Вопрос диверсификации предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК) не теряет своей актуальности. Однако для расширения ассортимента выпускаемой продукции и выхода на гражданские рынки предприятиям ОПК зачастую нужны новые компетенции и дополнительные средства для модернизации производства. О путях решения этой задачи — в материале РБК+.
Масштабная задача
В рамках государственной программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса» к 2027 году доля высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения в общем объеме продукции, выпускаемой организациями ОПК, должна достичь 40%.
Для выполнения такой масштабной задачи, по словам представителя Северо-Западного регионального центра ВКО «Алмаз-Антей», предприятиям ОПК необходимо развивать компетенции в следующих сферах: стратегическое планирование, конкурентный анализ, маркетинг, сервис, послепродажное обслуживание. И это достаточно долгий процесс, создающий определенные барьеры для выпуска товаров гражданского назначения. Зачастую в штате просто отсутствуют необходимые для этого специалисты, а для привлечения сторонних организаций требуются дополнительные финансовые ресурсы.
Цена и качество
Еще одна проблема состоит в том, что производственные мощности оборонных предприятий создавались под выпуск сложной специализированной продукции, которая требует дорогостоящего инструментального парка и развитой производственной инфраструктуры. Это влечет за собой высокие расходы на закупку нового оборудования для создания продукции непрофильного назначения, а значит и снижает уровень конкурентоспособности ОПК по отношению к предприятиям гражданского сектора по стоимости товаров.
«Для заказчика в оборонной сфере более важными характеристиками являются надежность и долговечность продукции, на их фоне цена занимает второй план. На гражданском рынке доминирует обратный подход, когда определяющим фактором покупки изделия является цена, именно в рамках которой создатели должны обеспечить приемлемое качество товара», — говорит гендиректор АО «Концерн «Океанприбор» Андрей Шатохин.
«При этом, — отмечает Шатохин, — невозможно на одном предприятии ввести раздельные нормативы ценообразования для гражданской и оборонной продукции».
Кроме того, заводы, конструкторские бюро и НИИ отмечают колоссальную потребность в инвестициях, поскольку в подавляющем большинстве случаев под выпуск гражданской продукции необходимо проведение глубокой модернизации существующих производств, а зачастую даже строительство и ввод новых мощностей.
Способы поддержки
«Создание условий для стимулирования спроса на отечественную продукцию поможет поднять конкурентоспособность предприятий ОПК на новый уровень, а также поддержать процесс диверсификации, — уверен Андрей Макаров, заместитель управляющего по работе с предприятиями ОПК Санкт-Петербургского филиала ПСБ. — А поддержка проектов импортозамещения посредством субсидирования, налоговых преференций и помощи различными фондами развития может стать одной из тех мер, которые повысят спрос на выпускаемую продукцию».
Проблема нехватки средств в инвестпроекты по диверсификации отчасти решается посредством финансирования со стороны банков. ПСБ в работе с предприятиями ОПК совместно с Фондом развития промышленности обеспечивает программы кредитования на запуск продукции массового производства, в том числе на льготных условиях.
Спрос на такие услуги со стороны предприятий растет. По словам Андрея Макарова, за последние годы потребность в предоставлении финансирования на цели диверсификации выросла более чем в два раза. «ПСБ стремится быть для предприятий оборонно-промышленного комплекса «банком первого выбора» по всем вопросам. Исходя из потребностей клиентов, банк помогает решать ряд важных задач. Речь идет о финансировании текущей деятельности и предоставлении банковских гарантий по контрактам, зарплатных проектах и программах поддержки сотрудников предприятий, об обучении и консультационных услугах», — говорит Андрей Макаров. Сейчас банк готов увеличить объем оказываемых услуг по данному направлению — было создано профильное подразделение по работе с проектами диверсификации, разработаны программы поддержки и обучающие мероприятия, добавляет Андрей Макаров.
Диверсификация в действии
Развитие финансовых инструментов дает свои плоды. Благодаря банковской поддержке, предприятия ОПК реализуют проекты по выходу на рынок продукции гражданского назначения. Так, предприятия СЗРЦ Концерна ВКО «Алмаз — Антей» выпускают оборудование и системы управления воздушным движением, навигационную аппаратуру различного назначения. В составе концерна создан Центр производства аэронавигационной продукции, который занимается созданием аэродромной многофункциональной системы наблюдения (МПСН) для аэропортов. Создан Научно-исследовательский институт прикладного материаловедения, где разрабатываются технологии получения полимерных, керамических, металлических конструкционных материалов и 3D-изделий нового типа, сообщили в пресс-службе компании.
АО «Концерн «Океанприбор» разработал комплексы с сейсмокосами, предназначенные для разведки энергоресурсов на морском шельфе. В 2023 году предприятие запустит серийный выпуск таких приборов для 2D и 3D-сейсморазведки. Предприятие также занимается разработкой поисково-обследовательского гидроакустического оборудования, используемого для инженерной разведки при строительстве сооружений на шельфе, поиске и обнаружении затонувших объектов, аварийных ситуациях, связанных с падением самолетов или затоплением кораблей.
По данным исследования, проведенного ПСБ, по состоянию на конец 2021 года, несмотря на все сложности, большинство предприятий ОПК смогли организовать производство гражданской продукции. Для компаний, которые только планируют начать такое производство, главное — проанализировать свои компетенции в смежных гражданских направлениях, оценить рынок сбыта и конкурентную среду, а также найти надежный источник финансирования.