого лица , Санкт-Петербург и область ,  
0 

«Важно сохранить свою долю и не допускать ошибок»

Эльбрус Мамедов
Эльбрус Мамедов (Фото: пресс-служба)
Владелец бренда «Рузифрут» и соинвестор Агропарка «Нарт» Эльбрус Мамедов — о ситуации на рынке плодоовощной продукции и его перспективах

Годовой объем импорта овощей и фруктов в Россию в прошлом году превысил 5,2 млн тонн, подсчитали в Businesstat. При этом порядка 60% продукции проходит через Петербург как портовый город. По прогнозам, в 2022 году эта доля могла значительно вырасти. Какие факторы влияют сегодня на рынок, в чем сложности цифровизации и логистики, а также что даст Петербургу запуск нового агропарка — в интервью РБК+ рассказал владелец бренда «Рузифрут» и соинвестор агропарка «Нарт» Эльбрус Мамедов.

Временные сложности

— С какими сложностями сегодня сталкивается отрасль плодоовощной продукции? Как их, на ваш взгляд, можно эффективно решить?

— Основная сложность — это рост курса валют, так как мы никак не можем на это повлиять, и это один из определяющих факторов в нашем бизнесе. А вот с остальными вопросами вполне можно работать. Например, в логистической цепочке сейчас есть проблема с перевозками, мы везем товар в основном морским путем, в связи с пандемией не производились новые контейнеры, не осуществлялся ремонт кораблей. Этот и еще многие другие факторы привели к тому, что резко возросла стоимость фрахта, а это сразу ведет к увеличению стоимости продукции.

В 2022 году мы ожидаем примерно 30% роста стоимости оптового продукта. Сейчас логистика стоит иногда дороже, чем сам продукт. Но это, на мой взгляд, временная история. Потребуется буквально около года, чтобы этот вопрос наладился и стоимость фрахта стала обоснованной. Что касается таможенных сложностей, да, сейчас есть задержки из-за проверок, но, считаем, это тоже временно.

— Какие факторы, помимо уже названых, являются «фоновыми» для рынка плодоовощной продукции Петербурга, что важно учитывать?

— Петербург — это портовый город, и это один из ключевых факторов в нашем бизнесе, поскольку практически вся импортированная плодоовощная продукция приходит морем. Единичные случаи — это закупки экзотических фруктов самолетом или сушей.

В нашем бизнесе на всех этапах есть большие сложности: абсолютно все нужно контролировать. Фрукты и овощи — это скоропортящийся товар, поэтому очень важны сроки, качество перевозки и дальнейшее хранение. Например, мы сильно зависим от партнеров по закупке, логистике, от курса валют. Также влияет сезонность и еще очень много других факторов. Но в целом, сейчас рынок, мне кажется, достаточно стабилен по своей организации.

Трансформация рынка

— Вы занимаетесь этим бизнесом уже много лет, что принципиально изменилось за это время? Насколько прозрачнее стал этот бизнес?

— Мое время в этом бизнесе началось в начале 2000 годов, 90-е я не застал. С 2004 года начал заниматься именно импортом. За это время главное, что поменялось — это прозрачность всех этапов бизнеса. Раньше все было на листочках, в тетрадях: весь учет товара, расчеты и т.д., — все было там. Сейчас все прозрачно, понятно.

Еще одно большое изменение — это резкое уменьшение уличной торговли. Сетевые магазины ее вытеснили. Например, в Европе, несмотря на наличие большого количества больших сетевых магазинов, очень развита уличная торговля фруктами и овощами. В Петербурге сейчас этого практически нет.

— А как же лотки, стихийно появляющиеся в летний сезон? Или вы имеете в виду легальную, организованную торговлю?

—Да, я говорю об организованной легальной торговле.

— Как меняется государственное регулирование данной отрасли?

— Если говорить именно об изменениях, то, наверное, стоит отметить увеличение государственных программ поддержки местных фермеров: за последнее время они показали действительно большой рост. Сейчас фермерский продукт очень качественный, единственное — это вопрос его цены. До сих пор зачастую дешевле покупать импортированные яблоки.

— Вы упомянули прозрачность, она достигается за счет внедрения новых технологий? Как и на каких этапах они появляются в этой во многом традиционной отрасли?

— На мой взгляд, в нашей области внедрение технологий идет очень медленно. Об этом много говорят, но мало кто реализует. В большей степени технологии внедряются в менеджмент — системы учета товара, маркировку и т.д.

Строительство агропарка

— Вы с партнерами реализуете проект ОРЦ «Агропарк Нарт», почему приняли решение участвовать в этом проекте?

— Мы, как крупнейший импортер, сами арендуем очень большие площади, и хорошо знаем как нужно хранить товар, насколько важна логистика. Сейчас мы базируемся на Софийской овощебазе, и агропарк «Нарт» является ее логичным продолжением. Очень важно было сделать большой логистический центр за пределами КАД, но при этом недалеко, с хорошей транспортной доступностью, с большими площадями, с широкой инфраструктурой. Потребность в такой инновационной площадке давно назрела, мы долго ее планировали, и вот теперь реализуем.

— Кто еще участвует в проекте?

— Делаем этот проект совместно с компанией «Нарт», это управляющая компания Софийской овощебазы. Вместе мы очень хорошо знаем, каким должен быть современный агропарк. Кроме того, что у нас самих большой опыт, мы еще много ездили по европейским странам, изучали устройство крупных агропарков и учли удачные решения в своих разработках.

— И каким же должен быть современный агропарк? Что он должен в себя включать?

— По проекту многофункциональный комплекс включает в себя производственно-складской блок, оптово-распределительный центр, фермерские торговые ряды, торговые галереи, бизнес-центр с офисными помещениями класса А, а также гостиницей с конференц-залом, отделением банка, блоком таможенного оформления и брокерских услуг.

Агропарк «Нарт»
Агропарк «Нарт» (Фото: пресс-служба)

— Что реализация проекта даст бизнесу и городу?

— Строительство такой крупной и высокотехнологичной торговой площадки на территории города позволит увеличить налогооблагаемую базу региона, создать порядка 2,5 тыс. новых рабочих мест, привлечь новых импортеров и региональных производителей плодоовощной продукции, а также создать социально значимый объект для бесперебойного снабжения региона фруктами и овощами.

— Во сколько на текущий момент оцениваете стоимость реализации проекта?

— Инвестиционная стоимость проекта с момента начала строительства существенно возросла за счет резкого роста цен на строительные материалы, на данный момент мы оцениваем этот проект около 9 млрд рублей.

— За счет каких средств ведется финансирование проекта?

— Строительство ведется за счет собственных средств, а также кредитных средств по программе льготного кредитования Минсельхоза.

Развитие проекта

— В конце прошлого года был анонсирован запуск первой очереди агропарка, какой процент площадей уже арендован? Кто стал якорным арендатором?

— Первая очередь уже сдана, там 100% площадей заняты и арендаторы ведут ремонт в своих ячейках. Вторую очередь начали строить, там тоже все площади распределены, договора будут заключаться ближе к концу строительства. Третью очередь начнем строить летом, а окончание всего проекта — это 2023 год. Якорные арендаторы — это как раз крупнейшие импортеры фруктов и овощей России, в том числе и «Рузифрут».

— Изначально планировалось завершить проект в 2023 году, получается, что пандемия не повлияла на сроки реализации 2 и 3 очередей?

— Пандемия, безусловно, несколько осложнила процесс строительства. Кроме того, курс рубля за это время тоже сильно изменился, был резкий рост цена на строительные товары. Но, тем не менее, сейчас мы уже наверстали время и более-менее находимся в графике. Очень стараемся весь проект закончить в 2023 году, это сложно, но мы нацелены именно на это.

— Какие сроки окупаемости закладываете?

— Срок окупаемости планировали 8-9 лет, но с учетом роста цен на строительные материалы, сейчас это около 12 лет.

— Вы упомянули таможенный блок в составе агропарка. Достигнуты ли уже принципиальные договоренности по размещению таможенных служб на его территории?

— У нас есть планы по решению таможенных вопросов, изначально мы об этом задумывались, но пока этот вопрос не прорабатывали. Мы вернемся к нему после открытия агропарка.

— Как вы планируете развивать и масштабировать свой бизнес? Каким вы бы хотели его видеть через 10 лет?

— Каждый бизнесмен хочет масштабироваться. Что касается «Рузифрут», то мы находимся в стабильном развитии, важно сохранить свою долю и не допускать ошибок. А что касается развития бизнеса, то у меня есть интересы и в других сферах — строительство, инвестирование. Есть ряд проектов, который сейчас разрабатывается.

Бренд «Рузифрут» принадлежит ООО «Рузисеть». Учредитель и 100% владелец компании — Эльбрус Мамедов. Выручка компании за 2020 год составила — 2,935 млрд рублей, чистая прибыль — 13,5 млн рублей. Основной вид деятельности — оптовая торговля фруктами и овощами.

Также Эльбрус Мамедов является учредителем компании «Пулинвест», которая стала партнером строительства агропарка «Нарт». Соглашение о строительстве агропарка было подписано в рамках ПМЭФ-2021. Соинвестор — руководитель ООО «Нарт» Руслан Мисиков. Строительство началось в 2019 году.

Интервью состоялось до начала спецоперации на Украине и ввода санкций.

От первого лица Время быстрых решений
Содержание
Закрыть